Права и обязанности полиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных направлений и принципов деятельности полиции в Российской Федерации.
Согласно поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- анализ основных направлений деятельности полиции и их правового регулирования;
- рассмотрение структуры, назначения и принципов деятельности полиции;
- изучение основных прав и обязанностей полиции.

Содержание работы

Введение.
Основная часть:
1. Правовое регулирование и основные направления деятельности полиции.
2. Структура, назначение и принципы деятельности полиции.
3. Права и обязанности полиции.
Заключение.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение.

Основная часть:

1. Правовое регулирование и основные направления деятельности полиции.

2. Структура, назначение и принципы деятельности полиции.

3. Права и обязанности полиции.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Для нас полиция является основной организацией по охране личности, общественности и страны в целом от беззаконных и других противоправных действий. Вчитываясь в вышесказанное определение можно сразу увидеть, что объектами защиты полиции являются личность, общество и государство. Конкретно делая упор на эти объекты своей защиты и должны даваться те направления, по которым должна осуществляться деятельность полиции.

     В любом обществе выполнение полицейских функций - одна из самых сложных и трудных задач. В демократическом обществе полномочия и функции полиции основаны на законе, и в то же время полиция во многом сама определяет, когда и как применить закон. Не так давно была проведена реформа, целью которой было повышение эффективности правоохранительных органов России, борьба с коррупцией и улучшение имиджа правоохранительных органов. В рамках этой реформы была изменена нормативно-правовая база (данное изменение до сих пор продолжается) и 7 августа 2010 года в открытом доступе с возможностью комментирования был опубликован проект закона «О полиции», призванный заменить ФЗ «О милиции». Безусловно в настоящее время закон претерпел изменения (в отличии от первоначальной публикации), но именно он определил те основные направления деятельности полиции скорректированные с учетом современных условий. Закон закрепляет модель социального партнерства взаимоотношений общества и полиции. То есть – на первые роли выходит не то, когда сила принуждения применяется при малейшей возможности, а то – когда сила принуждения применяется только в случаях, когда не применение невозможно.

     Исходя из практики, можно сделать вывод – ни  одно высокоразвитое общество  не может обеспечить безопасность  граждан, общественную безопасность, общественный порядок, развитие и социальную стабильность без профессиональных правоохранительных органов. Грамотно указанные направления в деятельности полиции – есть основной аспект взаимопонимания, доверия и взаимопомощи общества и правоохранительных органов.

     Целью данной работы является изучение основных направлений и принципов деятельности полиции в Российской Федерации. 
     Согласно поставленной цели, можно выделить следующие задачи:  
- анализ основных направлений деятельности полиции и их правового регулирования;  
- рассмотрение структуры, назначения и принципов деятельности полиции;

- изучение основных прав и обязанностей полиции.  
     Структура данной работы, согласно поставленной цели, состоит из введения, основной части, разделенной в соответствии с поставленными задачами на три главы, заключения и списка использованной литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовое регулирование  и основные направления деятельности  полиции.

 

     Нормативные правовые  акты, регламентирующие организацию  и деятельность полиции формально  закреплены в статье 3 федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 года №3-ФЗ. «Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

     Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции»1.

Данное положение распространяется также на сотрудников полиции, находящихся за пределами нашего государства.

     К числу законов, в  которых содержатся положения, регулирующие  правовой статус, либо касающиеся  регулирования деятельности полиции, относятся Конституция РФ, Уголовно-процессуальный  кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации", от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и некоторые другие законы. 
     Правовой статус и деятельность полиции урегулированы также Постановлениями Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации", от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", от 25 апреля 1995 г. N 420 "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением" и др. 
     Обязательными для исполнения полицией также признаются некоторые ведомственные нормативные правовые акты. Это, прежде всего, Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, Инструкция о порядке учета и хранения лицензий и разрешений, выдаваемых органами внутренних дел при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, Инструкция о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне, Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий. 
     Однако не только принимаемые МВД России ведомственные нормативные правовые акты регулируют деятельность полиции. Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" по не требующим законодательного регулирования вопросам дознания обязательными для органов дознания признаются указания генерального прокурора РФ2. Полиция не названа среди органов дознания. Однако сотрудники полиции являются одновременно сотрудниками органов внутренних дел. Последние же, согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса РФ, признаются органами дознания. 
     Известно, что полиция входит в систему правоохранительных органов, в связи с чем компонентами правовой основы деятельности милиции являются и те законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, которые одновременно адресуются МВД России, ФСБ России, Федеральной службе налоговой полиции РФ и определяют всем этим ведомствам задачи и конкретные меры по борьбе с терроризмом, бандитизмом, проявлениями организованной преступности и усилению охраны правопорядка. 
Также необходимо отметить, что правовую основу деятельности полиции составляют как федеральные законы, иные нормативные правовые акты, издаваемые на федеральном уровне, так и нормативно-правовые акты субъектов РФ, изданные в пределах их полномочий. 
Для деятельности полиции важное значение имеют и нормативные правовые акты, регулирующие взаимодействие органов внутренних дел с правоохранительными органами зарубежных стран и международными организациями. Полиции при осуществлении правоприменения надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. 
Полиция не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации. Если законом не урегулирован порядок производства какого-либо непосредственно связанного с правоприменительной деятельностью полиции или даже названного в законе действия, допустимо использование нормы права, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая.

     В отличии от ранее  действующего законодательства (ФЗ  «О милиции» от18.04.1991 № 1026-1 (утратил силу) ), новое законодательство закрепляет не задачи, а основные направления деятельности полиции.

     Основные направления  деятельности полиции определены в статье 2 Федерального закона РФ «О полиции», но из 12 направлений –  только первые 10 относятся к административной деятельности органов внутренних дел:

1) защита личности, общества, государства  от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение  преступлений и административных  правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об  административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в  общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства  Российской Федерации в области  оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства  Российской Федерации в области  частной детективной (сыскной) и  охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе.

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников  уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных  лиц правоохранительных и контролирующих  органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической  деятельности.

По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Для реализации указанных направлений деятельности полиция наделена соответствующими правами, обязанностями, а также полномочиями по применению общих и специальных мер принуждения.

     Можно убедиться, исходя из вышеперечисленного, что количество направлений у полиции в два раза больше, чем количество задач, возлагавшихся ранее на милицию. Суть «полицейского» законодательства заключается не в удвоении возлагаемых на полицию функций, а в учете содержательных и организационных  аспектов полицейской деятельности, что нашло отражение в четком закреплении таких ее направлений, которые:

1)  вытекают из социального  назначения полиции (защита личности, общества, государства от противоправных  посягательств);

2) отражают суть и специфику  полицейской деятельности (предупреждение  и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; розыск лиц; обеспечение правопорядка в общественных местах);

3) раскрывают особенности правоприменительной, контрольно–надзорной и юрисдикционной  составляющих полицейской деятельности (производства дознания по уголовным делам;  производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности);

4) закрепляют сложившиеся (охрана имущества и объектов, в том числе и на договорной основе, осуществление экспертно–криминалистической деятельности) или относительно новые (государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц) реалии деятельности полиции.

     Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, одной из основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции, в пределах установленной им компетенции с целью:

- выявления обстоятельств, способствующих  совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятию мер по их устранению и нейтрализации;

- выявление лиц, склонных к совершению  преступлений, и оказания на них  профилактического воздействия  для недопущения с их стороны  преступных посягательств;

- предотвращения (недопущения) готовящихся  преступлений;

- пресечение покушений на преступления (то есть пресечения умышленных  действий либо бездействия, непосредственно  направленных на совершение преступления);

- создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений.

     Такое основное направление деятельности полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, с одной стороны, подлежит расширительному толкованию, а с другой – должно быть ограничено подведомственностью правонарушений собственно полиции.

     Полиция выступает составной частью федерального органа  исполнительной власти в сфере внутренних дел. Это не самостоятельный орган исполнительной власти, каким являются органы внутренних дел, а их главенствующая, основная, но всё-таки часть.         Руководители органов внутренних дел несут всю полноту ответственности за надлежащее выполнение полицией возложенных на неё задач.

     Полиция призвана защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность.  

Закрепив на конституционном уровне принципы построения демократического правового государства, Россия продолжила демократизацию правоохранительной деятельности. Эта позиция получила адекватное отражение в законодательстве, закрепляющем цели, основные направления и принципы деятельности полиции, её права и обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура, назначение и принципы деятельности полиции.

 

     Полиция является  составной частью довольно обширной  системы органов Министерства  внутренних дел Российской Федерации. Согласно статье 5 Положения о  МВД РФ, утвержденной Указом Президента  РФ от 01.03.2011 года №248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» в центральном аппарате МВД РФ созданы две возглавляемые заместителями Министра службы - Служба криминальной полиции и Служба полиции общественной безопасности.

     В своей деятельности  криминальная полиция подчиняется МВД России, а полиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ. Руководство всей полицией в Российской Федерации осуществляет Министр внутренних дел РФ.

     Руководство полицией  в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Министра внутренних дел РФ.

     Руководство полицией  в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ.

     В криминальную полицию  входят подразделения:

-уголовного розыска;

-по борьбе с экономическими  преступлениями;

-по налоговым преступлениям;

-по борьбе с организованной  преступностью;

-оперативно-поисковые;

-специальных технических мероприятий;

-собственной безопасности;

-отряды полиции специального  назначения;

-оперативно-розыскной информации;

-национальное бюро Интерпола  и его территориальные подразделения.

     В полицию общественной  безопасности входят:

-дежурные части, которые одновременно  являются дежурными частями соответствующего органа внутренних дел;

Информация о работе Права и обязанности полиции