Административное расследование как стадия производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

К сожалению, нередки случаи пренебрежения нормами и правилами проведения расследования со стороны представителей власти, в частности инспекторов ДПС, в сторону ущемления интересов граждан. Коррупция существует и в данной сфере. Сейчас, когда наша страна встала на путь строительства государства, где правят закон и порядок, рассмотрение этой темы особенно актуально.

Файлы: 1 файл

административное расследование.docx

— 37.07 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена важностью  самого процесса административного  расследования. Во-первых, оно проводится в наиболее важных для государства  и граждан сферах, при таких  нарушениях, например, как нарушения  в области антимонопольного, патентного законодательства, законодательства о выборах и референдумах, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и так далее. Во-вторых, расследование способствует выяснению всех обстоятельств дела, выявлению виновных и их справедливого наказания, устранения правонарушения и обстоятельств, которые способствовали его совершению. В-третьих, это и жизненно необходимо знать, это реальная жизнь, конкретные ситуации, это не какие-либо сугубо теоретические положения. К примеру с расследованием при нарушении правил дорожного движения или нарушении налогового законодательства может столкнуться каждый гражданин. К сожалению, нередки случаи пренебрежения нормами и правилами проведения расследования со стороны представителей власти, в частности инспекторов ДПС, в сторону ущемления интересов граждан. Коррупция существует и в данной сфере. Сейчас, когда наша страна встала на путь строительства государства, где правят закон и порядок, рассмотрение этой темы особенно актуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Административное  расследование как стадия производства  по делам об административных  правонарушениях

1.1 Понятие административного расследования и его место в процессе производства по делам об административным правонарушениям

Итак, прежде чем разбирать  какую либо область права, материальную либо процессуальную необходимо определиться с понятийным аппаратом, иными словами  дать понятие тому что нас интересует. Расследование в широком смысле - деятельность уполномоченных органов  и должностных лиц по выявлению, раскрытию и процессуальному  оформлению каких либо обстоятельств. Пленум ВС РФ [1] разъяснил, что административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Как указал Пленум ВС РФ, не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами УПК РФ в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному.

Процесс производства дела об административном правонарушении начинается с вынесения определения о  возбуждении дела об административном правонарушении. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования дело об административном правонарушении считается возбужденным.

В дальнейшем производство по делам об административных правонарушениях  в наиболее общем виде можно представить  в четырех частях (стадиях) [2]:

1) административное расследование;

2) рассмотрение дела;

3) пересмотр постановления;

4) исполнение постановления.

__________

[1] Постановление Пленума Верховного  Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых  вопросах, возникающих у судов  при применении Кодекса Российской  Федерации об административных  правонарушениях"

[2] Административное право: Учебник  / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2002. С. 390-393

Анализ действующего законодательства, теории административного права  и практики осуществления производства по делам об административных правонарушениях позволяет рассматривать стадию административного расследования в узком и широком смысле [3].

В широком смысле она присутствует в производстве по всем делам, кроме  случаев составления протокола  об административном правонарушении на месте выявления проступка. Поводом  для ее возникновения служит составление  процессуального документа, свидетельствующего о возбуждении дела, а основанием - наличие "неочевидных обстоятельств". Процессуальный документ о начале административного  расследования не составляется. Срок административного расследования  в таких случаях может составлять два дня.

В узком смысле стадия административного  расследования возникает в производстве по делам об административных правонарушениях  при наличии особых оснований - необходимости проведения для установления "неочевидных обстоятельств" процессуальных действий и иных мероприятий, требующих значительных временных затрат. Решение о начале данной стадии принимается уполномоченным лицом либо сразу после возбуждения дела и оформляется определением (пстановлением) о возбуждении дела и проведении административного расследования, либо спустя некоторое время после этого момента, с вынесением определения о проведении административного расследования. Срок административного расследования в этих случаях составляет один месяц. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев.

Основанием возбуждения  административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного нарушения. Началу административного расследования  предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки нарушения, т. е. наличие повода, ибо не обнаруженное нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений. Правовое значение повода к  возбуждению и расследованию  дела состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных  органов, требует, чтобы они соответствующим  образом реагировали на сигнал об административном нарушении. _

_____________

[3] Хаманева Н.Ю. Административный  процесс и административная юстиция  // Актуальные проблемы административного  и административно-процессуального  права: Сборник тезисов статей. М.: Московский университет МВД  России, 2003. С. 130-131

 

Поводами к возбуждению  и расследованию административных дел могут быть заявления граждан, сообщения представителей общественности, учреждений, предприятий и организаций, печати и иных средств массовой информации, а также непосредственное обнаружение неправомерного деяния управомоченным лицом [4]. Однако, данная стадия процесса проводится не всегда и не везде. Когда же и где она имеет место? Частью 1 ст. 28.7 КоАП РФ предусмотрено, что в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. При этом установлено, что административное расследование может проводиться только в случаях выявления административного правонарушения в области: антимонопольного законодательства; законодательства о рекламе; законодательства о выборах и референдумах; законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; законодательства о защите прав потребителей; законодательства в области налогов и сборов; таможенного дела; охраны окружающей среды; производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; пожарной безопасности; дорожного движения; транспорта[5].

Таким образом, административное расследование это одна из стадий административного процесса, которая  представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых  необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых  для правильного рассмотрения и  разрешения дела об административном правонарушении. Административное расследование  имеет место в случаях нарушения  законодательства в сферах определенных частью 1 ст. 28.7 КоАП РФ, если после выявления  административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие  значительных временных затрат.

2.2 Отличительные черты административного расследования в сравнении с уголовным

Процесс административного  расследования имеет как свои, присущие только ему отличительные  признаки, так и признаки присущие иным процессам. По своей сути процесс  есть форма жизни закона, претворение  материальных норм в реальность[6]. В данной работе приведена характеристика стадии расследования в процессе производства по делам об административных правонарушениях в

_________________

[4] Сорокин В.Д. Административно-процессуальное  право: Учебник. СПб.: Юридический  центр Пресс, 2004. С. 187-207

[5] Комментарий к Кодексу РФ  об административных правонарушениях  (под общей редакцией Э.Г. Липатова  и С.Е. Чаннова). - ООО "Новая  правовая культура", 2007 г.,с 256

[6] См., например: Теория государства  и права: Учебник. Издание 3-е,  расширен. и доп. / Под ред. М.Н.  Марченко. М.: ИКД "Зерцало-М", 2002. С. 549-557.

сравнении с расследованием в процессе уголовном. Сравнение можно проводить по различным основаниям: субъектный состав, место, время, процессуальное оформление, цель, полномочия органов и т.д. Так же можно выделить как общие черты, так и отличные.

Общими по смыслу являются цели как административного, так  и уголовного расследований. Целью  расследования является выяснение  необходимых для дела обстоятельств, которые можно разбить на конкретные группы: обстоятельства о личности правонарушителя, обстоятельства о  совершенном деянии, обстоятельства способствующие правонарушению и тд. Естественно небольшие различия существуют все же и здесь, однако, они не существенны и смысла не меняют. Ведь конкретная цель любого процесса - это защита прав и свобод участвующих  в них лиц. В административном процессе стадия расследования это  небольшой этап к достижению данной цели. Что же касается уголовного процесса и расследования, то В.П. Божьев, характеризуя уголовный процесс, подчеркивает: "Основываясь  на: конституционных положениях, можно  сделать вывод, что среди задач, стоящих перед уголовно-процессуальным правом (а через него и перед  уголовным процессом), важное место  занимает обеспечение и защита прав и свобод участвующих в судопроизводстве граждан[7]"

Совпадают также и моменты  начала расследования. Согласно ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ решение о возбуждении  дела об административном правонарушении и проведении административного  расследования принимается должностным  лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором - в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Предварительное расследование  в уголовном процессе начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее  постановление. В постановлении  следователь, дознаватель также  указывает о принятии им уголовного дела к своему производству[8]. Анализ данных положений показывает, что  моменты начала расследования совпадают.

Процессуальное оформление. Начало административного расследования, конкретные действия проводимые в ходе него, а так же результат и окончание (либо прекращение) фиксируются определенными документами. То же самое происходит и в уголовном процессе. Теперь следует сказать о тех положениях, где можно найти как общие, так и отличительные черты. К примеру, это место производства расследования.

_________________

[7] Уголовный процесс: Учебник  для студентов вузов, обучающихся  по специальности "Юриспруденция" / Под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. М.: Спарк, 2002. С. 9-10.

[8]Ст. 146 УПК РФ

Место. Административное расследование  проводится по месту совершения или  выявления административного правонарушения. Предварительное расследование в уголовном процессе по общему правилу производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Однако Уголовно-процессуальный кодекс имеет множество исключений из этого правила, в отличии от кодекса об административных правонарушениях.

Однако существуют и признаки в отличающие процесс административного  расследования от процесса уголовного расследования, что предопределено различиями в методах, принципах, системе  уголовного и административного  процессах.

Форма. Форма-совокупность отличительных  признаков характеризующих порядок, требования и иные моменты проведения какого-либо действия[9]. Кодекс об административных правонарушениях ничего не говорит о форме административного расследования, в то время как УПК выделяет определенные формы производства предварительного расследования: дознание и предварительное следствие, с присущими им признаками.

Срок. Срок проведения административного  расследования не может превышать  один месяц с момента возбуждения  дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный  срок по письменному ходатайству  должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным  лицом на срок не более двух месяцев, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев. Срок расследования в уголовном процессе в зависимости от формы может быть от 30 суток до 12 месяцев, а в исключительных случаях может быть продлен и более на неограниченное время.

Субъектный состав. Административное расследование осуществляют должностные  лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении в  то время, как уголовное расследование  осуществляется специальными должностными лицами-следователями и дознавателями.

Информация о работе Административное расследование как стадия производства по делам об административных правонарушениях