Психологические основы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:16, реферат

Описание работы

Воспитание - сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью формирования определенных качеств и характеристик развивающейся личности. Задача воспитания - воздействуя на интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую, поведенческую сферы личности, придать их развитию конкретную направленность.
Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса — дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие. Каким же образом можно подойти к его осмыслению?

Содержание работы

Введение 2
Воспитание как целенаправленная деятельность по формированию личности 3
Теории личности зарубежных психологов 5
Психодинамическая теория личности. 5
Аналитическая теория личности. 8
Гуманистическая теория личности. 9
Когнитивная теория личности. 12
Поведенческая теория личности. 14
Воспитание с позиций деятельностного подхода. Понятие о качествах личности и их формировании 16
Личность в коллективе 19
Роль семьи в формировании личности ребенка 20
Заключение 26
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

психологические основы воспитания.docx

— 59.78 Кб (Скачать файл)

1. Блок «ядерных» конструктов  – это примерно 50 основных конструктов,  которые находятся на вершине  конструктной системы, т. е.  в постоянном фокусе оперативного  сознания. Этими конструктами человек  пользуется наиболее часто при  взаимодействии с другими людьми.

2. Блок периферических конструктов  – это все остальные конструкты. Количество этих конструктов  сугубо индивидуально и может  варьировать от сотен до нескольких  тысяч.

Целостные свойства личности выступают  как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов.

Согласно когнитивной теории, личность – это система организованных личностных конструктов, в которых  перерабатывается (воспринимается и  интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного  подхода рассматривается как  индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

На контрольный вопрос «Почему  одни люди более агрессивны, чем  другие?» когнитивисты отвечают так: потому что у агрессивных людей  имеется особая коиструктная система  личности. Они иначе воспринимают и интерпретируют мир, в частности, лучше запоминают события, связанные  с агрессивным поведением.

Поведенческая теория личности.

Поведенческая теория личности имеет  еще и другое название – «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.

Существуют два направления  в поведенческой теории личности – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов  Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками  социального направления являются американские исследователи А. Бандура  и Дж. Роттер.

Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом  научения, а ее свойства – это  обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. С точки зрения бихевиористов, можно по заказу сформировать любой тип личности – труженика  или бандита, поэта или торговца. Скиннер, утверждал, что личность –  это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного  научения. Оперантом Скиннер называл  любое изменение среды в результате какого-либо моторного акта. Человек  стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает тех, за которыми следует  наказание. Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает  новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности – доброту  или честность, агрессивность или альтруизм.

По мнению представителей второго  направления, важную роль в развитии личности играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например ожидание, цель, значимость и т. д. Бандура  назвал поведение человека, детерминированное  внутренними факторами, саморегуляцией. Основная задача саморегуляции –  обеспечивать самоэффективность, т. е. совершать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы в  каждый данный момент. Внутренние факторы  действуют по своим внутренним законам, хотя и возникли из прошлого опыта  в результате научения через подражание. Роттер является еще большим когнитивистом, чем Бандура. Для объяснения поведения человека он вводит специальное понятие «поведенческий потенциал», которое означает меру вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации. Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных, по их мнению, закладывается в детстве. В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. Все зависит от типа и сложности поведения. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, в других нет.

Согласно поведенческой теории, человек практически полностью  лишен свободы воли. Наше поведение  детерминировано внешними обстоятельствами. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью  объективизируется в поведенческих  проявлениях. Никакого «фасада» нет. Наше поведение и есть личность. Поведенческие  признаки личности поддаются операционализации  и объективному измерению.

В качестве элементов личности в  бихевиористской теории личности выступают  рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (т. е. свойств, характеристик, черт личности), присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом (научением). Свойства личности и требования социального  окружения человека совпадают. Если вы воспитывались в доброй, спокойной  семье и вас поощряли за доброту  и спокойствие, то вы будете иметь  свойства доброго и спокойного человека, А если вы грустны и печальны или  отличаетесь повышенной ранимостью, то это также не ваша вина; вы –  продукт общества и воспитания.

Важно подчеркнуть, что проблема подкрепления у бихевиористов не сводится только к пище. Представители этого направления  утверждают, что для человека существует своя экологически валидная иерархия подкреплений. Для ребенка наиболее мощным, после пищевого, подкреплением является активностное подкрепление (посмотреть телевизор, видео), затем – манипулятивное (поиграть, порисовать), далее – поссессиальное (от англ. possess – владеть) подкрепление (посидеть на папином стуле, надеть мамину юбку) и, наконец – социальное подкрепление (похвалить, обнять, ободрить и т. д.)

Если в рамках рефлекторного  направления поведенческой теории фактически отрицается существование  определенных блоков личности, то представители  социально-наученческого направления  считают выделение таких блоков вполне возможным. В поведенческой  модели выделяют три основных концептуальных блока личности. Основной блок –  самоэффективность, которая является своего рода когнитивным конструктом  «могу – не могу». А. Бандура определял  эту структуру как веру, убеждение  или ожидание получения будущего подкрепления. Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешность усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение: «Могу», – то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт:

«Не могу», – то он отказывается от выполнения данного действия или  от его усвоения.

Таким образом, в рамках данного  подхода, личность – это система  социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система  внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности, – с другой. Согласно поведенческой  теории личности, структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

Ответ на контрольный вопрос «Почему  одни люди более агрессивны, чем  другие?» в рамках данной теории формулируется следующим образом: потому что в процессе воспитания этих людей поощряли за агрессивное  поведение, их окружение состояло из агрессивных людей и само агрессивное  поведение для них является субъективно  значимым и доступным.

 

Воспитание с позиций  деятельностного подхода. Понятие  о качествах личности и их формировании.

Деятельностный подход в своей  преимущественной ориентации на становлении  субъектности воспитанника как бы сравнивает в функциональном плане обе сферы  образования – обучение и воспитание: при реализации деятельностного  подхода они в равной мере способствуют становлению субъектности ребенка. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы нравственной и духовной культуры, создает, вырабатывает их вместе с младшими товарищами, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Воспитательный процесс в аспекте  деятельностного подхода исходит  из необходимости проектирования, конструирования  и создания ситуации воспитательной деятельности. Они оставляя часть  учебно - воспитательного процесса и реализации бытия воспитанника, общественной жизни в целом, характеризуется  единством деятельности воспитателей и воспитанников. Ситуации создаются  в целях объединения средств  обучения и воспитания в единые воспитательные комплексы, стимулирующие разностороннюю деятельность современного человека. Подобные ситуации позволяют регулировать жизнедеятельность ребенка во всей ее целостности, разносторонности и  грамотности и тем самым создавать  условия становления личности школьника  как субъекта различных видов  деятельности и своей жизнедеятельности  в целом.

Ситуация воспитывающей деятельности должна содержать в себе: социальные факторы, инициирующие возникновение  разнообразных духовных потребностей и формирования мотивов общественно  полезной и лично значимой созидательной  деятельности, требующей непрерывного рефлексии; возможность и необходимость  осуществления различных видов  подобной деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов субъектов  деятельности, общения, активной жизненной  позиции, принципиальности, познавательности в отстаивании своих взглядов, бескорыстного риска, сверхнормативной активности, готовности не только следовать  к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные и продуктивные цели и смыслы уже в процессе деятельности. Организация ситуации воспитывающей  деятельности была устоявшейся практикой  советской школы. Наиболее полно  такие ситуации представляли тимуровские  движения.

Слово "личность" (от лат.  persona)  первоначально относилось к актерским маскам (сравни "личина"), Затем это слово стало означать самого актера и его роль. Личность по первоначальному значению - это  определенная  социальная роль или функция человека.    Постепенно  понятие  личности  наполнялось  все  большим   многообразием смысловых  значений.   В значении слова "личность" можно выделить  два  основных  смысла.  Один, наиболее очевидный, - несовпадение собственных характеристик  человека,  его лица с содержанием роли, которую он исполняет.  Другой  смысл  -  социальная типичность изображаемого персонажа, его открытость другим людям. Само  понятие  личности  имеет  смысл  лишь  в  системе общественных отношений,  реализуемых  через  определенные  социальные  роли.  

С точки зрения деятельностного  подхода человек рассматривается  в контексте деятельности; он включает в себя личность как подсистему деятельности, “специализирующуюся” на достижении целей, и выступающую в свою очередь  многофункциональной и полиструктурной  системой, которая также состоит  из разных подсистем. Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны  которой фиксируются при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и социальной, социальной и психической системой. На этом этапе познания личность выступает  как одно из системных свойств  человека. Понятие “личность” фиксирует  в себе социальное качество человека, обусловленное его деятельностью. Социальное поведение  характеризуется как внешнее проявление деятельности, в которой выявляется конкретная позиция человека, его установка. В широком смысле активность есть универсальная форма взаимодействия человека с миром, поведение — это как активное, так и пассивное отношение субъекта к миру, связанное, как правило, с его приспособлением к условиям среды, и, наконец, действие рассматривается как единичная форма деятельности, определяемая активным, сознательным и предметно-преобразующим характером.

Согласно С.Л.Рубинштейну, личность проявляется и формируется  только в деятельности и посредством  нее.

Фундаментальный принцип  современного познания личности заключается  в том, чтобы рассматривать личность не в отрыве от ее деятельности, а  непосредственно в контексте  деятельности, то есть как ее субъекта и в какой-то мере и как объекта. Иначе говоря, личность есть порождение и продукт деятельности, деятельностное существо. На этом настаивают многие отечественные  ученые и философы. Деятельность обусловливает  не только сущность личности, но и ее структуру, которая характеризуется  в свою очередь единством ее социальных и психических качеств.

Личность в коллективе 

Человек живет и развивается  в системе отношений с окружающим миром. Система включает в себя: отношение  людей к природе, к предметному  миру (духовным и материальным ценностям), отношения людей друг к другу.

Активная деятельность людей, объединяющая их в общность, становится духовной основой коллектива, его движущей силой. Дети все по-разному входят в систему коллективных отношений  и оказывают обратное влияние  на коллектив.

Положение личности в коллективе зависит  от ее индивидуального социального  опыта, который определяет характер ее суждений, норм поведения и т. д. Опыт может соответствовать и не соответствовать суждениям, формам поведения личности. То, как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива.

Наиболее благоприятно складываются отношения там, где коллектив  достиг высокого уровня развития, где  развита форма самоуправления. Распространенные модели развития отношений между  личностью и коллективом:

1) личность подчиняется коллективу (конформизм);

2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);

3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

В 1-й модели личность подчиняется  требованиям коллектива добровольно, уступает коллективу как превосходящей  силе, подчиняется коллективу лишь внешне, формально. Коллектив подчиняет  личность нормами и традициями своей  жизни. Во 2-й линии поведения возможны два пути развития событий:

1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива;

2) личность открыто сопротивляется.

Распространенный мотив приспособления личности к коллективу – стремление избежать конфликта. Более редкое явление  – открытая сопротивляемость личности к коллективным требованиям, чаще коллектив  «ломает» личность.

Информация о работе Психологические основы воспитания