Психологические основы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:16, реферат

Описание работы

Воспитание - сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью формирования определенных качеств и характеристик развивающейся личности. Задача воспитания - воздействуя на интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую, поведенческую сферы личности, придать их развитию конкретную направленность.
Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса — дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие. Каким же образом можно подойти к его осмыслению?

Содержание работы

Введение 2
Воспитание как целенаправленная деятельность по формированию личности 3
Теории личности зарубежных психологов 5
Психодинамическая теория личности. 5
Аналитическая теория личности. 8
Гуманистическая теория личности. 9
Когнитивная теория личности. 12
Поведенческая теория личности. 14
Воспитание с позиций деятельностного подхода. Понятие о качествах личности и их формировании 16
Личность в коллективе 19
Роль семьи в формировании личности ребенка 20
Заключение 26
Список используемой литературы 27

Файлы: 1 файл

психологические основы воспитания.docx

— 59.78 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в рамках психодинамической  теории личность есть система сексуальных  и агрессивных мотивов, с одной  стороны, и защитных механизмов –  с другой, а структура личности представляет собой индивидуально  различное соотношение отдельных  свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

На поставленный контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» в рамках теории классического  психоанализа можно ответить следующим  образом: потому что в самой природе  человека содержатся агрессивные влечения, а структуры эго и суперэго развиты недостаточно, чтобы им противостоять.

Аналитическая теория личности.

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много  общих корней. Но это качественно  другой подход, основанный на ряде новых  теоретических положений. Наиболее ярким представителем этого подхода  является швейцарский исследователь  К. Юнг.

Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические  факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные  идеи – «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например идеи Бога, добра  и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко  встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии. Смысл жизни каждого человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием.

По мнению Юнга, личность формируется  в течение всей жизни. В структуре  личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» –  совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено  его врожденным архетипам, или коллективному  бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью  субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных  реализованных архетипов данного  человека. Эти свойства также часто называют чертами характера. Например, свойства архетипа «персона» (маска) – это все наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ; свойства архетипа «тень» – это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей; свойства архетипа «анимус» (дух) – быть мужественным, твердым, смелым; защищать, охранять, охотиться и т. д.; свойства архетипа «анима» (душа) – нежность, мягкость, заботливость.

В аналитической модели выделяют три  основных концептуальных блока, или  сферы личности:

1)   Коллективное бессознательное – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.

2)   Индивидуальное бессознательное – совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.

3)   Индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.

Целостность личности достигается  за счет действия архетипа «самость». Главная цель этого архетипа –  «индивидуация» человека, или выход  из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что «самость» организует, координирует, интегрирует все структуры психики  человека в единое целое и создает  уникальность, неповторимость жизни  каждого отдельного человека. У самости  существует два способа, две установки  такой интеграции.

В каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности может быть совершено различной.

Кроме того, Юнг выделял четыре подтипа переработки информации: мыслительный, чувственный, ощущающий  и интуитивный, доминирование одного из которых придает своеобразие  экстравертивной или интровертивной установке человека. Таким образом, в типологии Юнга можно выделить восемь подтипов личности.

Ответ на контрольный вопрос «Почему  одни люди более агрессивны, чем  другие?» можно теоретически сформулировать следующим образом: потому что они  родились с соответствующими архетипами (воина, преступника и т. д.) и социальная среда позволила им «наполнить»  эти архетипы.

Гуманистическая теория личности.

В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное  преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога  К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на некоторые отличия между  этими двумя направлениями, их объединяет много общего.

Главным источником развития личности представители гуманистической  психологии считают врожденные тенденции  к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии.

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, –  реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих  переживаний, следуя своей истинной природе.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются  после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности  в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность  в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного  человека в другом человеке, например  в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность  в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте,  целостности и т. д.)

Потребности первых двух уровней относятся  к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом  и пятом уровнях находятся  ростовые потребности, Маслоу сформулировал  закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация  человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень  происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего  уровня. Другими словами, если человек  голоден и у него нет крыши  над головой, то ему будет трудно создать семью и тем более  испытывать уважение к себе или заниматься творчеством.

Наиболее важными для человека являются потребности в самоактуализации. Ни один человек не становится настолько  самоактуализированным, чтобы отбросить  все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего  развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью».

По мнению гуманистов, решающего  возрастного периода не существует; личность формируется и развивается  в течение всей жизни. Однако ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитии личности. В личности доминируют рациональные процессы, где бессознательное возникает  лишь временно, когда по тем или  иным причинам блокируется процесс  самоактуализации. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек – творец собственной  личности, творец своего счастья.

Внутренний мир человека, его  мысли, чувства и эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему  самому. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения  конкретного человека.

В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами»  выступают:

1) «реальное Я» – совокупность  мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»;

2) «идеальное Я» – совокупность  мыслей, чувств и переживаний,  которые человек хотел бы иметь  для реализации своего личностного  потенциала.

3) потребности в самоактуализации  – врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности.

Целостную личность характеризуют:

1) эффективное восприятие реальности;

2) спонтанность, простота и естественность  поведения;

3) ориентация на решение проблемы, на дело;

4) постоянная «детскость» восприятия;

5) частые переживания «пиковых»  чувств, экстаза;

6) искреннее желание помочь всему  человечеству;

7) глубокие межличностные отношения;

8) высокие моральные стандарты.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого «Я» как  результат самоактуализации, а структура  личности – это индивидуальное соотношение  «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень  развития потребностей в самоактуализации.

На контрольный вопрос «Почему  одни люди более агрессивны, чем  другие?» гуманисты отвечают следующим  образом: потому что в силу определенных обстоятельств на пути их роста и  развития возник временный блок (резкое расхождение между «реальным  Я» и «идеальным Я», застревание  на низших уровнях потребностей), удалив который, они смогут снова вернуться  к нормальному (неагрессивному) поведению.

Когнитивная теория личности.

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней  имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода  является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в  жизни – это то, что с ним  произошло и что с ним произойдет в будущем.

Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о  природе вещей и делающим прогноз  будущих событий. Любое событие  открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении  является «конструкт» (от англ. construct –  строить). Это понятие включает в  себя особенности всех известных  познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря  конструктам, человек не только познает  мир, но и устанавливает межличностные  отношения. Конструкты, которые лежат  в основе этих отношений, называются личностными конструктами. Конструкт – это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя.

С точки зрения Келли, каждый из нас  строит и проверяет гипотезы, одним  словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т. д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами). Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса): «спортивный-неспортивный», «музыкальный-немузыкальный» и т. д. Человек выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, который лучше описывает событие, т. е. обладает лучшей прогностической ценностью. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Например, конструкт «умный-глупый» вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт «хороший-плохой» пригоден фактически на все случаи жизни.

Люди отличаются не только количеством  конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются  в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее – субординатными. Например, если, встретив какого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки  зрения того, является ли он умным или  глупым, и только потом – добрым или злым, то ваш конструкт «умный-глупый»  является суперординатным, а конструкт  «добрый-злой» – субординатным.

Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные  конструкты. Действительно, трудно представить  себе ситуацию, чтобы успешно общались два человека, у одного из которых  доминирует конструкт «порядочный-непорядочный», а у другого такого конструкта нет вообще.

Конструктная система не является статическим образованием, а находится  в постоянном изменении под влиянием опыта, т.е. личность формируется и  развивается в течение всей жизни. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью  детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать  альтернативные предсказания. Основным концептуальным элементом является личностный «конструкт». У каждого  человека имеется своя собственная  система личностных конструктов, которая  делится на два уровня (блока):

Информация о работе Психологические основы воспитания