Возникновение буддизма в Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:15, реферат

Описание работы

Буддизм—самая древняя из трех мировых религий. Он «старше» христианства на пять веков, а ислам «моложе» его на целых двенадцать столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.
Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил людям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвященной буддизму книге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшего себя Буддой ,что означает «просветленный высшим знанием», «осененный истиной».

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………….2 2. Краткая биография Будды ……………………………..………………… ….2 3. Возникновение буддизма в Индии …………………………….……..….…..4
4. Три поворота Колеса Дхармы ………………..………………………..…......8 Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 31.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

 
1. Введение……………………………………………………………………….2                                                                                                                  2. Краткая биография Будды ……………………………..………………… ….2                                                                                           3. Возникновение буддизма в Индии …………………………….……..….…..4 
4. Три поворота Колеса Дхармы ………………..………………………..…......8                                            Заключение                                                                                                                   
Список литературы  

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

           Буддизм—самая древняя из трех  мировых религий. Он «старше»  христианства на пять веков,  а ислам «моложе» его на  целых двенадцать столетий. В  общественной жизни, культуре, искусстве  многих азиатских стран буддизм  сыграл роль не меньшую, чем  христианство в странах Европы  и Америки.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, что  более двух с половиной тысяч  лет назад ее возвестил людям  Шакьямуни  (отшельник из племени  шакьев). В любой посвященной буддизму книге вы найдете основанный на религиозной  традиции рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного  Шакьямуни и назвавшего себя Буддой  ,что означает «просветленный высшим знанием», «осененный истиной».

Краткая биография  Будды .

После бесконечного множества  перерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить  спасительную миссию—указать живым  существам избавление от страданий. Он избрал для своего воплощения образ  царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама  (отсюда его родовое имя—Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее за 500—600 лет до н. э. в долине Ганга, в среднем его течении.

Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно другим людям. Мать Сиддхархи—жена правителя шакьев Майя увидела однажды  во сне, что к ней в бок вошел  белый слон. Через положенное время  она родила младенца, покинувшего  ее тело также необычным путем  через подмышку. Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной  и возрадовались приходу того, кому удастся пресечь страдания  бытия. Мудрец Асита предрек новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что  значит «выполнивший свое назначение». Повелитель шакьев Шуддходана не желал  сыну религиозной карьеры. Он окружил ребенка роскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила ему сына.

Но однажды во время  прогулки по городу Гаутама встретил покрытого язвами больного, сгорбленного  годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Так он узнал о неизбежных для живых существ страданиях. И в ту же ночь он тайком покинул  дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий. В течение семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою плоть и  размышлял над текстами священных  книг жрецов брахманов. И лишь перестав голодать и отказавшьсь от ложных премудростей , Гаутама путем внезапного озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к спасению. Это случилось на берегу реки. Сидя под священным деревом бодхи  он познал «четыре благородные истины».

Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить «просветленного» отказаться от возвещения людям пути спасения. Он запугивал его страшными  бурями, своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы соблазнить его радостями  жизни. Но Будда победил все, в  том числе и свои сомнения, и  вскоре произнес первую проповедь, ставшую  основой вероучения буддизма. Ее слушали  пять его будущих учеников и два  оленя. В ней он кратко сформулировал  главнейшие положения новой религии. После провозглашения «четырех благородных  истин», окруженный все умножающимися  учениками последователями, Будда  ходил сорок лет по городам  и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение. Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет. Он лег под  деревом и обратился к собравшимся  около него монахам и мирянам  со следующими словами: «Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме  того, что все созданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению». Уход Будды их жизни  буддисты  называют великим переходом  в нирвану. Эта дата почитается так же, как и момент рождения Будды и момент «прозрения», поэтому ее называют «трижды святым днем».

Возникновение буддизма в Индии.

Современная наука не дает однозначного ответа на вопрос об историчности Будды. Однако многие исследователи  считают Шакьямуни исторической личностью. Но следовать при этом буддийской традиции, которая считает  его единоличным «основателем буддизма», нет оснований. «Современное состояние  изученности вопроса, пишет известный  советский ученый Г.Ф.Ильин, позволяет  считать, что Будда как единоличный  создатель известного нам вероучения личность неисторическая, ибо буддизм  складывался в течение многих веков, но Шакьямуни основатель буддийской монашеской общины  (или один из первых ее основателей), проповедник, взгляды  и практическая деятельность которого имели большое значение при возникновении  буддийского вероучения, вполне мог  существовать реально».

Задолго до возникновения  буддизма Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения  и высокая городская культура, включавшая в себя и письменность и развитые формы искусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагами мировой культуры, как  Месопотамия и древний Египет, в ряде отношений превосходя последние. Если уже в религии эпохи арабской культуры  (середина 3 тысячелетия  до н.э.) обнаружены элементы, вошедшие в более поздние религиозные  представления, то в 2 тысячелетии начали складываться те важные религиозные  традиции, которые к началу 1 тысячелетия  получили литературное оформление, именуемое  в истории индийского мировоззрения  и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более  поздних индийских религий, в  том числе и буддизма.

К ним можно отнести  представление о том, что все  существующее живое связано между  собой во времени постоянными  переходами из одного телесного состояния в другое  (переселение душ или перевоплощение), учение о карме, как о силе,  определяющей форму этих переходов. Устойчивы оказались состав пантеона богов, а также вера в ад и рай. В более поздних религиях были развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений и животных,  большинство бытовых и семейных обрядов. В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на Варны  (касты в древней Индии) установлено высшим божеством Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близости последних к миру богов, а для низших варн многие обряды были вообще запрещены.

Ведизм отражал сравнительную  неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов племенной раздробленности  и исключительности. К середине 1 тысячелетия до н.э. эти черты  патриархальности приходят во сверх  более резко выраженное противоречие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма. 

Появление буддизма на исторической арене совпадает по времени со значительными изменениями в  социально политической и экономической  жизни древнеиндийского общества.

Предполагалось, что возникновение буддизма явилось следствием... разложения феодальных отношений и установления господства торгового капитала .

Буддизм в своих истоках  связан не только с брахманизмом, но и с др. религиозными и религиозно философскими системами древней  Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не был порожден «откровением» достигшего божественной мудрости существа, как это утверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западные буддологи. Но буддизм не явился и механическим набором имевшихся идей. Он внес в них много нового, порожденного именно общественными  условиями эпохи его возникновения.

Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались устно  монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно во 21 вв. до н.э. Сохранился свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н.э. на Шри  Ланка и названный позднее  «типитака»  (санскр. «трипитака») «три корзины закона».

 В 31 вв. до н.э. и  в первых веках н.э. происходит  дальнейшее развитие буддизма, в  частности создается связное  жизнеописание Будды, складывается  каноническая литература. Монахи  теологи разрабатывают логические  «обоснования» главных религиозных  догм, нередко именуемые «философией  буддизма». Теологические тонкости  оставались достоянием сравнительно  небольшого круга монахов, имевших  возможность отдавать все свое  время схоластическим спорам. Одновременно  развивалась другая, морально культовая  сторона буддизма, т.е. «путь», который  может привести каждого к прекращению  страданий. Этот «путь» и был  собственно тем идейным оружием,  которое способствовало в течение  многих веков удержанию трудящихся  масс в повиновении.

Когда Будда 2500 лет назад проявил просветление и этим показал, что возможно освободиться от неведения, он дал своим последователям в руки ключ к высшему и надёжному счастью. Это счастье содержит в себе освобождение от всех страданий обусловленного существования, совершенное знание природы всех явлений, а также неограниченную возможность помогать другим на пути к освобождению и просветлению. Будда три раза поворачивал Колесо Дхармы, что означает, что он дал три больших цикла учений, которые соответствовали различным способностям учеников и показывали им путь к счастью. С тех пор в распоряжении его последователей есть методы, позволяющие достигать такого же состояния совершенного просветления как Будда.

На протяжении жизни, в  различных жизненных ситуациях  через слова, символы или просто своим собственным примером, Будда  давал своим ученикам руководство  по следующим шагам на пути к освобождению и просветлению. Так как его  учениками были люди различных способностей и менталитета, от совсем простых  до королей, от новичков до архатов  и высоких бодхисаттв, а так  же практикующие, уже находящиеся  на высоких ступенях, возник непрерывный  путь, который однозначно приводил к цели использующего методы. Всего  говорят о 84000 различных учений, которые  действуют как противоядия против соответствующего числа всевозможных завес и помех. Учение Будды можно  сравнить с гигантской аптекой, где  есть лекарства против каждой болезни.

Со времён Будды у его  последователей есть те части всей полноты учений, которые соответствуют  их возможностям, что позволяет совершать  дальнейшие шаги в развитии. Поэтому  на протяжении 2500-летней истории Буддизма возникли различные традиции. Эти  традиции распространились из Индии  по всем азиатским странам и культурам  и оттуда уже по другим частям света. Центры различных буддийских традиций есть по всему миру.

Общее количество буддистов  по большинству сведений равняется  где-то 400 миллионам. Сюда подходят ещё  те многие, которые по различным  причинам не могут официально назвать  себя буддистами. Так, лишь в коммунистическом Китае около 150 миллионов буддистов, которые по существующим обстоятельствам  едва ли могут открыто практиковать.

Это количество постоянно  растёт. Прежде всего на Западе в  последние годы повышается интерес  к Буддизму. Но, несмотря на то, что  поток информации через средства массовой информации чрезвычайно увеличился, весьма затруднительно получить представление  обо всём Буддизме, который за более  чем 2500 лет существования развил крайнюю многогранность. Наиболее простая  модель получения представления  обо всех традициях – ориентироваться  на три поворота Колеса Дхармы. Так  можно узнать, как стало возможно, что из нескольких практических советов, которые Будда дал своим прямым ученикам, появилась мировая религия  Буддизм.

Три поворота Колеса Дхармы.

Содержание трёх поворотов  Колеса Дхармы в кратце следующее: в  первом повороте Будда объяснял Четыре Благородные Истины, которые, с одной  стороны, ясно показывают нашу ситуацию в круговороте существования  и причины этого, и с другой стороны, объясняют также освобождение от страданий и трудностей ,и причины для этого. Во втором повороте колеса Дхармы он показал далее, что природа всех вещей пуста от действительного, независимого существования. Здесь он учил высочайшей истине – Праджняпарамите. И в третьем повороте, Будда дал учения о присущей всем существам Будда - природе, которая уже наделена всеми совершенными качествами просветления.

Если мы посмотрим на эти  три поворота Колеса Дхармы с точки  зрения различных традиций Буддизма, то первый поворот будет основой  для традиции Тхеравады, которая, в  разрезе Великой Колесницы, Махаяны, описывается как Малая Колесница, или Хинаяна. Эта традиция практикуется главным образом в южных странах  Буддизма, как, например, Шри Ланка, Бирма, Таиланд, Лаос и Камбоджа. Здесь  ударение делается на позитивном внешнем  поведении и освобождении от страданий  обусловленного существования через  осознание отсутствия себя в личности.

Информация о работе Возникновение буддизма в Индии