Иудаизм как религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:14, реферат

Описание работы

Говорят, что чужд вере тот, кто озабочен проблемой названия и определения религиозной системы. Тот же, для кого религия - часть личности, не интересуется систематизацией и не вводит каких-либо определений. Для иудейской религии такой подход как нельзя более верен. Поразительно, что в иврите - священном языке евреев - понятие "иудаизм" отсутствует. Действительно, в иврите вы не найдёте слова, которое означало бы религию. Поэтому нужно быть очень осторожным, давая определение иудаизму как религии, описывая его именно с этой точки зрения. Наиболее близкими по смыслу являются слова "דעת" ("познание", "знание") и " אמונה" ("вера", "доверие").

Файлы: 1 файл

Иудаизм как религия.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

В иудаизме выделяются следующие  виды добрых дел, особенно возвышающих  человека: гостеприимство и предоставление пищи голодным, одежды и обуви нуждающимся, посещение и уход за больными, погребение умерших, утешение скорбящих, выкуп пленников и выдача замуж невест из бедных семейств. Строго определены о формы обеспечения пищей нуждающихся, чтобы нуждающийся не испытывал чувства унижения. Например, в древности прямо предписывалось оставлять несжатыми края поля для бедных, вдов, сирот и пришельцев, им же предназначались и опавшие при жатве колосья. А также забытые снопы.

Великий иудейский религиозный  мыслитель XII века Моисей Маймонид установил восемь категорий помощи в зависимости от ее религиозно- духовой значимости, где самыми ценными являются помощь ссудой и помощь в поисках заработка, когда дающий и принимающий не знают друг друга. Самой низкой ценностью обладает оказание помощи неохотно и не полностью. При этом сам факт благотворительности считается полезным и даже необходимым прежде всего самому дающему, поэтому все дела и акты благотворительности обозначаются еврейским словом цедака (праведность). Этим подчеркивается, что акт благодеяния является выполнением Божьем  Завета. Решительностью отвергается отказ поделиться с бедствующим на основании принципа «это мое». Вместе с тем считается, что помощь не должна стимулировать безделье и лень. Но самое главное состоит в том, что цедаку надо оказывать приветливо, с искренней радостью, иначе даже крупная сумма не считается угодной Богу.

Обязанности перед окружающим миром предполагают распространение  милосердия и заботы на животный мир. Субботний отдых полагается и  рабочему скоту, предписывается помогать подняться упавшим от усталости  лошади или ослу, даже если они принадлежат другому лицу, в том числе и неиудею. Законы о ритуальном убое скота предусматривают недопустимость причинения ему страданий. С этой целью готовится особый специалист- резник (шойхет). Законы милосердия касаются и растительного мира. Как сказано в Пятикнижии, «Если долгое время будешь держать в осаде город, <…> то не порти дерев его, от которых можно питаться. И не опустошай окрестностей, ибо дерево не человек, чтобы уйти от тебя в укрепление».12 Это правило раввины распространяются на все вещи. Запрещается сознательно портить что- нибудь, даже если вещь является твоей собственностью.

 

            Этические и социальные аспекты  иудаизма

 

Иудаизм представляет собой  этический монотеизм. В иудаизме этике не нужно дополнять религию, поскольку она ее неотъемлемая часть. В иудаизме познать Бога не значит понять природу его бытия; богопознание подразумевает знание о том, что Бог правит миром, что человек должен стремиться следовать правильным путем, который Бог открыл для людей. Любовь к Богу- первая обязанность человека, ибо если человек одержим ею, он будет стремиться делать добро даже ценой своей жизни. Долг человека- сохранять чистоту души, ибо она – дар Божий. Человек рожден с предрасположенность. К грехи, но у него имеется также склонность к добру, позволяющая ему преодолеть грех, особенно с помощью наставлений Торы. Он может даже обратить энергию йецер ра к добру, проявляя свою свободную волю. «Все предоставлено Богом,- учил рабби Акива, 0 но человеку дана свобода выбора.» Если человек согрешил действием или бездействием, путь к прощению открыт через покаяние, существенная часть которого- возмещение любого нанесенного ущерба. Человеке, сотворенный по образу Бога, должен сохранять и защищать свое и чужое достоинство. Все люди равны и в равной степени имеют прав на свободу и справедливость. Заповедь «Люби ближнего твоего, как самого себя»- это способ выразить, что человек должен любить других людей, поскольку все являются детьми Божьими. Такова еврейская концепция человеческого братства под отцовской властью единого Бога. Человек должен быть верен истине, ибо «печать Пресвятого есть истина». Мир сам по себе благ, и поэтому его дары, включая богатство, благословенны, если ими пользуются правильно. Иудаизм выступает против аскетизма. Он с оптимизмом смотрит на будущее этого мира, мир0 «не юдоль слез, из которой необходимо бежать в другой мир, но именно то место, где Бог предлагает нам основать его царство.» В число добродетелей, которые еврейская традиция считает обязанностью каждого человека, входит благотворительностью. Те, кто нуждается в помощи, считаются достойными этой помощи, ведь и они - дети Божьи. В иудаизме считается, что милостыня – это не просто сострадание, а форма осуществления справедливости как таковой, восстановление того, чего люди оказались лишены в результате несовершенства общества, и потому в иудаизме милостыня так и называется- «цедака». Человек не может отделить себя от общества и должен выполнять все обязательства по отношению к государству. Сотни лет назад иудаизм учил тому, что «дина де- малхута- дина» («законы государства- наши законы»). Семья в иудаизме считается краеугольным камнем общественной жизни. Безбрачие всегда решительно отвергалось, и задачей семьи считалось не только рождение детей, но и обеспечение сплоченности ее членов. Брак дает возможность внести вклад в благополучие мира; брак- это божественное установление. Женщина, как и мужчина, сотворена по образу Бога, поэтому она- равноправный партнер в браке и во всем остальном. В каббале бракосочетание- подражание духовному единению мужского и женского начал, присущих Богу. С самых ранних времен обычной формой брака у евреев была моногамия. Около 1000 рабби Гершом бен Иуда из Майнца издал постановление, определившее моногамию единственной нормой, и это постановление стало законом для евреев, за исключением тех, кто жил в мусульманских странах. Смешанные браки запрещены ортодоксальным иудаизмом и не поощряются реформистами. Но после обращения не еврея в иудаизм такой брак разрешается. Развод допустим, но не одобряется, за исключением случаев, когда брак оказывается неудачным. По библейским законам, женщина не могла препятствовать мужу, если он намеревался развестись, но уже раннее раввинское законодательство защищало положение жены, делая расторжение брака дорогостоящей процедурой для мужа, а кроме того, давало право жене требовать развода в случае жестокого обращения. Более поздний раввинский закон запретил развод без согласия жены. Нынешняя  ортодоксальная практика близка к старым раввинским установлениям. Ортодоксальные раввины не разрешат еврею проведение свадебной церемонии, если он разведен лишь гражданской инстанцией. Перед повторным вступлением в брак они требуют «гет» (еврейское свидетельство о разводе). Реформистские раввины признают гражданский развод имеющим силу  и не требуют гета. Обязанность обучать детей зафиксирована в Библии. Она подразумевает не только образование в общем смысле слова, но и помощь детям. Дети должны оказывать родителям почет и уважение. Пророк Малахия учил, что Царство Божье наступит, когда обратятся «сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Крылов А.В. «Иудаизм», Религиоведение: Учебник для бакалавров / под. ред. И.Н. Яблокова. — М.: Юрайт, 2012. — С. 305-320

 

2.Густов- Гече «Библейские истории», изд. Политической литературы, 1988, 367 с.

 

3. Михайлова З.В. Словарь  литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, 1974.

 

4. Синило Г.В. Древние  литературы Ближнего Востока  и мир Танаха (Ветхий Завет).-Минск, «Эконопресс», 1998.

1 См. Лев. 24, 19-20

2 Ос. 6:6

3 Исх. 19:3, 4-5

4 Втор. 6:5-9

5 Трактат «פרקי האבות», 1:3

6 Чис. 12:3

7 Лев. 20:7

8 Лев. 19:18

9 Чис. 15:16

10 Исх. 20:2

11 Ис. 5:8

12 Втор. 20:19


Информация о работе Иудаизм как религия