Иудаизм как религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:14, реферат

Описание работы

Говорят, что чужд вере тот, кто озабочен проблемой названия и определения религиозной системы. Тот же, для кого религия - часть личности, не интересуется систематизацией и не вводит каких-либо определений. Для иудейской религии такой подход как нельзя более верен. Поразительно, что в иврите - священном языке евреев - понятие "иудаизм" отсутствует. Действительно, в иврите вы не найдёте слова, которое означало бы религию. Поэтому нужно быть очень осторожным, давая определение иудаизму как религии, описывая его именно с этой точки зрения. Наиболее близкими по смыслу являются слова "דעת" ("познание", "знание") и " אמונה" ("вера", "доверие").

Файлы: 1 файл

Иудаизм как религия.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

 

                                    Иудаизм как религия 

              Говорят, что чужд вере тот, кто озабочен проблемой названия и определения религиозной системы. Тот же, для кого религия - часть личности, не интересуется систематизацией и не вводит каких-либо определений. Для иудейской религии такой подход как нельзя более верен. Поразительно, что в иврите - священном языке евреев - понятие "иудаизм" отсутствует. Действительно, в иврите вы не найдёте слова, которое означало бы религию. Поэтому нужно быть очень осторожным, давая определение иудаизму как религии, описывая его именно с этой точки зрения. Наиболее близкими по смыслу являются слова "דעת" ("познание", "знание") и " אמונה" ("вера", "доверие").    

 Иудаизм - это религия  еврейского народа, для которого  вера и долг обязательны. Взаимоотношения между Богом и народом Израиля - основа иудаизма. Тот, кто хочет принять иудаизм действительно принимается еврейским народом, однако заявление о приверженности к иудейской вере здесь является самым важным и решающим. Если подтверждения нет, обращение в иудаизм становится недействительным, даже при условии соблюдения всех формальностей.  

  Иудаизм относят к семье "монотеистических" религий, так же как христианство и ислам. Все три религии имеют много общего, как в отношении географии происхождения, так и в отношении теологической системы. Еврейская Библия стала самой влиятельной книгой в истории человечества: иудеи и христиане причисляют её к своим важнейшим религиозным текстам. Имеет много общего она и с Кораном. Некоторые ее центральные идеи - о существовании Единого Бога, единого универсального морального кодекса о том, что люди должны заботиться о бедных, вдовах, сиротах и путниках, что евреи - народ, избранный Богом изменили образ жизни человечества и его понимание смысла своего существования. Даже последняя из этих идей (избранность евреев Богом) сильно повлияла и на не евреев. Её позаимствовало христианство, утверждающее, что особый завет между Богом и его народом перешёл от евреев к церкви из-за греха, поклонения золотому тельцу. Ислам так же полагает, что Муххамад и его последователи стали новыми посланцами Бога т.к. христиане пренебрегали исполнением заповедей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этическое содержание

 

    Этическое содержание иудаизма- первой в истории монотеистической религии - изложено в Танахе (христиане называли его Ветхим Заветом), в Талмуде и более поздних сочинениях священников-раввинов. Основные нравственные требования содержатся в Торе- Пятикнижии Моисея, которые соответствуют первым пяти книгам христианской Библии.

     Нравственность  понимается как праведность - безусловное повиновение Божественному  закону, изложенному в Торе. Благодаря  мужеству Бога, праведные действия  приведут к житейскому благополучию  и счастью, а неправедные (грехи)- к внутреннему разложению человека  и преждевременной смерти.

   Патриархальная модель  господства и подчинения, на которой  выстраивается иудейская мораль, предполагает сыновнюю почтительность  и отеческую заботу. Евреи считали  себя возлюбленными детьми Божьими, на которых Бог обращал как свой гнев, так и милость. Распределение того и другого осуществляется на основе договора ( ивр. «ברית», ст.- слав. «завет») . «Завет»- это своего рода обещание, в котором одна сторона предъявляет другой определенные требования («заповеди»), обещая какое-то вознаграждение за их выполнение и наказание за невыполнение; другая же сторона обязуется это требования выполнять. Заповеди даны в форме безусловных повелений, поскольку наследие первородного греха продолжает жить в форме безусловных повелений, поскольку наследие первородного греха продолжает жить в сердце человеческом.

В первой части «Десятисловия»( десяти заповедей Моисея, содержащихся в ветхозаветных книгах «Исход» и «Второзаконие») сформулированы требования, касающиеся отношения человека к Богу: не признавать других богов и не поклоняться им, не произносить имя Господне напрасно, посвящать Богу день субботний и т.д.

Во второй части даны требования, затрагивающие отношения между  людьми. Здесь запрещаются непочитание родителей, убийство невинного соотечественника, воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство, корыстное вожделение (зависть).

Заповеди отнюдь не равнозначны. Первая их них имеет безусловное приоритетное значение, все остальные подчинены ей. Например, шестая заповедь «не убий» не распространяется на тех, кто склоняет к нарушению первой: в вопросах веры нельзя жалеть ни брата, ни сына, ни жену, ни друга. Заповедь «не убий» не распространяется и на сына, который нарушает пятую заповедь: не повинуется «голосу отца своего и матери своей». С ним следует поступить так же, как и с вероотступниками, т.е. бить камнями до смерти.

В целом же завет –  это торжество нравственной нормы  над магическим ритуалом. По содержанию нравственных запретов можно предположить, что иудейская мораль того времени  была распространением семейных отношений на еврейский этнос. Категорическому осуждению подвергались те формы поведения, которые разрушают единство семьи и народа. В основу отношений между соплеменниками кладется  уравнивающая справедливость, которая выражается принципом талиона ( от лат. «talio» - «возмездие»)- равного воздаяния: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно  сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб.1 Этот принцип, очевидно, заимствован из первобытного обычая кровной мести. Новым в иудаизме является его распространение на народ в целом.

При своей абсолютной ориентации на Бога иудейская мораль предусматривала  награды и наказания уже на земле. Добро вознаграждается длительностью  и благополучием жизни, как индивидуальной, так и общенародной; зло карается ее сокращением, а также болезнями, нищетой, угнетением и рассеянием между  другими народами.

Появление десяти заповедей  иудаизма- существенный этап в становлении этики. Впервые в мировой истории ритуальные предписания были заменены нравственными требованиями, и последние выражены в обобщенной форме. Однако иудаизм трудно считать этикой в полном смысле слова, т.е. нравственной толкуется в нем как нечто навязанное людям извне и поддерживаемое наградами и наказаниями. Любовь к Богу в такой интерпретации трудно отличить от рабской покорности. Ущербность такого отношения наглядно показало развитие иудаизма после смерти Моисея. Заповедь любить Бога ближнего как самого себя уступила место педантичному следованию «букве» закона.

Иудаизм не стал мировой  религией, потому что не придавал значение возможности обратить в свою веру другие народы. Сама идея исключительности завета между Богом и одним народом, идея богоизбранности евреев неприемлема для других. Иудаизм остался этноцентрической религией, но сыграл огромную роль в становлении мировой религии христианства.

 

Догмы и этика иудаизма

 

На протяжении почти четырех - тысячелетней истории в иудаизме мало уделялось внимания формулировке религиозных догматов. Интерес к  этой проблематике в иудаизме возник только в связи с появлением особых догматов веры у богословов двух других религий, генетически связанных  с иудаизмом,- христианства и ислама. Наиболее успешным и общепризнанным оказался перечень тринадцати догматов, вошедших в иудейские молитвенники, ученого XII в М. Маймонида:

1.Бог существует.

2. Бог един.

3. Бог бестелесен.

4. Бог предвечен.

5. Только Богу следует  молиться.

6. Бог дал откровение  через пророков.

7. Моисей величайший из  пророков.

8. Тора подлинна.

9. Тора неизменна.

10. Бог всеведущ.

11. Вера в воздаяние.

12. Вера в пришествие  Мессии.

13. Вера в воскресение  мертвых.

 

В сущности, эти догматы  имеют целью указать отличие  иудаизма от христианства и ислама. Христианство утверждает воплощение Бога, замену Ветхого Завета Новым, молитвы  святым. Ислам полагает, что Моххамед величайший пророк после Адама, Ноя, Моисея и Иисуса, а иудейская Тора- не та, которая дана Моисею на самом деле.

Однако некоторые иудейские  законоучители детальные формулировки Маймонида считали излишними. Это объясняется прежде всего тем, что главное внимание в иудаизме уделяется поведению человека, исходя из ценностей Священного Писания как Письменного (Танаха), так и Устного (Талмуда). Вопросам нравственности иудаизм придает гораздо большее значение, чем проблемам догматики или ритуала. В этом смысле характерен призыв Господа: «милости хочу Я, а не жертвы».2 Как сказано в Писании, человек был создан по образу и подобию Бога и, следовательно, должен быть подобным ему и в своей деятельности. Это предполагает следование Божественному нравственному закону и постоянное стремление к добрую Согласно традиции, для распространения этой идеи среди всего человечества Бог заключил с патриархом Авраамом и его потомством особый союз. В более конкретной и полной форме этот союз был закреплен дарованием на горе Синай всем сынам Израиля десяти заповедей. Причем подчеркивается, что свидетелем акта дарования были не только Моисей и другие вожди, но весь народ Израиля».3 Избранность иудеев, через которых Бог дал миру универсальный закон справедливости и нравственности, понимается только в религиозном смысле. Сочетание национального и универсального  нашло свое отражение и в самом тексте десяти заповедей. Национальное начало отражено в первой заповеди, гласящей: «Я Бог твой, который вывел тебя из Земли Египетской». Последующие предписания- монотеизм, почитание родителей, уважение чужой собственности, жизни другого человека, порицания разврата, злословия и жадности- носят универсальный характер. Из вышеизложенного естественно вытекает, что все предписание иудейского Закона сводятся к четырем видам обязанностей: перед Богом, по отношению к людям, по отношению к окружающему миру.

Обязанность перед Богом сформулирована в поучении Моисея перед Богом сформулирована в поучении Моисея перед смерть: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, всей душой, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И завяжи их в знак на руку твою и да будут они повязкой над глазами твоими. И напиши их в косяках дома твоего и на воротах твоих».4 Эту заповедь иудей должен повторять не менее двух раз в день, ее запись помещают в особые коробочки, которые прикрепляют во время молитвы на лоб и руку (тфиллин), а также в коробочки, которые прибивают к косяку входной двери (мезуза). Из этой заповеди вытекает правило вести себя так, чтобы все поступки были направлены на освящение Имени Бога (Киддуш га- Шем) и, наоборот, на недопущение осквернения имени Бога (Хилул га-Шем) в глазах окружающих, прежде всего неудеев, поскольку по поведению каждого иудея судят о самом Боге.

При этом следует отметить, что в иудаизме довольно туманно  и неконкретно говорится о  бессмертии душ и воздаянии в  загробной жизни, хотя и нет сомнения в их реальности. Причину этого  можно понять, в частности, из слов законоучителя Антигоноса из Сохо (III в. до н.э.): «Не будьте (в служении Господу)  как рабы, служащие господину под условием платы; но будьте как слуги, не имеющие в виду награды, и да будет вам присущ страх Божий»5. Понимание важности требований иудаизма и воздаянием за собственные грехи народа Божьего. Обязанность человека перед собой заключается в постоянном стремлении к личному совершенству.

Восхваляются смирение и  кротость как главные достоинства  человека. Как сказано в Пятикнижии, «Моисей же был кротчайшим из всех людей на земле».6 Человек должен стремиться к физическому совершенству, бережно относиться к своему здоровью и соблюдать чистоту, поскольку каждый человек создан по подобию Божьему. Поэтому не возбраняется и стремление к материальному достатку. Каждый, кто может, должен трудиться и не быть в тягость другим. Но, безусловно, самое главное- это стремление к познанию и духовному совершенству. Признается право человека обладать страстями, ибо без них, как говориться в Талмуде: «Не будь страстей, никто не строил бы дома, не создавал бы семьи, не начинал бы никакого дела». Важно только, чтобы страсти были направлены на добро, анне на пороки, оскверняющие человека и его жизнь.

Необходимость трудиться  является одним из основных принципов  иудейской этики. Даже самому уважаемому мудрецу лучше выполнять самую  грязную работу, чем просить помощи у других. Категорически запрещено  давать пожертвования, не расплатившись  с долгами или с целью скрыть дурные дела и поступки. Соответственно нельзя принимать помощь от занимающегося преступной деятельностью. В целом предполагается, что все поступки человека должны быть направлены на освящение жизни, чему служат и молитвы, читаемые при каждом счастливом случае. В идеале сама жизнь должна превратиться в священнодействие, как сказано в Пятикнижии, посвящайте себя и будьте святы, ибо свят Я, Господь Бог ваш»7.

Обязанности перед ближним не исчерпываются заповедью «люби ближнего как самого себя».8 Еще яснее эта идея выражена в поучении язычнику о сущности иудаизма великим иудейским законоучителем Гилелем (I в. до н.э. – I в. н.э.): «Не делай ближнему того, что не желаешь, чтобы делали тебе. Все остальное есть толкование». Однако не менее важным считается положение о том, что все люди произошли от одного родоначальника. Отсюда делается заключение, что недопустимо деление людей на какие- нибудь сословия, касты, звания, по происхождению – все должны быть равны перед законом. Как сказано в Пятикнижии: « Закон один и одни права да будут для вас и для пришельца, живущего у вас».9 Этот универсальный принцип подчеркивается заповедью Синайского откровения о почитании субботы, когда субботний отдых распространяется на иудеев, их слуг, неиудеев и даже на домашний скот.10 Этому принципу подсинена и социальная доктрина иудаизма. Основная ее идея состоит в том, что все земные блага и собственность являются не личным владением, а имуществом, доверенным их владельцу в управление и хранение Всевышним. Поэтому нельзя использовать стесненные обстоятельства  другого для личного обогащения. Обличение богачей особенно ярко выражено в словах пророка Исайи: «Горе вам, прибавляющим дом к дому, присоединяющим поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле.»11 Более того, беглого раба нельзя было возвращать прежнему хозяину. В иудаизме постоянно подчеркивается, что Бог любит всех людей, и поэтому иудеи должны следовать этому правилу в первую очередь. Как провозглашено Богом во Второзаконии (10:19): «Любите и вы пришельца, ибо и сами вы были пришельцами в земле Египетской». Особое место в иудаизме занимает проблема милосердия и сострадания, отказ от которых приравнивается к богоотступничеству.

Информация о работе Иудаизм как религия