Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 01:30, дипломная работа
Актуальность темы настоящей дипломной работы обусловлена тем, что предпринимательская деятельность на территории России протекает в весьма сложных социально-экономических и социально-психологических условиях. Нарушения субъективных прав (особенно имущественных) предпринимателей со стороны государства и других участников гражданского оборота случаются весьма часто. Так, например, в 2010 году на рассмотрение в арбитражные суды поступило на 45,0% исковых заявлений и
Поэтому оба указанных варианта возможно рассматривать в рамках единой процедуры урегулирования трудовых споров, которую принято именовать примирительно-третейской.
В
то же время необходимо учитывать, что
основу для признания единой примирительно-третейской
процедуры составляет возможное
сочетание принципа непосредственного
соглашения и принципа арбитража (третейского
решения). Сам по себе каждый из указанных
принципов является самостоятельным
и лежит в основе соответствующей
процедуры, которая может функционировать
и автономно: принцип соглашения
составляет существо примирительной процедуры,
а принцип арбитража или
Общие различия между этими процедурами применительно к урегулированию трудовых споров достаточно полно сформулировали С.А. Голощапов и В.Н. Толкунова: "Примирительный порядок разрешения трудовых конфликтов заключается в достижении соглашения между самими рабочими и предприятием, а третейский - в разрешении конфликта третьим лицом (арбитром, избираемым по соглашению сторон, либо созданным при заключении коллективного договора постоянным арбитражным органом)".
Таковы
общие положения о возможных
примирительных процедурах завершения
трудовых споров. Как мы видим, выбор
процедуры в принципиальном плане
зависит исключительно от самих
спорящих сторон, которые самостоятельно
выбирают процедуру урегулирования
разногласий и принимают
Причем
государство может
Вместе с тем общество нуждается в механизмах снятия напряженности в конфликтных отношениях, и в отдельных случаях принятое третьим лицом решение может оказаться тем средством, которое способно помочь сторонам реально урегулировать разногласия. Не исключается, что при исполнении вынесенного третьим лицом решения стороны смогут найти реальный выход из конфликтной ситуации.
Допустив
возможность установления принудительного
третейского разбирательства, необходимо
оговорить, что обращение к такой
форме разрешения спора вне спорящих
сторон допустимо при существовании
особых экстремальных обстоятельств.
К таким экстремальным
Вторым
направлением влияния государства
на урегулирование трудовых споров является
возможная интервенция в
Функцию интервенции в конфликт государство может осуществлять, выступая в качестве внешней силы по отношению к спорящим сторонам. В том случае, когда государство в лице своих органов само выступает как сторона спора, оно подчиняется установленным правилам урегулирования спора и напрямую не в состоянии осуществлять посреднические функции.
В зарубежной практике сложились следующие модели разрешения конфликтов без обязательного юрисдикционного участия: 1) прямые переговоры; 2) согласительные процедуры (примирение); 3) посредничество; 4) третейские процедуры. Каждая последующая модель из числа перечисленных характеризуется уменьшением способности сторон самостоятельно налаживать взаимоотношения и контролировать процесс решения проблемы. Так, например, если при ведении прямых переговоров их участники могут контролировать временные рамки, предмет обсуждения, процесс, результат, рамки соглашения, то при посредничестве конфликтующие стороны, сохраняя за собой ответственность за обсуждаемые проблемы и принимаемые решения, не могут контролировать процесс, так как его организация является прерогативой посредника.
Для обозначения совокупности процедур, обеспечивающих ненасильственное разрешение конфликтов и дающих возможность конфликтующим сторонам в рамках прямых переговоров или с участием третьей стороны выработать взаимоприемлемое решение проблемы, удовлетворяющее интересам каждой из них и ведущее к прекращению конфликта в интересах каждой из сторон, в настоящее время нередко используется термин "альтернативное разрешение конфликтов".
Альтернативное разрешение конфликтов основывается на положениях о том, что:
1)
процесс разрешения конфликта
должен осуществляться таким
образом, чтобы свести к
2)
конструктивное разрешение
3)
решение задачи
Можно с полным основанием констатировать, что достоинства согласительной процедуры в отличие от традиционной судебной процедуры заключаются в значительной деформализации, позитивной направленности поиска, отсутствии отрицательного эффекта судебного общения, большем демократизме, максимально высокой степени активного участия самих сторон в выборе и подготовке оптимального решения. Неформальный характер внесудебного завершения правовых споров предполагает, что сами стороны спора определяют те конкретные способы и приемы, которые позволяют им достичь соглашения по существу разногласий. Это творческое начало рассматриваемых процедур должно быть поддержано законодателем, задача которого заключается в том, чтобы закреплять и развивать способы и приемы, создаваемые сторонами помимо законодательства, содействуя их распространению.
Итак,
процесс примирительного
Выделение
примирительной процедуры требует
определения общих принципов
ведения переговорного
Таким образом, мы можем в рамках примирительной процедуры выделить непосредственные переговоры между сторонами и деятельность органов примирения, а в третейской процедуре - деятельность третейских органов.
Примирительная процедура. Значение общего правила для урегулирования трудовых споров имеют процедуры примирения спорящих сторон. В рамках примирительной процедуры стороны самостоятельно вырабатывают условия соглашения об урегулировании спора. Поскольку стороны самостоятельны в определении характера условий, на которых согласны прекратить конфликт, они также способны выработать процедуру, позволяющую им заключить соответствующее соглашение.
Как
уже нами указывалось, стороны правового
спора могут урегулировать
Механизм
непосредственных переговоров между
спорящими сторонами
Достоинством
непосредственных переговоров является
полная самостоятельность сторон в
определении характера и сроков
переговорного процесса, отсутствие
формализованных рамок, сковывающих
инициативу сторон. Однако в этом же
кроется и недостаток указанного
варианта. Во-первых, участники переговоров
могут находиться в неравном, с
позиции их полномочий, положении. Это
может привести к тому, что завершение
переговоров соглашением
Но,
несмотря на недостатки неформализованных
переговоров сторон, достоинства
данного способа
Вторым
возможным вариантом
Механизм,
связанный с деятельностью
Стороны
спора формируют орган
Вопрос
о количественном представительстве
нуждается в предварительном
согласовании между спорящими сторонами
и является первым соглашением, которое
стороны заключают в процессе
урегулирования правового спора. Как
правило, на практике не возникает конфликтов,
связанных с определением количественного
состава примирительного
Информация о работе Защита прав и интересов предпринимателей