Следует отметить,
что, хотя ГЧП широко обсуждалось
в Китае с 1999 года, воплощение этой
модели остается ограниченной, а преимущества
самой модели используются далеко не
полностью.
С одной стороны,
наибольшее внимание в дискуссиях уделяется
инвестициям, а модель рассматриваться
лишь в качестве нового инструмента
финансировании. В тоже время с
другой стороны, более широкое сотрудничество
между различными общественными
субъектами (правительствами, коммерческими
и некоммерческими организациями)
не воспринимается всерьез. Кроме того,
все еще недостаточно развита
в Китае роль некоммерческих организаций
как важных агентов партнерства.
Одной из наиболее
популярных в Китае является модель
«строительство-эксплуатация-передача»
(СЭП) [7,с.21]. Согласно СЭП частным компаниям
дается право на строительство проекта,
получать прибыль за период, согласованный
обеими сторонами, по истечении которого
частная компания безвозмездно передает
проект правительству. Например, в Пекине
СЭП был использован во многих городских
инфраструктурных проектах [7,с.9]. Эксперт
по проектам СЭП, Wang Shouqing утверждает, что
китайское Правительство широко применяет
эту схему с начала 1990-х годов, особенно
в дорожном строительстве, водоснабжении
и электроэнергетике. Среди этих проектов,
наиболее типичным случаем является электростанция
Laibin в провинции Гуанси, построенная с
привлечением иностранных инвестиций
и стал успешным примером для аналогичных
инициатив.
Активно развиваются
проекты в областях экологической
инфраструктуры, таких, как объекты
водоснабжения и очистка сточных
вод. В качестве примера можно
привести созданное партнерство
по очистке сточных вод Северного
завода Шэньян и канализационных
проектов в Пекине. С 2000 по 2001 годы развитию
государственно-частного сотрудничества
способствовали четыре проекта в
сельских и городских системах водоснабжения
и очистки сточных вод, финансируемые
Всемирным банком каждый из которых
оценивается в среднем $ 100 млн. Все
больше и больше участников частного
капитала наблюдается в государственных
инфраструктурных проектах в южных
районах Китая.
Правительство
играет важную роль в продвижении
этих проектов, содействуя различными
способами. Например, некоторые местные
правительства берут на себя гарантии
по кредитам, приобретения благ. Положительной
тенденцией является то, что провинциями
Гуандун, Сычуань и некоторыми городами
в провинции Цзянсу были приняты
объекты водоснабжения, очистка
сточных вод и бытовых отходов
от субъектов частного сектора.
С расширением
использования ГЧП, одним из самых впечатляющих
событий стало строительство метрополитена
в разных частях Китая. Особого внимания
заслуживает строительство метро в Пекине
[12,с.12]. В Пекине частные инвестиции включали
многочисленные проекты по строительству
олимпийских спортивных объектов.
ГЧП в Китае
имеет огромный экономический потенциал.
По данным одного из исследований, проведенных
Всемирным банком, Китаю в период
до 2012 года необходимо инвестировать в
развитие инфраструктуры $130 млрд. долларов
США ежегодно, а по некоторым подсчетам
общий объем необходимых инвестиций возрастает
до уровня $200 млрд. в год [9]. Эта сумма эквивалентна
40 % доходов государства по данным 2006 года,
и очевидно, что государство не сможет
самостоятельно обеспечить инвестиции
в необходимом объеме. Учитывая ограниченность
бюджетных ресурсов и вполне реальную
вероятность кризиса на рынке данных услуг,
обеим сторонам партнерства следует признать,
что для них настал момент объединить
свои ресурсы и усилия в качестве союзников
и выступить единым фронтом. ГЧП — стратегия,
одинаково выгодная для всех и дающая
реальную возможность оптимизировать
все имеющиеся ресурсы, обеспечить устойчивое
развитие и эффективную реализацию программ
в социальной сфере.
Китайское правительство
приглашает местные и иностранные
компании в строительство инфраструктуры
и предоставление общественных услуг
с помощью ГЧП. С практической
точки зрения применение модели ГЧП
стимулировало аналогичные проекты в
других областях, в настоящее время появляются
схемы партнёрства в сферах газоснабжения,
утилизации отходов, городского водоснабжения,
очистки сточных вод и в другие. Многие
официальные лица предполагают, что модель
ГЧП представляет собой эффективный способ
для облегчения финансового бремени государственного
сектора. Вместе с тем они считают, что
модель ГЧП является более эффективной,
чем традиционная модель финансирования
и предоставления услуг, поскольку частный
сектор обладает гибкими механизмами
управления, опытом и экономической информированностью.
Таким образом,
в мировой практике накоплен определенный
опыт по развитию партнерства государства
и бизнеса в широком спектре отраслей,
обеспечивающих важнейшие интересы государства
и общества. Мировыми лидерами в области
частно-государственного партнерства
признаны США и Великобритания, Франция
и Германия. Сферы применения государственно-частного
партнерства в развитых зарубежных странах
очень разнообразны. В США наиболее распространенными
сферами сотрудничества являются модернизация
инфраструктуры, развитие транспортной
системы, экономичное использование водных
ресурсов, утилизация бытовых отходов.
Не меньшее значение уделяется проблематике
продовольственной безопасности в рамках
«Глобального партнерства в области сельского
хозяйства и продовольственной безопасности»,
а также программы «Всеобъемлющего развития
сельского хозяйства в Африке». Одной из наиболее
популярных в Китае является модель «строительство-эксплуатация-передача».
Согласно СЭП частным компаниям дается
право на строительство проекта, получать
прибыль за период, согласованный обеими
сторонами, по истечении которого частная
компания безвозмездно передает проект
правительству. Активно развиваются проекты в областях
экологической инфраструктуры, таких,
как объекты водоснабжения и очистка сточных
вод.
3 Проблемы и перспективы
развития государственно-частных партнерств
в Беларуси
Государственно-частное
партнерство (ГЧП) – новое модное выражение
в современной управленческой практике.
Однако его содержание и уж тем более способы
эффективного применения в белорусском
государственном управлении мало изучены.
Востребованность темы вызвана повышенным
интересом к ней в последнее время со стороны
органов государственной власти, которые
стали уделять такому партнерству внимание
на государственном уровне и возлагать
на него большие надежды. В настоящее время
ГЧП в Беларуси пока не получило должного
распространения. Государство
является доминирующим партнером, а для
эффективного развития ГЧП необходимы
отношения, приближенные к равноправным
[1]. Государственно-частное партнерство
интересно как промежуточная форма взаимодействия
между государственной и частной собственностью,
а также для Республики Беларусь – как
своеобразная управленческая альтернатива
приватизации. Она позволяет преодолеть
экономическое противоречие, возникающее,
когда стратегически важные объекты не
могут быть переданы в частную собственность,
но государственный бюджет не в состоянии
обеспечить их финансирование в должном
объеме. В этом случае капитал привлекается
путем передачи частным структурам во
временное владение, пользование или управление
активов с сохранением за ними статуса
госсобственности.
Государственно-частное
партнёрство облегчает выход на мировые
рынки капиталов, стимулирует привлечение
иностранных инвестиций в реальный сектор
экономики. Для экономики регионов данное
партнерство имеет особое значение, поскольку
на его основе более активно развиваются
рынки капитала, товаров и услуг.
В Республике
Беларусь особое внимание уделяется
развитию института ГЧП. Министерством
экономики Республики Беларусь принят
проект законом «О государственно-частном
партнерстве» от 3 декабря 2012г., некоторые
задачи по развитию определены в Директиве
№4 Президентом Республики Беларусь от
31 декабря 2010г. Несмотря на это, существует
ряд проблем, препятствующих развитию
ГЧП в Беларуси [8,с.13].
Проблемы
для реализации ГЧП в Беларуси:
1) отсутствие закона о ГЧП,
где были бы определены основные
дефиниции, механизмы и формы
ГЧП и др. Основное назначение
закона - урегулирование полномочий
органов исполнительной власти
по заключению договоров с
бизнесом, определение четкой последовательности
административных процедур в
ходе подготовки и реализации
проектов ГЧП. Некоторые правовые
нормы, касающиеся отдельных форм
ГЧП, уже имеются в белорусском
законодательстве, в частности, в
Инвестиционном кодексе (о концессиях),
в Гражданском кодексе (договоры
подряда, аренды, поставки для
государственных нужд и др.). По
мнению экспертов, они либо
не охватывают весь круг вопросов,
либо разобщены. Разрабатываемый проект
закона о ГЧП может существенно пополнить
и модернизировать действующую нормативную
базу в сфере инвестиционной деятельности,
конкретизировать разносторонние формы
и сферы использования ГЧП.
2) отсутствие соответствующей
институциональной среды для
реализации механизмов ГЧП. Например,
в России существуют такие
структуры, которые реализуют
проекты ГЧП: Инвестиционный
фонд, Банк развития, государственные
корпорации, Российская венчурная
компания и др. В Казахстане
в августе 2008 года по постановлению
правительства был создан Казахстанский
центр государственно-частного партнерства
в форме акционерного общества;
3) отсутствие действенного механизма
концессии.
Несмотря на то, что в Беларуси
механизм концессии законодательно
закреплен, его применение на
практике фактически отсутствует.
Была сделана попытка привлечь
инвестиции под разработки некоторых
месторождений полезных ископаемых,
но она пока осталась безрезультатной.
4) дефицит высококвалифицированных
кадров.
Специалистов в сфере государственного
управления Беларуси, способных
профессионально составлять долгосрочные
концессионные договоры, недостаточно.
А если учесть, что по такому
договору государственная собственность
переходит во владение и пользование
частной компании на 20–50 лет,
то можно понять ту ответственность,
которая ложится на чиновника
любого уровня, подписывающего концессионный
договор от имени государства.
Необходимо формирование системы
подготовка специалистов в области
концессий и других форм ГЧП.
В мировой
практике накоплен определенный опыт
по развитию партнерства государства
и бизнеса в широком спектре
отраслей, обеспечивающих важнейшие
интересы государства и общества,
который может быть использован
при формировании партнерских отношений
и в Беларуси. С учетом передового
зарубежного опыта можно выделить
следующие приоритетные направления
для развития ГЧП в Беларуси:
· принятие Закона о государственно-частном
партнерстве, корректировка существующих
законодательных актов, регулирующих
ГЧП (Гражданского, Бюджетного, Банковского,
Инвестиционного и Налогового кодексов);
· разработка типовых соглашений
ГЧП, руководства по подготовке проектов,
порядка заключения соглашений, положения
об обязанностях участников партнерства,
распределении рисков между участниками
проектов;
· определение координирующего органа
ГЧП – организации, которая будет информировать
участников о потенциальных проектах
ГЧП, предоставлять образовательные услуги
широкому кругу заинтересованных сторон
по проблематике ГЧП, участвовать в конкурсах
по отбору участников и т.д.;
· создание концепции и стратегии
развития ГЧП;
· формирование эффективной институциональной
среды для реализации механизмов ГЧП (инвестиционных
фондов, венчурных компаний, центров
государственно-частного партнерства,
независимых организаций, осуществляющих
экспертизу проектов и консалтинг, управляющих
компаний, ассоциаций, объединений и др.);
· инициирование включения Беларуси
в базу данных проектов ГЧП Всемирного
банка;
· организация подготовки высококвалифицированных
специалистов в области концессий и других
форм ГЧП;
· разработка механизмов предоставления
государственных гарантий по привлекаемому
финансированию и возможных льгот частным
инвесторам при реализации социально
значимых проектов.
Для
успешного использования механизмов государственно-частного
партнерства в инновационном развитии
экономики Республики Беларусь необходима
государственная стратегия развития государственно-частного
партнерства в Беларуси в составе государственной инновационной
стратегии.
Государственные программы инновационного
развития в рамках государственно-частного
партнерства могут иметь следующие
цели:
- поддержка малых и средних инновационных предприятий;
- активизация процесса трансфера результатов исследований и разработок;
- коммерциализация инноваций, полученных в государственном секторе;
- создание кластеров товаропроизводителей в регионе;
- международное сотрудничество (например, создание инновационной корпорации «Консорциум нанотехнологий СНГ»).
Основные направления стратегии
государственно-частного партнерства
в инновационной сфере:
- выработка и постоянная корректировка научно-инновационной политики;
- объединение государственной и частной собственности в рамках значимых инновационных проектов на принципах доходности и возвратности;
- содействие, продвижение и распространение знаний о ЧГП;
- создание законодательной базы научно-инновационной деятельности с учетом стратегических целей, приоритетов и политики в этой сфере;
- разработка программ развития ЧГП в отдельных секторах экономики;
- проведение мероприятий для повышения доверия между партнерами и развитие культуры кооперирования между государственным и частным партнерами;
- разработка форм и методов взаимодействия органов государственной власти, государственных и частных научных и инновационных институциональных единиц;
- совершенствование налоговой и таможенной политики, включая налоговые и таможенные льготы;
- содействие и партнерство в формировании научно-инновационной инфраструктуры (технологические центры, технопарки, центры коллективного пользования оборудованием, отраслевые центры трансфера технологий, СЭЗ и др.);
- финансирование государством развития венчурных фондов, сети бизнес-ангелов, стартап-школ;
- государственная поддержка малого и среднего бизнеса в инновационной сфере;
- формирование в стране элементов институциональной среды ГЧП: финансово-экономических институтов, обеспечивающих инвестирование и гарантирование частных инвестиций, независимых организаций, осуществляющих экспертизу проектов и консалтинг, управляющих компаний, ассоциаций, объединений, фондов и т. п.
- подготовка специалистов в области ГЧП и кадров инвестиционных менеджеров;