Таким образом,
следует отметить, что государственно-частное
партнерство представляет собой сотрудничество
между государством и бизнесом в целях
реализации национальных и международных
общественно-значимых проектов в широком
спектре сфер деятельности. Основными
формами государственно-частных партнерств
являются договор концессии, совместные
предприятия в рамках ГЧП, соглашения
о разделе продукции. В зависимости от
характера решаемых задач всё множество
существующих и вновь возникающих форм
партнёрств можно подразделить на отдельные
типы (модели). Соответственно целям ГЧП
различаются организационные модели,
модели финансирования и кооперации. К организационной
модели относят тип ГЧП - концессии. К моделям
финансирования следует причислить такие
формы, как коммерческий наем, аренда,
все виды лизинга, предварительное и интегрированное
проектное финансирование. Модель кооперации
представляет собой всевозможные формы
и методы объединения усилий ряда партнеров,
отвечающих за отдельные стадии общего
процесса создания новой потребительной
стоимости как публичного блага.
2 Практика
использования государственно-частных
партнёрств за рубежом
За рубежом
государственно-частным партнерством
принято называть очень широкий
спектр бизнес-моделей и отношений.
В самом общем смысле этот термин
применяется при любом использовании
ресурсов частного сектора для удовлетворения
общественных потребностей. Сферы применения
государственно-частного партнерства
в развитых зарубежных странах очень
разнообразны. Сотрудничество между
партнерами может проходить в
рамках различных законодательных
структур, с разнообразным диапазоном
задач и компетенций.
Сегодня такие
сферы деятельности как жилищное
строительство, реконструкции зданий
и объектов, носящих историческую
ценность, а также переработка
отходов являются потенциальными для
развития посредством схемы государственно-частного
партнерства. В форме государственно-частного
партнерства реализуются также
проекты в сфере коммунальных
служб, при строительстве автомобильных
и железных дорог, трубопроводов, аэропортов,
газо-, тепло- и электроэнергетики. Это
один из способов страхования высоких
рисков долгосрочных проектов в сфере
инфраструктуры и естественных монополий.
Стриктура реализации
ГЧП-проектов по отраслям в мировой
экономики представлена на рис. 1.
В зарубежных
промышленно развитых странах осуществляемые
в рамках государственно-частного партнерства
проекты легко обнаружить в самых
разных отраслях экономики и общественных
отношений:
– финансовый сектор – частные
страховые и управляющие компании, имеющие
опыт работы с потребителями на конкурентных
добровольных рынках, занимают все более
прочные позиции в секторах обязательного
социального страхования и государственного
пенсионного обеспечения;
– общественный порядок и безопасность
– обеспечение порядка на транспорте
и в общественных местах, эксплуатируемых
частными компаниями (парках, общественных
зданиях); эксплуатация городских парковок;
–
недвижимость – строительство и эксплуатация общественных
объектов и муниципального жилья в обмен
на право застройки и развития в коммерческих
проектах;
–
образование и медицина – школы и больницы строятся или переоборудуются
частными компаниями, получающими право
коммерческой застройки и развития соседних
или других земельных участков;
–
природоохранная деятельность и
развитие инфраструктуры туризма – обслуживание
и развитие городских и загородных парков,
национальных парков и заповедников, уникальных
природных объектов, совмещенных с правом эксплуатации
природных или рекреационных ресурсов, в том числе
получения доходов от посетителей и туристов;
–
муниципальные услуги – обновление и эксплуатация, а также
строительство новых коммунальных сетей
(водопровод, канализация, тепло- и электроснабжение),
уборка улиц, вывоз и утилизация мусора,
муниципальный транспорт;
–
телекоммуникации – создание телекоммуникационной инфраструктуры
и монопольные права на ее эксплуатацию,
сопровождающиеся обязательствами по
предоставлению услуг потребителям (или
установленным государством специальным
категориям потребителей);
–
транспорт – строительство, эксплуатация и обслуживание
систем мониторинга и управления движением,
строительство и эксплуатация автомагистралей,
терминалов аэропортов и множество других
проектов в автомобильном, железнодорожном,
воздушном, городском, трубопроводном,
морском и речном транспорте, в портах,
на внутренних линиях и т. д.
В Европе наиболее
характерными примерами государственно-частных
партнерств являются:
- строительство автодорог (Франция, Португалия, Испания, Великобритания);
- канализация и водоочистительные сооружения (Франция, Португалия, Великобритания);
- образование (Германия, Великобритания);
- здравоохранение (Италия, Великобритания);
- коммунальные услуги (Великобритания) и др.
Степень эффективности
осуществления инвестиций в форме
государственно-частного партнерства
в различных отраслях и странах
ЕС отражена в приложении B . Наибольший
интерес представляет строительство автомагистралей.
В этой сфере было осуществлено 28 проектов
во Франции, 26 – в Великобритании, 24 –
в Германии. Схема государственно-частного
партнерства является характерной для
развития инфраструктуры, как экономической,
так и социальной. Особое значение она
приобретают в сферах развития транспортной
инфраструктуры, отрасли развлечений,
оборонного комплекса.
Формы, в которых
реализуется частно-государственное
партнерство, отличаются степенью ответственности,
которую государство или частный
сектор берут на себя за эксплуатацию
и техническое обслуживание, капитальные
вложения и текущее финансирование, коммерческий
риск, а также тем, кому принадлежат активы
и длительностью сотрудничества. Основными
формами партнерств являются: контракты
на обслуживание; контракты на управление;
договоры об аренде; контракты на строительство,
эксплуатацию, передачу (СЭП) и их разновидности;
концессия. На практике в зарубежных странах
часто используются и комбинации перечисленных
форм.
Мировыми лидерами
в области частно-государственного
партнерства признаны США и Великобритания,
Франция и Германия.
Во многих европейских странах
количество проектов ГЧП ежегодно увеличивается
в несколько раз. Такая картина
особенно характерна для стран Восточной
и Южной Европы, присоединившихся
к ЕС. В этих странах инфраструктура
находится в гораздо худшем состоянии,
чем в государствах Западной и
Северной Европы, и сдерживает экономическое
развитие. Для того чтобы быстрее
преодолеть имеющееся отставание от
наиболее развитых стран Союза, они
должны форсировано обновить инфраструктурные
мощности, возведенные еще после Второй
мировой войны.
В приложении С представлена потребность
в инвестициях в инфраструктуру в отдельных
странах и регионах.
Практика государственно-частного
партнерства в США имеет долгую
и обширную историю. Самые первые форматы
возникли более двухсот лет назад в период
становления американской государственности.
Сейчас на территории страны успешно действуют
тысячи примеров ГЧП между федеральными,
муниципальными органами власти и деловым
сообществом.
Наиболее распространенными
сферами сотрудничества являются модернизация
инфраструктуры, развитие транспортной
системы, экономичное использование водных
ресурсов, утилизация бытовых отходов
и т.д. По данным Национального института
государственно-частного партнерства,
из 65 среднестатистических муниципальных
сервисных служб - 23 функционируют в формате
ГЧП (более 30 проц.).
ГЧП в США
наиболее развито в дорожной отрасли
и коммунальном хозяйстве.
В приложении D
представлены проекты государсвтенно-частного
партнёрства в автодорожной отрасли.
В 1985–2004 гг.
в дорожном хозяйстве США было реализовано
62 проекта ГЧП с общим объемом инвестиций
– 42 млрд долл. В 2005–2008 гг. было
начато 58 новых проектов ГЧП в этой отрасли.
Стоимость их оценивается в 54,3 млрд долл.
Классическим
примером ГЧП является пакет антикризисных
стимулов (Recovery and Reinvestment Act), принятый в
2009 г. с подачи президента США Б.Обамы,
объемом 787 млрд. долл., в реализацию которого
вовлечено почти три десятка федеральных
ведомств.
После санкции
Конгресса Минфин США направляет
денежные транши на счет каждого участвующего
в программе федерального ведомства. Затем
эти средства, по итогам рассмотрения
соответствующих заявок, выделяются напрямую
в виде грантов и кредитов научно-исследовательским
центрам, бизнесу, НПО, а также местным
властям. При этом местные власти распределяют
полученные из федерального бюджета ассигнования
по аналогичной схеме. Отдельно для физических
лиц предусматриваются налоговые вычеты
и изъятия (налоги на недвижимость, возмещение
в счет расходов на обучение в колледже
и т.д.). Контроль над расходованием средств
осуществляет Главный инспектор (входит
в состав аппарата Белого Дома). С целью
повышения прозрачности реализуемые мероприятия
и отчеты о проделанной работе публикуются
в сети Интернет на специализированном
портале.
По данным Минфина
США, тройку получателей наибольшего
объема средств составили Минздрав (94
млрд. долл.), Минобразования (65 млрд. долл.)
и Минтруда (62 млрд. долл.). Такое распределение
мест не случайно.
Развитие «человеческого капитала» - одно
из приоритетов нынешней администрации.
По линии этих ведомств осуществляется
ряд программ международной помощи в контексте
обязательств США по достижению «Целей
развития тысячелетия». Координацию содействия
международному развитию (СМР) в США осуществляет
Агентство по международному развитию.
Оно, в соответствии с – 2 – Законом о международной
помощи (Foreign Assistance Act) принятым в 1961 г.,
официально уполномочено оказывать содействие
развивающимся странам и странам с переходной
экономикой. В число приоритетов США входят
вопросы борьбы с голодом, бедностью, инфекционными
заболеваниями и последствиями стихийных
бедствий, в распространении эффективных
методов охраны окружающей среды, образовании,
в проведении экономических и демократических
реформ, создании и укреплении институтов
гражданского общества.
В основе деятельности
Агентства лежат отработанные механизмы
формирования государственно-частных
партнерств. С 2001 г. в рамках разработанной
AMP программы Глобального альянса в интересах
развития (Global Development Alliances) было создано
1700 партнерств, что позволило дополнительно
мобилизовать на цели развития по линии
частного сектора более 9 млрд. долл., в
то время как объем государственных инвестиций
составлял около 1 млрд. долл.
Основное внимание
в США уделяют осуществлению
СМР в Африке. Так, в рамках «Глобальной
инициативы здоровья» планируется предотвратить
около 12 млн. новых инфекционных заражений
вирусом иммунодефицита, охватить до 85%
всех беременных обследованием на предмет
позитивной ВИЧ-реакции, а также предоставить
антиретровирусное лечение 4 млн. зараженных.
За счет помощи лекарством предполагается
сократить смертность от туберкулеза
на 50% (1,3 млн. чел.). В отношении борьбы с
малярией и другими тропическими болезнями
основные усилия по снижению смертности
предполагается сконцентрировать в Нигерии
и Конго. На реализацию объявленных целей
в 2010-2014 гг. планируется выделить 63 млрд.
долл [27].
Не меньшее
значение уделяется проблематике продовольственной
безопасности в рамках «Глобального партнерства
в области сельского хозяйства и продовольственной
безопасности», а также программы «Всеобъемлющего
развития сельского хозяйства в Африке».
Целевые ассигнования объемом 3,5 млрд.
долл. будут потрачены на различные программы,
включая обеспечение африканских земледельцев
более урожайным семенным фондом. На повестке
адресная работа с женщинами-фермерами,
составляющими порядка 60 проц. рабочей
силы в деревне, помощь им дешевыми кредитными
ресурсами, современной техникой, образовательными
программами.
Вместе с
тем необходимо отметить, что в
США, как в международной гуманитарной
деятельности, так и на внутриэкономическом
направлении частно-государственное партнерство
реализуется, как правило, только американскими
подрядчиками. Это условие (также известное
как «buy American») существенно ограничивает
возможности иностранных контрагентов.
Понятие ГЧП
в Китае было введено Административным
центром China’s Agenda 21 (ACCA21) [4,с.102], а Государственная
комиссия по планированию развития (ГКПР)
и Министерство науки и техники (МНТ) Китая
выразили поддержку инициативе создания
ГЧП. Вместе с Программой развития Организации
Объединенных Наций (ПРООН), Пекин официально
утвердил включить схему ГЧП в текущую
программу развития. В последние годы
Китайское центральное правительство
признало важность партнерства государства
и бизнеса. Кроме ГКПР и МНТ, с целью применения
моделей ГЧП в области общественных благ,
начали переговоры с международными финансовыми
учреждениями Министерство финансов и
Министерство образования. Первый в Китае
центр Государственно-частного партнерства
был учрежден в Пекине в 2003 году. В 2005 году
в Пекине состоялся форум государственно-частного
партнерства, где многие официальные лица
из Китая, США, Австралии, Франции, представители
международных институтов, таких как Всемирный
банк, Международная финансовая компания,
обсуждали опыт внедрения и применения
модели ГЧП в ряде промышленно развитых
стран и перспектив ее применения в Китае.