Анализ основных показателей развития предпринимательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – провести анализ основных показателей развития предпринимательства в Российской Федерации.
Задачи исследования:
Определить понятие и характеристики предпринимательства.
Рассмотреть тенденции развития предпринимательства в России.
Проанализировать основные проблемы развития предпринимательства в России.
Обосновать стратегии развития предпринимательства и конкуренции.

Файлы: 1 файл

Развитие предпринимательства в РФ.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

После экономического кризиса  в августе 1998 года власти предприняли  ряд мер, которые аннулировали либерализацию внешней торговли, например, ввели запрет на частный импорт этилового спирта. Указанные меры вместе с повышением требований об обязательной продаже экспортной выручки и требование о депонировании аванса за импорт резко увеличили ограничения торгового режима. Кроме того импортные и экспортные пошлины являются предметом бюрократических сделок. Полное свертывание этих временных мер должно стать приоритетной задачей24.

Для повышения конкуренции  и нововведений следует проводить  более опережающую и благоприятствующую торговым потокам политику, включая отмену лицензионных квот и других нетарифных барьеров на импортные товары и услуги. Скорейшее вступление в ВТО дало бы сильные преимущества в плане стабильности и надежности либерального режима торговли как товарами, так и услугами. Упор в ближайшем будущем надо было бы сделать на особенно важной области работы по выполнению условий соглашения о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность, так как это также поможет стимулировать новаторскую деятельность на местах, которая опирается на права интеллектуальной собственности. Кроме того первоочередной задачей должен быть доступ иностранных поставщиков на российские рынки распределения, банковских и других важных деловых услуг25.

Улучшение работы географически сегментированных рынков за счет коммерциализации ключевых инфраструктурных отраслей, в частности, отрасли связи и транспорта, чтобы расширить узкие места в распределительных сетях. Облегчая межрегиональную и международную торговлю, связь и транспорт играют жизненно важную роль в снижении затрат на сделки и содействии обмену, который без них не состоялся бы.

В обоих отраслях приоритетной задачей являются реформы тарифов. Что касается связи, то необходимо решить проблему несбалансированной структуры внутренних тарифов, при которой плата предприятий в пять раз выше платы населения и международные тарифы являются самыми высокими в мире (относительно ВВП на душу населения). Это отчасти обусловлено отсутствием координации между региональными и федеральными регулирующими органами: региональные власти устанавливают плату за междугородние соединения и коммутацию, в то время как местные антимонопольные комитеты и политические органы определяют плату за местную связь26.

В число других важных задач отрасли связи входит устранение главных препятствий и развитие альтернативных технологий для радиосвязи и Интернета. Основные помехи на этом пути связаны с плохим состоянием спутниковых и радиорелейных сетей, а также с существующим порядком лицензирования, который не допускает прямой конкуренции между компаниями-операторами, предлагающими один и тот же стандарт. Для внедрения конкуренции имеются следующие варианты: разделение Связьинвеста путем отделения и либерализации международных и местных вызовов; консолидация местных операторов связи и разрешение конкурировать друг с другом и выдача лицензий дополнительным операторам местных сетей радиосвязи, которые будут на альтернативной основе предоставлять доступ к сетям связи27.

В транспортной отрасли  в число дополнительных приоритетных задач железнодорожного транспорта входит постепенное вытеснение субсидий, разделение разных видов деятельности, акционирование таких главных функций как сетевое управление и пассажирские и грузовые перевозки, при этом необходимо в большей степени привлекать частный сектор к вспомогательным видам деятельности, например, к крупному ремонту. В целях более эффективного использования автомобильной перевозки грузов на более короткие расстояния и для развития конкуренции в комбинированной перевозке на более дальние расстояния потребуются достаточные бюджетные ассигнования на ремонт дорог, который может производиться, по возможности, частными фирмами и частично финансироваться за счет соответствующих сборов с пассажирского транспорта.

Создание режима для внедрения здоровой конкуренции, чтобы устранить связанные с политикой препятствия на пути конкуренции и имеющиеся недостатки горизонтальной и вертикальной структуры промышленных предприятий. Необходимо поставить цель создать соревнующиеся между собой рынки путем укрепления политики и реорганизации промышленных предприятий для повышения их конкурентоспособности на основе тщательных эмпирических исследований конкретных рынков28.

Хотя политика развития конкуренции все еще находится  в своей начальной стадии разработки и не пользуется стабильной политической поддержкой, Антимонопольный комитет все большее внимание уделяет политике и действиям государственных органов, которые ограничивают конкуренцию.

Еще одной приоритетной задачей Антимонопольного комитета является активизация работы по предотвращению злоупотреблений в отношении решающих позиций на рынке. Комитет должен добиваться обязательной реорганизации предприятий, чтобы преодолеть чрезмерную власть на рынке в тех случаях, когда существующие рыночные структуры не являются результатом конкурентной рыночной борьбы. В частности, необходимо препятствовать дальнейшей горизонтальной и вертикальной консолидации тогда, когда структурное господство уже является чрезмерным. Полезной отправной точкой был бы анализ недавних слияний фирм с точки зрения их положительного и отрицательного влияния на конкуренцию29.

Повышение рыночной ориентации в предоставлении вспомогательных  услуг малым предприятиям в тех  областях, где рынки могут слабо  функционировать из-за отсутствия государственного вмешательства для стимулирования появления новых и расширения существующих предприятий. Цель состоит в том, чтобы делать капиталовложения в институциональное строительство и общественное благо и развивать финансовые и нефинансовые вспомогательные службы для обслуживания предпринимателей30.

В 1995 году новый Государственный  комитет поддержки малого предпринимательства разработал программу государственной поддержки малых предприятий (со штатом до 500 рабочих), которая впервые получила статус федеральной в числе 24 специальных программ. Столпом программы был фонд рискового капитала для частичных гарантий и/или процентных субсидий для заемщиков из числа малых предприятий, которые могут обеспечить гарантию займа, как минимум, под 30-процентов своего собственного имущества. В числе других вспомогательных услуг можно назвать: субсидии Федеральной службы занятости на создание новых рабочих мест; планы по передаче технологий и региональные программы финансирования; субсидии на арендные услуги, а также информационные и консультативные услуги и службы по подготовке кадров. Оценить эффективность реализации программы не представляется возможным ввиду отсутствия системных оценок.

Хотя некоторые из этих мер являются хорошим началом, необходимо уделять большее внимание развитию устойчивых, обусловленных спросом институтов, продуктов и механизмов снабжения, подходящих для начала предпринимательской деятельности, например, на основе согласованных программ грантов. В отличие от либерализации, в этой области есть возможности для существенной децентрализации в рамках общей центральной структуры, которая дает максимальные возможности для экспериментов и использования разнообразного регионального опыта31.

Что касается финансовых услуг, то субсидии следует сводить  к созданию стимулов для организаций-участниц создавать необходимую инфраструктуру и кредитные технологии в целях удовлетворения потребностей при старте малых предприятий – и по процентным ставкам не ниже рыночных, чтобы не деформировать распределение ресурсов, которых в противном случае всегда будет недостаточно для удовлетворения спроса. Рыночная стратегия расширения доступа к финансированию новых и существующих малых предприятий должна опираться на такую политику, которая повышает давление конкурентов на поставщиков финансовых услуг, улучшает возможности банков и связанных с ними компаний, предоставляющих финансы для удовлетворения потребностей небольших клиентов, и устраняет некоторые причины, которые лежат в основе повышения затрат на финансирование из-за связанного с ним риска.. В частности, риски при кредитовании небольших клиентов можно снизить не только за счет совершенствования законодательства, но также за счет улучшения возможностей таких институтов, которые заставляют исполнять контракты, регистрируют активы и собирают залог. Например, законы о земельной регистрации и ипотечном рынке были приняты еще в 1998 году, но их эффективность не была обеспечена32.

Реально действующий  закон, регулирующий права собственности  на землю, позволил бы малому предпринимательству и фермерским хозяйствам использовать эти активы в качестве гарантии для получения банковских займов. Что касается области нефинансовых услуг, то необходимо пересмотреть существующие программы с учетом необходимости возмещения издержек, и где это возможно, опираться на работу добровольных частных торговых палат, более крупных фирм, связанных с малыми предприятиями как покупатели или поставщики, и на других малых предпринимателей33.

И наконец, необходимо активно  помогать обучению предпринимателей, включая содействие в области стратегии связи со стороны успешно действующих частных центров подготовки. Такая работа принесла большую пользу, в частности, когда региональные центры начали создавать свои собственные сети в областных городах. Помимо этого более широкое социальное просвещение в области предпринимательства требует государственных затрат на организацию широкомасштабных информационных кампаний для общественности под эгидой соответствующих организаций, таких как Антимонопольный комитет с его перестроенной программой.

 

Заключение

 

Предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник, центральная фигура в гражданском и торговом обороте. Предприниматель не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую жизнь общества в единое целое.

Рыночная экономика  в России стала развиваться совсем недавно. До распада Советского Союза в России существовал совершенно противоположный тип экономики, которую называют «плановой экономикой». Эти два типа экономик как бы находятся на двух разных полюсах. И кажется, что ценности, которые пропагандируются и поддерживаются в социалистическом государстве, где развивается плановая экономика, должны существенно отличаться от ценностей, норм поведения людей в демократическом государстве, где развивается рыночная экономика. В особенности это должно относиться к ценностям предпринимательства, поскольку предпринимательская деятельность как форма экономической активности и предпринимательство как социальный слой не могли существовать – во всяком случае, легально – в рамках плановой системы. Соответственно, именно предприниматели должны быть наиболее последовательными протагонистами социалистической системы хозяйствования и присущих ей норм и ценностей, и именно они могут и должны сформировать  - в теории -  систему ценностей, диаметрально противоположную ценностям социалистического общества.

Наличие в любом обществе условий для предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.

Предприятия малого бизнеса  играют решающую роль в таких сферах экономики как бытовое обслуживание населения, консультационные услугу, технические  услуги, включая ремонт и техническое  обслуживание машин, торгово-закупочные операции, посредническая деятельность.

Каждый предприниматель  должен найти себя в хозяйственном  пространстве-времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими словами предпринимателю нужно обладать информацией об «общем климате предпринимательства»: условия и возможности вложения денег в различных отраслях или регионах, государственная поддержка предпринимательства, состояние рынка (спрос и предложение), мера насыщения отраслей или регионов предпринимательской инициативой и деятельностью. Все это «внешние» условия предпринимательской деятельности, они как бы заранее заданные, и самими предпринимателями не определяются. Делая свой выбор в этих условиях, предприниматель находит приемлемую среду обитания.

 

Список использованных источников

 

    1. Вечканов Г.С. Экономическая теория: Учебник. – СПб.: Питер, 2009.
    2. Викулина Т.Д. Экономическая теория. – М.: ПРИОР, 2009.
    3. Воробьев Е.М. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2009.
    4. Замедлина Е.А. Предпринимательство. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
    5. Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебник. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2007.
    6. Кучуков Р.А. Экономическая теория. – М.: Экономика,2007.
    7. Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: Инфра-М, 2009.
    8. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под общ. ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева, О.М. Шестоперова. - М.: Новое издательство, 2008.
    9. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. – М.: КноРус, 2009.
    10. Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2009.
    11. Сафронов Н.А. Экономика: Учебник. – М.: Магистр, 2008.
    12. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. – М.: Эксмо, 2009.
    13. Франк С. Предпринимательство без границ. – М.: Олимп-Бизнес, 2008.
    14. Хохлова И.В. Основы предпринимательства. Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2009.
    15. Чернецова Н.С., Скворцова В.А., Медушевская И.Е. Экономическая теория. – М.: КноРус, 2009.

Информация о работе Анализ основных показателей развития предпринимательства в Российской Федерации