Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:59, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ основных показателей развития предпринимательства в Российской Федерации.
Задачи исследования:
Определить понятие и характеристики предпринимательства.
Рассмотреть тенденции развития предпринимательства в России.
Проанализировать основные проблемы развития предпринимательства в России.
Обосновать стратегии развития предпринимательства и конкуренции.
Развитие предпринимательства в Российской Федерации осуществляется по двум основным направлениям:
В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает частное лицо - предприниматель, создающий новые организационные производственно-хозяйственные структуры.
В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает действующее предприятие (его руководство)7.
Первый путь, основанный на частной инициативе и частной собственности, представляется наиболее соответствующим классическому пониманию предпринимательства. Второй путь заключается в том, что действующее предприятие создает или участвует в создании производственно-хозяйственных предпринимательских структур.
Анализ развития предпринимательства в нашей стране позволил установить, что все участники данного процесса (государство, действующие бизнес-единицы, общественные организации, предприниматели, домохозяйства) преследуют различные цели, которые представляется целесообразным рассмотреть более подробно.
Государство, создавая условия для развития предпринимательства, преследует следующие основные цели:
Целями действующих бизнес-единиц являются:
Цели действующей бизнес-
Целями общественных организаций являются:
Цели домохозяйств носят двоякий характер, так как, с одной стороны, домохозяйства являются потребителями продукции, созданной в результате осуществления предпринимательской деятельности, а с другой - являются сотрудниками предпринимательских единиц и включают:
Таким образом, развитие предпринимательства в долгосрочной перспективе возможно только в том случае, если институтами современного общества будет обеспечено достижение всех перечисленных выше целей в условиях отсутствия противоречий между ними.
Развитие предпринимательства в России в определенной степени позволило реализовать поставленные цели. Развитие средних предприятий позволило в значительной степени ликвидировать дефицит товаров и услуг и в условиях экономического спада и кризиса государственных предприятий создать рабочие места для более чем 35% трудоспособного населения страны, а с учетом вторичной занятости - более чем для 60%. Причем отдача вкладываемых средств в предприятиях среднего бизнеса вдвое выше, чем в целом по российской экономике. В то же время, если сравнивать возможности и достижения среднего бизнеса в мире и в России, очевидно, что возможности реализованы явно недостаточно. Проведенный опрос предпринимателей показал, что для успешного развития предпринимательства необходимы: стабильное экономическое и политическое положение в стране и регионах; доступность финансовых ресурсов9.
Исследование процессов развития предпринимательства позволяет выявить следующие основные тенденции функционирования предприятий среднего бизнеса:
Финансовые ресурсы используются ими в первую очередь для развития производства, причем на собственные нужды предприниматели тратят только 15% доходов, реинвестируя оставшиеся средства в дело.
Новые предпринимательские единицы создаются в основном частными лицами, в то время как их образование с государственным участием практически не имеет места.
В большинстве случаев персонал оказывается недостаточно подготовлен к новым условиям работы, но вследствие значительной заинтересованности предпринимателей в квалифицированной рабочей силе ими осуществляется соблюдение качественного баланса сотрудников за счет использования разнообразных методов обучения и развития персонала.
В заключение представим перечень побудительных мотивов предпринимательской деятельности. Предпосылками для развития предпринимательства на уровне среднего бизнеса являются:
Описанные выше тенденции
развития российского
С развитием рыночных отношений российский бизнес вступил в ту фазу развития, когда имидж отечественных предпринимателей превратился в категорию экономическую. Имидж бизнеса, бизнесменов на родине и за рубежом становится важнейшим фактором, определяющим отношение к стране ее внешних партнеров. Без достойного имиджа сегодня невозможно рассчитывать на серьезный успех в бизнесе и высокую репутацию в деловых кругах. Имидж имеет свою - и очень высокую - цену, выражающуюся, в частности, в размере западных кредитов, необходимых для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов в России. Также очевидно, что имидж российского бизнеса - как бизнеса прозрачного и социально ответственного - во многом влияет на политическую и гражданскую стабильность в государстве.
В современном понимании имидж - это стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенную группу лиц, организацию, товар. Имидж формируется как на основе реального положения дел, так и под влиянием общественных оценок и мнений10.
Имидж России как великой державы с мощными экономическими ресурсами создавался веками. Еще Пётр I придавал большое значение связям Российского государства с Европой. Он понимал, что изолированность от мирового сообщества, «закрытость», «нецивилизованность» страны вредит ей, отпугивая иностранных купцов, фабрикантов, желающих сотрудничать. Потому всячески заботился о ее имидже за рубежом, не упуская ни малейшего случая, чтобы лишний раз доказать иностранцам выгоду ведения дел с Россией. В последующие столетия политика России была направлена на упрочение международного положения страны. Это, несомненно, сыграло положительную роль в укреплении отечественной промышленности, поскольку стабильность капитала обуславливается отсутствием внутренних и внешних конфликтов. «Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете Россию», - утверждал в свое время Пётр Аркадьевич Столыпин. В результате, по свидетельствам современников дореволюционной эпохи, «весь цивилизованный мир в конечном счете проникся доверием к огромной империи, которая… трудилась над развитием собственного процветания и силы»11.
Однако на сегодняшний момент Россия лучше, чем ее репутация. Проблема заключается в том, что с уже сложившимися представлениями о нашей стране расстаются медленно, и потому имидж России на Западе еще не отражает реального прогресса, который произошел в ней за последние годы.
Между тем представители европейских деловых кругов, анализируя политическую и экономическую ситуацию в России, отмечают значительное улучшение инвестиционного и предпринимательского климата за последний год. Специалисты полагают, что в стране произошла настоящая налоговая революция, в результате которой сформировалась конкурентоспособная среда в сфере инвестиций. И это резко улучшило восприятие на Западе России - как страны, продолжающей реформы.
Повышение имиджа России на международной арене неразрывно связано с утверждением и признанием делового и нравственного авторитета российского бизнеса.
Как уже говорилось, в последние годы в деловом мире у России была плохая репутация - в смысле безопасности, серьезности российских предпринимателей, их способов ведения дел. Имидж российского бизнеса ассоциировался на Западе с теневой экономикой. Складывалось впечатление. что в России невозможно отыскать предпринимателей, готовых на честное и долгое партнерство.
И для того чтобы репутация отечественного бизнеса не только реабилитировалась, но и стала важнейшим экономическим ресурсом, проблемы по ее реконструированию нужно решать на всех уровнях: начиная от государства и заканчивая неправительственными организациями.
Необходима последовательная, координированная работа на общенациональном уровне по трем направлениям: формирование репутации России и репутации российского бизнеса, поддержание репутации России и репутации российского бизнеса и, наконец, защита репутации России и репутации российского бизнеса. Прежде всего, это означает содействие продвижению на внутренний и внешний рынки российских товаров и услуг, защиту интересов российских компаний от необоснованных антидемпинговых расследований, работу по созданию рабочих мест на российских предприятиях и предприятиях российского капитала за рубежом. По сути процесс этот - многоплановый, подразумевающий и перемены в бизнес-практике, и создание новой правовой инфраструктуры, и снижение издержек ведения бизнеса. Цель в данном случае одна - возрастание наших активов, что важно и для процессов капитализации, и ликвидности в российском бизнесе12.
На данный момент отечественная промышленность нуждается в государственной поддержке. Это необходимо и для дальнейшего оздоровления экономики, и для экспансии на внешние рынки, что в итоге отвечает государственным интересам России. В этой же плоскости следует рассматривать проблему имиджа российского бизнеса. Только совместными действиями бизнеса и государства можно изменить предубеждение Запада ко всему российскому.
В российском бизнесе заметно увеличилось количество субъектов рынка, заинтересованных в правильном и действенном формировании собственного имиджа.
Всё чаще и чаще специалисты прибегают к такому понятию, как «репутационный менеджмент», пришедшему к нам с Запада. Например, при слиянии или поглощении в стоимость компании включается такая статья нематериальных активов, которая называется «goodwill» - или репутация компании. И величина этой статьи нематериальных активов может составлять от десяти до пятнадцати процентов от общей стоимости активов. Иными словами, репутация компании на практике имеет вполне материальное выражение, что для бизнеса очень важно: один и тот же физический актив, в зависимости от репутации, в том числе и страны, может стоить по-разному.
Проблема репутационного менеджмента актуальна не только для каждой отдельно взятой компании, но и для государства в целом. Несмотря на кризисы, неустойчивость инвестиционного климата, политическую нестабильность, в российском деловом сообществе сложилась настоящая элита, представленная в рейтинге деловой репутации из пятидесяти-шестидесяти компаний, выпускающих первоклассную продукцию, работающих на мировых рынках инвестиций, заботящихся о своем имидже.
Информация о работе Анализ основных показателей развития предпринимательства в Российской Федерации