Вклад Ф. Бэкона в философию и науку Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

Цель данной работы – раскрытие научных и философских учений Нового времени Ф. Бэкона.
Задачи работы:
Выделить основные идеи философии Ф. Бэкона
Понять позицию философа в отношении философии и науки
Оценить вклад Ф. Бэкона в современную науку и философию

Содержание работы

1. Введение 3
2. Фрэнсис Бэкон – основоположник английской философии 4
3. Позиция Бэкона в отношении философии и науки 4
4. Эмпиризм Бэкона 5
5. Теория «идолов» разума 8
5.1. Идолы рода 8
5.2. Идолы пещеры 10
5.3. Идолы площади или рынка 10
5.4. Идолы театра 12
5.5. Сущность «идолов» разума 12
3. Заключение 14
4. Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Ф.Бэкон.docx

— 54.05 Кб (Скачать файл)

В теории познания, для Бэкона, главное - исследовать причины явлений. Причины могут быть разными - или  действующими, которыми занимается физика, или конечными, которыми занимается метафизика.

Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку индуктивных методов исследования в последующие века, вплоть до XIX в. однако Бэкон в своих исследованиях  недостаточно подчеркивал роль гипотезы в развитии знания, хотя в его  времена уже зарождался гипотетико-дедуктивный  метод осмысления опыта, когда выдвигается  то или иное предположение, гипотеза и из нее выводятся различные  следствия. При этом дедуктивно осуществляемые выводы постоянно соотносятся с  опытом. В этом отношении большая  роль принадлежит математике, которой  Бэкон не владел в достаточной  степени, да и математическое естествознание в то время только формировалось.

Как представитель Нового Времени теория Бэкона носит антифеодальный характер и выражает интересы буржуазии. В конце своей жизни Бэкон написал книгу об утопическом государстве "Новая Атлантида" (опубликована посмертно в 1627 г.). В этом произведении он изобразил будущее государство, в котором все производительные силы общества преобразованы при помощи науки и техники. В нем Бэкон описывает различные удивительные научно-технические достижения, преображающие жизнь человека: здесь и комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания здоровья, и лодки для плавания под водой, и различные зрительные приспособления, и передача звуков на расстояния, и способы улучшения породы животных, и многое. Утопия Бэкона - это наукократия. Роль науки ведущая в развитии общественно-исторического процесса. Однако наука в его государстве максимально приближена к практике. Этим Бэкон выражает свое негативное отношение к принципу "науки ради науки". Наука должна служить интересам общества и исходить из них. Некоторые из описываемых технических новшеств осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума. На современной языке его можно было бы назвать технократом, т.к. он полагал, что все современные ему проблемы можно решить с помощью науки. Утопия Бэкона технократическая, но не социалистическая. Она не противоречит духу своего времени и не заглядывает вперед в историческую перспективу.

Несмотря на то, что он придавал большое значение науке  и технике в жизни человека. Бэкон считал, что успехи науки  касаются лишь "вторичных причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый  Бог. При этом Бэкон все время  подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляет веру.

Бэконовский натурализм критикуют за то, что у данного философа методология познания природы не совсем завершена, разработана и в силу этого несовершенна. Ф. Бэкон ограничил себя в гносеологических изысканиях рамками индуктивного истолкования природы. Несмотря на то, что он предвосхитил разработку ряда важных проблем методологии, рассматриваемых более досконально в последующие века, он не осознал необходимость развития для научного и философского познания такого метода, как гипотетико-дедуктивный. При гипотетико-дедуктивном подходе к решению конкретной познавательной проблемы, прежде всего, выдвигается некая гипотеза ее решения, а уже за тем дедуктивно, часто опираясь на строго математические обоснования, осуществляется поиск истины, причем получаемое знание сверяется с опытными, экспериментальными данными.

    На мой взгляд, влияние философии Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии огромно. Его аналитический научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее экспериментального изучения сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI-XVII веков. Логический метод Бэкона дал толчок развитию индуктивной логики. Классификация наук Бэкона была положительно воспринята в истории наук и даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами. Хотя углубление рационалистической методологии в дальнейшем развитии философии снизило после смерти Бэкона его влияние в XVII в., но в последующие века идеи Бэкона приобрели свое новое звучание. Они не потеряли своего значения вплоть до XX в. Если вспомнить, как мало  собственно научных истин было известно во времена Бэкона, то можно еще больше удивиться поразительной проницательностью его ума. Говоря о слабой стороне философии Бэкона, можно отметить, что он не сознавал одинаковой важности и индукции, и дедукции. По моему мнению, подобно тому, как человек не может ходить на одной ноге, так и ученый не может полноценно заниматься наукой, пользуясь лишь одним из этих методов.

 

4. Список литературы

1. http://philosophy.ru/library/bacon/idol.html

2. Соколов В. В. Европейская  философия XV - XVII веков. М.,1998.

3. Блинников Л. В. Великие  философы. М., 1996.

4. http://mgup-vm.ru/filosof/33.html

5. Гриненко Г. В. История  философии: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Юрбит - Издат, 2005. 685с.

6. Соколов В. В. Европейская  философия 15-17 веков: Учебник для  вузов. - 3с изд., испр. /В.В. Соколов. - М.: Высш. школа, 2003-428с.

7. Спиркин А.Г. Философия: учебник. –2-е изд.– М.: Гардарики, 2004. – 736 с.

8. Гуревич П.С. Философский  словарь. Москва, «Олимп», 1997 г.

9. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный  Дом. 2002. — 1376с. — (Мир энциклопедий)


Информация о работе Вклад Ф. Бэкона в философию и науку Нового времени