Вклад Ф. Бэкона в философию и науку Нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:26, реферат

Описание работы

Цель данной работы – раскрытие научных и философских учений Нового времени Ф. Бэкона.
Задачи работы:
Выделить основные идеи философии Ф. Бэкона
Понять позицию философа в отношении философии и науки
Оценить вклад Ф. Бэкона в современную науку и философию

Содержание работы

1. Введение 3
2. Фрэнсис Бэкон – основоположник английской философии 4
3. Позиция Бэкона в отношении философии и науки 4
4. Эмпиризм Бэкона 5
5. Теория «идолов» разума 8
5.1. Идолы рода 8
5.2. Идолы пещеры 10
5.3. Идолы площади или рынка 10
5.4. Идолы театра 12
5.5. Сущность «идолов» разума 12
3. Заключение 14
4. Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Ф.Бэкон.docx

— 54.05 Кб (Скачать файл)
    1. Теория «идолов» разума

Одной из наиболее интересных концепций Бэкона является теория заблуждений в познании или теория "идолов". Бэкон пытался ответить на вопрос, почему выходит так, что научное познание не отвечает на практические потребности человека? Предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, очищение разума от заблуждений, которых он насчитывает 4 вида. Эти препятствия на пути познания он называет идолами. Идолы  - это человеческие представления или предрассудки. Эти идолы сидят в сознании людей и приводят к искажению реального мира в сознании людей.

Идолы и ложные понятия, пустившие глубокие корни в человеческий разум, не только препятствуют в поиске истины, но они и продолжали бы вредить в процессе обновления наук, если бы люди, предупрежденные об этом, не боролись, насколько возможно. Различать идолы необходимо для освобождения от них. Бэкон выделяет четыре вида идолов:

5.1. Идолы рода

Идолы рода "вскормлены самой человеческой природой, человеческой семьей, или родом. Человеческий ум все равно, что кривое зеркало, отражающее лучи от предметов; он смешивает собственную природу вещей, которую деформирует и искажает". Так, например, человеческий ум по собственной структуре придает вещи "больший порядок", нежели действительно существующий; ум придумывает соответствия и отношения, которых в действительности нет. "Человеческий ум, когда он находит какое-либо удобное или кажущееся верным или убедительным и приятным понятие, подгоняет все остальное так, чтобы подтвердить его и сделать тождественным с ним. И даже если мощь и число противоположных понятий больше, он или не признает этого - из пренебрежения, или путает их с различиями и отбрасывает - из тяжкого и вредного предрассудка, лишь бы сохранить в целостности свои первые утверждения". В общем, порок человеческого ума заключается в том, что сегодня мы бы назвали ошибочной тенденцией самоутверждения, противоположной правильности критического отношения, согласно которому следует быть готовым в целях прогресса в науке отвергнуть гипотезу или догадку, или теорию, если обнаруживаются противоречащие ей факты. Но к числу опасных тенденций человеческого ума относятся не только те, что допускают порядок и отношения, которых нет в сложном мире, или не принимают в расчет противоположные случаи. Ум склонен с легкостью переносить качества одной вещи на другие предметы, которые этих свойств не имеют. Наиболее яркое проявление идолов рода - постоянное истолкование природы «из аналогии человека», и не «из аналогии природы». Свое выражение оно находит в теологическом её истолковании, в приписывании природе не свойственных ей конечных целей, которые Бэкон пытался полностью удалить из науки. Идолы рода самые устойчивые. Полностью искоренить их невозможно, но можно нейтрализовать, максимально затормозив их вредоносное действие. Источник этих идолов - естественное несовершенство человеческого разума, который предполагает больший порядок в вещах и явлениях, чем тот, который есть на самом деле. Это есть неправильные представления человека о мире, природе, обществе. Они присущи каждому. Они являются результатом ограниченности природной нашего ума и наших органов чувств. Люди пытаются переместить свою природу на природу вещей, вместо того, чтобы соотносить природу вещей со своим восприятием. «Призраки рода», они неотделимы от разума и чувств человека, так как присущи самой их природе. Анализируя мир, человек не может быть объективным в силу того, что как само собой разумеющееся сознание примешивает к природе вещей нечто от себя, от своей природы. Он истолковывает природу, основываясь на ее якобы аналогии с собой. Он приписывает из-за этого несвойственные природе признаки, цели, истолковывает ее телеологически. Телеологическое истолкование природы не соответствует тому отношению к ней, что наблюдается в науке. В телеологическом истолковании природы – пережитки древних антропосоциоморфных представлений о мире.

Телеология (от греч. telos –  завершение, цель) – это философское  учение, отталкивающееся от идеи о  том, что мир, история и человек  существуют для определенной цели. В рамках телеологии осуществляется поиск данной цели, делаются попытки  определения критериев целесообразности, возникновения каких-либо вещей и событий. Конечная цель в телеологии может быть связана:

  • с человеком («все существует для человека» - антропоцентрическая телеология);
  • с самими вещами («цель существования вещей находится внутри их самих» - имманентная телеология);
  • с потусторонним целеполагающим разумом (цель мира задает пребывающий вне него Бог, Мировой Разум, Мировой Дух и т.п. - трансцендентальная телеология);
  • с существующей (как сама по себе) целью развития мира, которая наличествует вне мира лежащего целеполагающего начала. Это – метафизическая телеология.

По Ф. Бэкону, телеологическое  истолкование природы допустимо, но вне науки и вне естественной, натуральной философии. Развитию именно естественной философии Ф. Бэкон  придавал особо важное значение. К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям. Он, например, указывал, что часто орбиты вращающихся планет считаются некруговые, что необоснованно.

5.2. Идолы пещеры

Вторая разновидность  идолов разума – «призраки пещеры». Помимо присущих всем людям общих  призраков разума, у каждого человека есть некоторое количество и особых, индивидуальных «идолов» («своя отдельная  пещера») ввиду специфики его  психики. На их возникновение влияют воспитание человека, его характер, особенности его судьбы. «Идолы пещеры исходят от отдельного человека. Каждый из нас, помимо общих заблуждений, свойственных человеческому роду, имеет свою собственную пещеру, в которой свет природы рассеивается и гаснет по причине специфической природы каждого индивида или воспитания и влияний других людей, или из-за книг, которые он читает, и авторитета тех, кем он восхищается и кого уважает, или по причине различия впечатлений, в зависимости от того, находят ли последние душу уже занятой предубеждениями или свободной и спокойной". Дух людей "различен, склонен к изменчивости и почти случаен". Идолы пещеры "берут свое происхождение из особой природы души и тела индивида, его воспитания и привычек или других случайностей". Мало тех, кому удается держаться середины, т. е. не презирать того, что есть справедливого в учении древних, и не забывать его в связи с открытиями современных ученых». Идолы пещеры - это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. Например, одни исследователи верят в непогрешимый авторитет древности, другие склонны отдавать предпочтение новому. "Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает… Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнаются и портят разум". Идолы пещеры - это искаженные представления отдельного человека. У каждого человека есть свой субъективный мир. Здесь Бэкон обращается к аллегории пещеры, который использовал Платон. Каждый человек смотрит на мир, как бы из своей пещеры, т.е. воспринимает мир через призму своего индивидуального восприятия. Призраки пещеры также накладывают свой след на познавательный процесс каждого отдельного человека. При познании истины они могут давать человеку неверные представления. Только коллективный опыт человечества может помочь отдельному лицу корректировать свое индивидуальное познание мира. Иначе говоря, с помощью данных, полученных коллективно, можно исправлять знание, полученное индивидуально.

5.3. Идолы площади или рынка

«Бэкон пишет: "Есть также идолы, зависящие, так сказать, от взаимных контактов человеческого рода: мы называем их идолами площади, соотнося с торговлей и общением". В самом деле, "связь между людьми осуществляется при помощи языка, но имена даются вещам в соответствии с уразумением народа, и достаточно некритического и неадекватного применения слов, чтобы совершенно сбить с толку разум. Определения и объяснения, которыми часто пользуются ученые для самозащиты, также не способствуют восстановлению естественной связи разума и вещей". Иными словами, Бэкон исключает то, что мы сегодня называем "гипотезами ad hoc (к данному случаю)", т. е. гипотезы, которым грозит опровержение, с единственной целью — спасти их от критики. Во всяком случае, говорит Бэкон, "слова насилуют разум, мешая рассуждению, увлекая людей бесчисленными противоречиями и неверными заключениями". Идолы площади, по мнению Бэкона, наиболее тяжкие из всех, "потому что они внедрены в разум согласованием слов и имен". Люди "верят, что их разум господствует над словом, но случается и так, что слова обращают свою силу против разума, что делает философию и другие науки софистическими и бездеятельными". Идолы, проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов: или это имена несуществующих вещей (как, например, "судьба", "вечный двигатель" и т. д.), или это имена вещей существующих, но путаные и неопределенные, неподобающим образом абстрагированные.  Имея дело со словами, никогда не следует забывать о том, что полная объективность существования принадлежит, прежде всего, индивидуальным вещам.»

Идолы площади (рынка) - это  ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают  потому, что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что  такое вещи. Поэтому и возникают  бесчисленные споры о словах, когда  люди принимают слова за вещи.

Идолы площади - Это самые негативные призраки разума, порожденные человеческой речью. Обыденное мышление несовершенно. Люди часто используют свою речь неправильно, неточно выражают суть своих мыслей, не имеют строгой логики в рассуждениях. Это создает многочисленные ошибки. Люди в большинстве своем путают вещи и слова, не понимают, что вещи и слова, которыми они обозначаются, не есть одно и то же. Люди могут думать, что ведут дискуссии о каких-то вещах, но на самом деле нередко спорят «о словах». В данной связи Ф. Бэкон в своих теоретических построениях, по сути, поднялся от критики обыденного мышления до критики схоластики, которая была еще тогда сильна в Англии как наследие эпохи средневековья.

Идолы рынка - искаженные представления  человека, которые порождаются употреблением  слов. Каждое слово является прообразом предметов, которыми мы оперируем в  мышлении. Здесь Бэкон обращается к серьезной проблеме отношения между словом и реальностью. Придумав язык, человек все равно, что создал вторую реальность, которая хоть и относится к миру вещей, но может его искажать.

5.4. Идолы театра

Четвертая группа идолов – это «идолы театра». Их порождает безраздельная, слепая вера в авторитеты. Особенно подвергались критике Ф. Бэконом авторитетные философские учения, догматическое, некритическое мышление. «Идолы театра "проникли в человеческую душу с помощью различных философских доктрин из-за наихудших правил доказательства". Бэкон называет их идолами театра, считая "все философские системы сказками, предназначенными быть разыгранными на сцене, пригодными для создания выдуманных театральных миров". С баснями мы сталкиваемся не только в современных философских доктринах и "античных философских сектах", но и во "многих научных принципах и аксиомах, утвердившихся в силу традиции, слепой беспечной веры". Здесь Бэкон снова и наиболее основательно наносил удар по системе Аристотеля и опиравшейся на нее схоластике, слепое доверие к которым продолжало оказывать тормозящее воздействие на развитие научного знания. Подвергнув критике идолы театра, автор выступил против нерассуждающей догматической веры в авторитеты, тормозившей и разрушавшей непредупрежденное исследование истины. Для ограничения ученого от этого опасного воздействия Бэкон прибегал к теории «двух истин».  При всем том Бэкон не склонен обвинять древних или отказывать им в уважении. Он говорил, что мы ищем новый метод, незнакомый древним, позволяющий умам более скромным достичь больших результатов: "Как говорят, и хромой, поставленный на верную дорогу, быстрее преодолеет трудный перевал; ведь не знающий пути, чем больше торопится, тем больше плутает». То же можно сказать и об истинной цели науки и верном методе исследования.»

Идолы театра - это ложные представления, которые человек  заимствует из разных философских систем, слепая вера, в которые оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл истину дочерью времени, а не авторитета. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по его мнению, своего рода "философский театр". Поэтому к любой концепции надо относиться критически.

5.5. Сущность «идолов» разума

Идолы же, которыми одержим  дух, бывают либо приобретенными, либо врожденными. Приобретенные вселились  в умы людей либо из мнений и  учений философов, либо из превратных законов доказательств. Врожденные же присущи природе самого разума, который оказывается гораздо  более склонным к заблуждениям, чем  чувства. Действительно, как бы ни были люди самодовольны, впадая в восхищение и едва ли не преклонение перед  человеческим духом, несомненно одно: подобно тому как неровное зеркало  изменяет ход лучей от предметов  сообразно своей собственной  форме и сечению, так и разум, подвергаясь воздействию вещей  через посредство чувств, при выработке и измышлении своих понятий грешит против верности тем, что сплетает и смешивает с природой вещей свою собственную природу.

Фрэнсис Бэкон пишет: «При этом первые два рода идолов искоренить трудно, а эти последние вовсе невозможно. Остается только одно: указать их, отметить и изобличить эту враждебную уму силу, чтобы не произошло так, что от уничтожения старых сразу пойдут новые побеги заблуждений в силу недостатков самой природы ума и в конечном итоге заблуждения будут не уничтожены...» [Фр. Бэкон // Великое восстановление наук. Т.1. — с. 73 - 74 с]

Первые два идола из перечисленных философ относит  к "естественным" предрассудкам  ума; вторые же два он считает "приобретёнными", то есть зависящими от сознания и характера человека. Поэтому Бэкон советует начинать избавление от идолов ума именно с последних двух, так как это легче сделать.

«Философ призывает нас отбросить "твердым и торжественным решением" все виды идолов, освободить и очистить от них человеческий разум. "Вход в царство человека, основанное на науках, — пишет он, — должно быть таким же, как вход в царство небесное, куда никому не дано войти, не уподобившись детям". На смену порочным доказательствам, защищающим и прикрывающим идолов, в роли которых (этих доказательств) выступают, по Бэкону, "человеческие умствования" и слова (здесь он имеет в виду силлогистическую логику, не способную уловить все тонкости природы), должны прийти опыт и эксперимент. Именно игнорирование этого опыта и преувеличение эвристической роли формальной логики Аристотеля, его "Органона" — этого компендиума всех логических знаний античности, и является, по Бэкону, причиной тех многочисленных заблуждений, которые веками сопровождали науку и философию.» [9 c.1364]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключение

Разработанный Бэконом индуктивный  метод, лежащий в основе науки, должен, по его мнению, исследовать внутренне  присущие материи формы, являющиеся материальной сущностью принадлежащего предмету свойства - определенного  вида движения. Чтобы выделить форму  свойства, надо отделить от предмета все  случайное. Это исключение случайного, конечно, - мысленный процесс, абстракция. Бэконовские формы - это формы "простых  природ", или свойств, которые  изучают физики. Простые природы - это такие вещи, как горячее, влажное, холодное, тяжелое и т.д. Они подобны "алфавиту природы", из которого многие вещи могут быть составлены. Бэкон ссылается на формы, как на "законы". Они - детерминанты элементы фундаментальных структур мира. Сочетание различных простых  форм дает все разнообразие реальных вещей. Развитое Бэконом понимание  формы противопоставлялось им умозрительному толкованию формы у Платона и  Аристотеля, т.к. для Бэкона форма - своего рода движение материальных частиц, составляющих тело.

Информация о работе Вклад Ф. Бэкона в философию и науку Нового времени