Проблема изучения творчества Оскара Уайльда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 00:34, курсовая работа

Описание работы

Современное искусство, в том числе и литература, представляет собой подвижную систему, когда старые жанровые конструкции утрачивают свой авторитет, и приходят новые. Подобные процессы всегда происходят в искусстве. Для XX и XXI веков основы его были заложены в XIX столетии, и творчество Оскара Уайльда сыграло в этом важную роль. В его творчестве можно обнаружить корни многих проблем современной культуры. Также в последние десятилетия возрос интерес к самой личности писателя, в чем значительную роль сыграла его скандальная репутация. Поэтому особенно важно дать объективную характеристику творческой биографии Уайльда.
Целью данной работы является проблематика изучения творчества Оскара Уайльда

Содержание работы

1.Введение.....................................................................................................3.
2. Биография Оскара Уайльда.....................................................................6.
3. Творчество Оскара Уайльда……………………………………………8.
4. Работы, посвященные изучению творчества Оскара Уайльда……..14.
4.1. Обзор статьи Макаровой А.Н………………………………………14.
4.2. Обзор автореферата диссертации Тетельман А.И………………...16.
4.3. Обзор автореферата диссертации Мауткиной И.Ю……………….18.
4.4. Обзор статьи Котовой Н.В…………………………………………..20.
4.5. Обзор статьи Талановой А.Н………………………………………22.
4.6. Обзор статьи Новак С.В…………………………………………...24.
5. Заключение……………………………………………………………26.
6. Библиография…………………………………………………………..2.

Файлы: 1 файл

Курсовая Уайльд.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

      Санкт-Петербургский  Государственный Политехнический  университет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Проблема  изучения творчества Оскара Уайльда 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 
 

      Содержание 
 
 

      1.Введение.....................................................................................................3.

      2. Биография Оскара Уайльда.....................................................................6.

      3. Творчество Оскара Уайльда……………………………………………8.

      4. Работы, посвященные изучению творчества Оскара Уайльда……..14.

      4.1. Обзор статьи Макаровой А.Н………………………………………14.

      4.2. Обзор автореферата диссертации Тетельман А.И………………...16.

      4.3. Обзор автореферата диссертации Мауткиной И.Ю……………….18.

     4.4. Обзор статьи Котовой Н.В…………………………………………..20.

     4.5. Обзор статьи Талановой А.Н………………………………………22.

     4.6. Обзор статьи Новак С.В…………………………………………...24.

     5. Заключение……………………………………………………………26.

          6. Библиография…………………………………………………………..2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Общая характеристика работы. Оскар Уайльд (1854 – 1900) – художник переходной эпохи, что отразилось во всех сферах его жизни и творчества. Он стал личностью, которая выразила сам дух эпохи, времени перелома устоявшихся убеждений и ценностей и обретения новых, что непосредственно затронуло различные виды искусств. В литературе происходят сдвиги в области жанров, они перенимают черты друг друга. Бурно развиваются драматические жанры, возникает литература потока сознания, направленная на исследование, анализ внутреннего мира, бессознательного и подсознательного.

      В английской литературе конца XIX века имя Уайльда в первую очередь связано с движением эстетизма, концепция которого в творчестве писателя сформировалась под влиянием Рескина и Пейтера. Для Уайльда эстетизм стал бунтом против викторианской морали с ее подменой плохого хорошим и наоборот. Ритуализация обыденного становилась формой организации реальности по законам красоты. Эстетская поза была призвана оскорбить общепринятые вкусы и условности, в этом выражался своеобразный протест против засилья практичности и абсолютизации здравого смысла.

      Творчество  Оскара Уайльда неоднозначно и вызывает дискуссии среди критиков и исследователей, авторов многочисленных монографий и критических статей. На данный момент исследованы связи творчества Оскара Уайльда и стиля модерн, мифопоэтики этого стиля, когнитивно-исторической обусловленности иронии и ее выражения, темы и образа декаданса, ориентальных реминисценций, контраста и парадокса в повествовательной прозе в его эстетике и поэтике, взаимосвязи русской литературы и его творчества, образного строя его поэзии и взаимодействии жанров. Однако несмотря на многообразие работ, не все аспекты его творчества исследованы, остается множество нерешенных вопросов

      Мы очень многим обязаны XIX веку. Во второй его половине  складываются образы и идеи, которые входят в культуру ХХ столетия как наша классика. Поэтому изучение культуры конца XIX века остается вполне актуальной задачей.

      Актуальность  исследования. Современное искусство, в том числе и литература, представляет собой подвижную систему, когда старые жанровые конструкции утрачивают свой авторитет, и приходят новые. Подобные процессы всегда происходят в искусстве. Для XX и XXI веков основы его были заложены в XIX столетии, и творчество Оскара Уайльда сыграло в этом важную роль. В его творчестве можно обнаружить корни многих проблем современной культуры. Также в последние десятилетия возрос интерес к самой личности писателя, в чем значительную роль сыграла его скандальная репутация. Поэтому особенно важно дать объективную характеристику творческой биографии Уайльда.

      Целью данной работы  является проблематика изучения творчества Оскара Уайльда

      Объект  исследования – это все творчество Оскара Уайльда, рассматриваемое как целостная художественная система.

       Предметом исследования является своеобразие различных публикаций различных авторов, темой которых являлось изучения творчества Оскара Уайльда

       Материалом  исследования стали художественные произведения О.Уайльда разной жанровой принадлежности, а также ряд научных, публицистических, статей, кандидатских диссертаций, а также книг. В ряде случаев мы проводим лишь анализ отдельных произведений и показываем связь с другими произведениями того же жанра.

В соответствии с целью работы мы поставили перед  собой следующие 

     Задачи:

    1. Определение характерных черт творчества Оскара Уайльда
    2. Анализ произведений писателя
    3. Определение вклада писателя в литературу Великобритании
    4. Изучение влияния различных течений на творчество Уайльда
    5. Анализ научных трудов, посвященных изучению творчества Оскара Уайльда некоторых исследователей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Биография Оскара Уайльда 

     Сын ирландских националистов, добровольно  отказавшийся от особенностей языка  в пользу классического английского, автор магических сказок, эстетических манифестов и эссе, вдохновитель и один из основателей постмодерна, Оскар Фингл О’Флаэрти Уиллс Уайльд написал свой единственный роман, сделавший его имя бессмертным, в 1891 году. Этот год стал для Уайльда не только вершиной его литературного успеха, но и началом его оттаржения миром моралистов.  Осуждённый обществом и светским судом за глубокую эмоциональную связь с Альфредом Дугласом, писатель подвергается унизительным процедурам допросам и обвинениям, за что в 1895 году будет приговорён к двум годам тюрьмы, где, покинутый своими друзьями и возлюбленным, он узнает о смерти своей матери. Когда-то, ещё маленьким мальчиком, живя в семейном доме в Дублине, Оскар Уайльд любил слушать как мать читает ему стихи, написанные ей для революционного движения «Молодые ирландцы». Позже, в возрасте девяти лет, будущий писатель станет свидетелем смерти своей младшей сестры Изолы от менингита. Став известным литератором, Уайльд посвятит памяти своей сестры стихотворение «Requiescat»: 

     Ступай  легко: ведь обитает

     Она под снегом там.

     Шепчи нежней: она внимает

     Лесным  цветам. 

     Отправленный  родителями в колледж Святой Троицы, молодой Уайльд выигрывает в 1874 году стипендию на обучение в Оксворде. Именно в стенах оксфордского университета он вырабатывает в себе особое понимание  философии искусства. Закончив обучение Оскар Уайльд переезжает жить в Лондон – город, который становиться для него значимой ступенью к признанию. В английской столице писатель впервые сталкивается со светкой жизнью и становится частым посетителем лондонских литературных салонов. Пользуясь популярностью у публики Уайльд совершает тихую революцию в моде конца девятнадцатого века. Именно благодаря его эпатажной манере одеваться, дендизм навсегда будет связан с яркими жилетами, пышными кружевами и гвоздикой или подсолнухом в петлице.

       Много позже, скрываясь во Франции  под вымышленным именем Себастьяна Мельмота, автор «Портрета Дориана Грея» будет часто вспоминать времена своей салонной молодости. «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия» - скажет о себе Оскар Уайльд в 1900 году, на последнем году своей жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Творчество Оскара Уайльда 

          Оскар Уайльд написал множество произведений. Характерной чертой его творчества являлось жанровое многообразие. Уайльд работал в самом широком спектре жанров: стихотворение, баллада, поэма, роман, сказка, повесть, пьеса. Но для самого писателя самым ответственным видом искусства, где он ставил и решал основные для себя вопросы, была проза.

          Исследователи творчества Оскара Уайльда единодушно считают его блестящим стилистом и мастером парадокса. Наиболее ярко это проявилось в его романе «Портрет Дориана Грея». Но прежде чем создать это произведение, он тщательнейшим образом разработал концепцию художественного творчества и литературной критики, не менее парадоксальную в своих окончательных выводах.

          Свои взгляды на писателя и литературного критика он подробно изложил в статьях «Упадок лжи», «Критик как художник», а также в 1891 году он объединил свои статьи по искусству в одной книге под названием «Замыслы». Анализ его литературных взглядов, создавших ему славу самого яркого представителя английского эстетизма показывает, что, хотя декадентская направленность теоретических размышлений Уайльда не подлежит сомнению, все же не это является основополагающим мотивом в его воззрениях. (7, с. 40)

         Многое в литературно-философских взглядах Оскара Уайльда оказалось созвучно прерафаэлитам и сторонникам эстетизма, на основании чего его долгое время считали одним из центральных представителей этих направлений, несмотря на серьезные расхождения с ними как в теории, так и в художественном творчестве.

           Одним из центральных вопросов творчества Уайльда являлось взаимодействие искусства и жизни. Он утверждал, что не жизнь влияет на искусство, а искусство на жизнь. Приводя в пример русских нигилистов он доказывал, что этот тип рожден не действительностью, а представляет собой исключительно литературный продукт, созданный Тургеневым и дополненный Достоевским.

           Эта идея наиболее ярко выражена в его наиболее известном произведении – романе «Портрет Дориана Грея». Она ярко проявляется в сценах знакомства Дориана Грея с актрисой Сибилой Уэйн из маленького театра. Дориан Грей был восхищен ее талантом, но когда она полюбила по-настояшему, Сибила уже не могла изображать любовь на сцене, она уже не чувствовала свою роль. И Дориан, увидев плохую игру актрисы, полностью в ней разочаровался, поскольку искусство для него было поставлено выше жизни, он любил не ее, а художественный образ.

           И эта идея получила выражение в вымысле, на котором построен роман. Этим Уайльд хотел подчеркнуть мысль, что сущность человека и явлений может раскрыть только искусство, в связи с этим он ценил его выше действительности. (18, с. 16)

          Также к этой теме относится повесть «Портрет мистера W.H.» (1889), где Уайльд включается в широко известный спор о том, кому были посвящены сонеты Шекспира. Уайльд приходит к выводу, что таинственный W.H. – это молодой актер, игравший роли молодых героинь в пьесах Шекспира.

          Большинство исследователей видят в этой повести лишь литературную шутку. А иные видят в этом вопрос, может ли земная красота устоять перед временем или она также преходяща, как и все остальное.

           Также в изучении творчества Оскара Уайльда играет большую роль повесть «Преступление Лорда Артура Севиля» (1891). Здесь же автор вводит фантастический элемент в реальный мир общества. В этом произведении, и в некоторых других рассказах раскрывается сложная действительность буржуазного общества в иррациональной форме. Учитывая тематику произведений, можно сделать вывод, что на творчества Уайльда оказывали влияния готические романы, возникшие в 18 веке в связи с возрождением интереса к средневековью. (20, с. 219)

            Одним из известных представителей жанра «готический роман» являлся Чарльз Роберт Мэтьюрин (1782-1824), который являлся близким родственником Оскару Уайльду. Во многом можно провести параллели между одним из романов Мэтьюрина и «Портретом Дориана Грея», к примеру, описание комнаты, в которой Дориан Грей хранил свой портрет, очень напоминает описание комнаты одного из героев романа Мэтьюрина. А также за основу своего романа Оскар Уайльд взял миф о нетронутой молодости.

            Однако, как утверждает Эллман Р., несмотря на внешнее сходство, «Портрет Дориана Грея» лишь отдаленно связан с английским готическим романом. В отличие от романов о призраках, ужасах и преступлениях, в этом романе отсутствует стремительность в развитии сюжета, наоборот, повествование довольно часто прерывается эстетическими поучениями Оскара Уайльда, иногда лишними доказательствами, парадоксальными диалогами, которые в своей совокупности не только никак не продвигают действия, но даже заметно тормозят его. Также, по мнению Эллмана Р., заметно, что Уайльд выглядит художественно беспомощным в описании преступной среды и самого преступления. Изображение им лондонских трущоб свидетельствует о том, что Уайльд плохо знал реальную жизнь обывателей нищих кварталов. Это поверхностное изображение находится в противоречии с профессиональным взглядом писателя на жизнь представителей высшего общества. (25, с.70)

Информация о работе Проблема изучения творчества Оскара Уайльда