Для чего нужна социология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:12, реферат

Описание работы

Нет другой науки об обществе, так тесно соприкасающейся с жизнью людей, как социология. Ее интересуют экономика и политика, быт и досуг, образование и наука, производственный коллектив и семья, социальные процессы и отклонения от них и многое другое. Интересы социологии многообразны, как многообразна сама общественная жизнь. Благодаря тому, что социология является не просто наукой и в этом качестве - системой знаний, но и определенным способом мышления, видения мира, она позволяет анализировать общество и конкретные социальные процессы под самыми различными углами зрения, используя многочисленные срезы связей и отношений между людьми.

Файлы: 1 файл

Для чего нужна социология.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Запаздывание      в решениях,  характерное для  руководства страны в  целом,

распространяется  и на  социологическую науку.

События  в  Алма-Ате  и  Нагорном  Карабахе  первыми  показали, что мы

столкнулись с  явлениями глубоких,  а подчас  и затяжных конфликтов  в  сфере

межнациональных  отношений. Однако  социологическая  теория  конфликтов  в

этой  области  пока  не получила в  нашей стране  своего развития.  Между тем

в западной социологии эта  теория развивается  давно и успешно. Возможно,

некоторые ее методологические и методические положения могли  бы, при

соответствующем  их истолковании,  быть применены  и у нас. Увы, пока этого не

произошло.

Осмелимся  сказать,  что  катастрофу  в Чернобьие  в определенной  мере

можно  было предвидеть и на социологическом  уровне. Разумеется, речь не идет

о точном  предсказании самого технологического факта аварии, да  еще с

такими последствиями.

Но  если  бы  среди различных  категорий  работающих  на атомной станции

проводилось  социологическое исследование  отношения к труду,  то вполне

вероятными  могли  быть выводы о возможных  негативных следствиях сложившейся  к

1985 г. ситуации.

В  связи  со сказанным  возникает проблема  функций социолога, выполняемых в

обществе и на производстве.

2. ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГА И  ЭТИКА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В литературе - как отечественной, так и зарубежной -

чаще всего рассматривается  вопрос о функциях социологии как  науки.  В  них

авторы  видят  отражение  общественной потребности  в  том  или  ином

направлении деятельности  социологии, ее связи  с практикой.  Гораздо реже

говорят о  функциях социолога  как представителя определенной социально-

профессиональной группы. Между  тем, если  мы ведем  речь о  функциях

социологии, то должны представлять себе  их не  только в  общем, абстрактном

виде,  но  и  в  персонифицированном  выражении  на  уровне деятельности

конкретного  социолога.  Конечно,  его функции  так или  иначе  окажутся

связанными  с  функциями  социологии  как науки, более того, будут  вытекать

из  них. Однако  важно иметь в виду и то,  что функции социолога сопряжены

с характером  и содержанием  его  труда,  той  специфической  деятельности,

которая позволяет  отличать социально-профессиональную группу  социологов от

любой другой.

Из предшествующих рассуждений можно заключить, что  труд социологов     имеет

преимущественно   теоретико-познавательный характер, является  достаточно

сложным, поскольку  связан  с проникновением в сущность  процессов.  Не

случайно американский социолог Джон Машоунис дал “фундаментальное”

определение  социологии “как  систематического  изучения  общества и

социальной  активности человеческого бытия”.

В  значительной мере труд  социолога  является  творческим, поскольку  связан

с  поиском   необычного, даже странного в обыденном, знакомом,  повседневном

(3). Понятно,  что  этот труд требует высшего  профессионального образования,

качественной  подготовки.  Основная  задача социолога - познание социальных

процессов с  помощью  общетеоретических и  специфических  для  социологии

методов,  средств  и  путей исследования с  целью  преобразования  их  в

нужном  обществу  и  конкретным социальным группам  направлении,

Поэтому труд  социолога, являясь  в основе  своей теоретико- познавательным,

так  или  иначе  должен  быть связан  с практической, преобразовательной,

управленческой  деятельностью.

Если  не  будет  такой  связи, невозможным  окажется определение

эффективности  этого  труда.  Конечное  подтверждение  его  значимости -

практическое  воплощение результатов.

Более глубоко труд социолога, его характер и содержание опишем через функции,

которые чисто  условно можно разделить  на  теоретико-познавательные  и

управленческо-преобразовательные . В основе такого деления - различные  формы

социологической деятельности. Рассмотрим каждую из этих групп  функций.

A. Теоретико-познавательная  функция.

Как и любой  интеллектуальный, труд социолога “начинается” с познания. Поэтому

первая функция  социолога - познавательная. Она направлена на изучение, анализ

социальной  реальности, выступающей в виде одного или целой группы

взаимосвязанных социальных фактов. Чем мacштабнее  по целям и проблемам

исследование, тем вероятнее, что социолог  сбудет  иметь дело  с большим

количеством сложных  социальных фактов. В  ходе реализации  познавательной

функции его  задача будет состоять в том, чтобы  выявить наличие связи между

ними  как  тенденции  или закономерности. Приведем конкретный  пример такого

рода тенденции,  выделенной авторами книги “Начало  пути: поколение со средним

образованием”. Отдельно  установленные  социальные  факты,  касающиеся

ценностных  социально-профессиональных ориентаций  молодежи, позволили сделать

вывод о том, что общая  иерархия ценностей  образования в сравниваемых

регионах страны  одинакова: ”Молодежь  всех регионов  самой важной  считает

профессиональную  функцию  образования, за  ней  следует  гуманистическая

функция, а социальные аспекты образования чаще всего  оцениваются  как  менее

важные, В  рамках предложенной  системы ценностей  большая дифференциация

контингента обнаруживается именно в значимости социального аспекта

образованием”. Именно она подвергается наибольшему  влиянию непосредственной

социально-культурной среды” (4).        Реализация социологом познавательной

функций начинается  со знакомства с  литературой по  интересуощей ero

проблеие.   Что могут быть серьезные научные  исследования или

публицистические  статьи; их может быть много или  мало; различной будет

степень  приближенности к  проблеме. Крайне  редко возникает

исследонательская ситуация, когда литератypы, нет вообще, например, в том

случае,  если проблема  является действительно  новой. Но и такое

обстоятельство  довольно относительно: так или иначе, какие-то “рядом” стоящие

вопросы и понятия  не могли не находить освещения  в литературе.  Значит,

поэнавательная функция    социолога сопряжена с целенаправленным  поиском

существующих  исследований и публикаций.

Знакомство  с  ними  - “стартовая  площадка”  для  главного в познавательной

деятельности.  Это  главное - разработка  программы  исследования:  от

формулировки  целей  и  задач,  противоречий  и  основных  понятий,  рабочих

гипотез  и  предполагаемых результатов  до  определения  методов  и  средсгв

изучения  проблемы.

В  познавательном  процессе  социолога  имеет  место  как  теоретический,

так  и  эмпирический  анализ  социальной реальности.

Это  важно  отметить,  потому  что  происходит  иногда  отождествление

познавательной  функции только  с теоретическим  поиском.  Обратим  внимание

читателя на то,  что  любое исследование,  направленное  на  раскрытие

существа  проблемы  и  получение  результатов,  сопряжено с  воплощением в

деятельности  социолога  познавательной  функции.  Причем  в  качестве

инструмент  познания     выступают,многочисленные методы теоретического  и

эмпирического  анализа.  Поскольку социолог в своей деятельности постоянно

“вторгаетсяв  в  сферы экономики,  демографии, социальной психологии и других

смежных  наук, постольку  и  их  методы  ему  не  чужды. Все  это также

входит  “компетенцию”  поэнавательной функции.

Она   находит  свое     органичное  продолжение в прогностической функции.

Когда социолог изучает реальную проблему, “сотканную”  из  противоречий,  и

стремится выявить  оптимальные пути ее решения, он, естественно, движим

желанием показать эту перспективу и конечный результат, который за ней стоит.

Следовательно,  так  или  иначе  он  вынужден прогнозировать ход развития

социального процесса.

Некоторые общественные проблемы могут анализироваться  как бы в двух

измерениях - настоящем  и будущем. Именно такой является, к примеру, проблема

текучести кадров. Социологи изучают как реальную, так и потенциальную

текучесть кадров. В первом случае они фиксируют  процесс текучести, его

причины, размеры, и если последние выходят:за пределы  допустимых, то

стремятся обосновать факторы противодействия этому процессу. Во нтором случае

они прогнозируют, отвечают на вопрос о том, что произойдет с текучестью

кадров, если не будуг  соблюдены  определенные  условия  и не  осуществлены

рекомендуемые  ими  действия. Для  предприятий  и  служб занятости такие

исследования  могут  оказаться очень  важными, поскольку будут способствовать

определению как  стратегии, так и тактики в  отношении различных категорий

трудящихся.

Для  социолога  реализация прогностической  функции  необычайно значима. Без

этого он  теряет чувство  нового, видение будущих  результатов  изменения

социального  процесса. Осуществлять познавательную функцию,  не ориентируясь

на социологический  прогноз,  -  значит обеднять  возможности  эффективного

профессионального труда.  Между тем  далеко не все социологи прибегают к

прогностической  деятельности.  Многие удовлетворяются  констатацией,

описанием,  в  лучшем  случае анализом  текущих  процессов,  не  апеллируя  к

их будущему развитию.

Одна  из причин  такой своеобразной  социологической  “бескрылости”  -

трудности и  ответственности социологического прогноза, Ведь  он включает  в

себя  социальное планирование, проектирование  и  конструирование, сопряжен

с моделированием будущего  процесса. Некоторые  авторы даже  разделяют

прогностическую  функцию  и  функцию  социального проектирования и

конструирования, настолько  они им  представляются разными.

Нам  кажется,  что  прогностическая  функция  конкретизируется через

социальное  планиромние, проектирование  и конструирование.

Что такое социальное  проектирование. Это разработка конкретной  модели

социального  процесса или  социальной системы (подсистемы)  с  параметрами,

спецификой  функционирования.

Другими словами, это стремление дать четкими  имеющий  строгие границы,

количественно  и  качественно  выдержанный социальный прогноз. В то же время

этот прогноз  в самом  общем виде есть не более  чем  описание качественных

характеристик будущего процесса (системы, подсистемы).

Социальное  конструирование -  понятие более  широкое, чем проектирование,

оно не носит  конкретного характера, представляет собой общее, мыслительное

построение  нового социального объекта безотносительно  к конкретно  заданным

параметрам, нормативам. Pечь идет лишь об образе будущего  объекта, его

модели.  Примером  проектирования  является  создание различных

математических  моделей социальных  объектов на  базе ЭВМ  (например,

моделей  новых  хозяйственных механизмов  на основе  перехода  к  рыночной

экономике). Социальное  же конструирование в этом  случае означает  создание

общей  модели перехода к рынку.

Здесь нужно  отметить лишь  то обстоятельство,  что, строго говоря, ни

социальное  проектирование, ни  социальное конструирование  не  относятся к

труду чисто  социологическому. Это функции  деятельности  более широкой,

тесно связанные с функциями экономистов,  математиков, специалистов  по

системному  анализу и др.

Зато  сугубо  социологической  “разновидностью”  Прогностической  функции

является  социальное  планирование.  Конечно, и здесь  много работы  для

экономистов,  плановиков, но  есть где “разгуляться” и социологам. Тем более

что переход  к рыночной экономике  не  отменяет  необходимости  социального

планирования,  Интегрирующегося  в  систему  новых  общественных  отношений.

Б. Упраленческо-преобразовательные функции

Здесь мы подходим  к следующей  группе функций связанных  с участием

социолога в  управленческо-преобразовательных процессах.

Суть  управленческой  функции  заключается  в том, что  выводы, рекомендации,

предложения социолога,  его  оценки  состояния социального  объекта служат

основанием  для  выработки  и принятия  решений. Там,  где это  имеет  место

- в  масштабах  общества,  регионов, предприятий,  органиэаций,  -  решения

становятся  более  аргументированными, весомыми, их не просто оспорить.

Иногда эти  решения носят весьма серьезный характер. Так, несколько лет

назад, при рассмотрении вопроса  о строительстве и  последующем  расширении

Нижневартовской  ГРЭС, за которым стояла проблема ежегодного  (вплоть до

1995 г.)  ввода  в строй  нового  мощного  блока,  Минэнерго потребовало  от

энергетиков не только технико-экономического, но  и социально-эко номического

обоснования:  необходимо было  дать ответ  на вопрос, сумеют  ли энергетики

обойтись трудовыми  ресурсами своего региона или  им придется привлекать

работников  из других районои  страны.  В  последнем случае  Минэнерго

отказывался утверждать  строительство  новых  блоков.  Руководство  станции

обратилось  за помощью к социологам, которые  выполнили в течение короткого

периода времени  большую работу по изучению социально-профессиональных

ориентаций  выпускников восьмых и десятых  классов школ г. Нижневартовска, пос.

Информация о работе Для чего нужна социология