Быт и нравы древних римлян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – дать конкретно-историческую характеристику быта и нравов древних римлян.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих взаимосвязанных задач:
Охарактеризовать жилище.
Описать одежду и аксессуары.
Обрисовать застольный этикет.
Проанализировать римский героизм и сравнить его с греческим.
Выявить особенности семейно-брачных отношений и семейного воспитания.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Быт древних римлян
1.1. Жилище
1.2. Питание
1.3. Одежда и аксессуары 6
6
13
17
Глава 2. Нравы древних римлян
2.1. Римский героизм
2.2. Семейно-брачные отношения 25
25
30
Заключение 35
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая по И.М.К Осиповой любови ..doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, римский героизм, в сравнении с греческим обладал целым рядом особенностей и оказывал огромное влияние на нравственное поведение людей. Если греческий героизм не был прикреплен намертво к полису, то для  римского героизма высшая ценность дана вне его и к тому же несоизмерима с ним по масштабу. Рим сумел задействовать без остатка энергию героизма, чего в таких же масштабах в помине не знала Греция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Семейно-брачные отношения

Основой силы Рима считалась крепкая семья. Её глава  являлся полновластным хозяином своих домочадцев. Младшие беспрекословно подчинялись старшим, старшие заботились о младших. Женщина-мать пользовалась большими правами и уважением.

Римский закон  и традиции предоставляли отцу семейства абсолютную власть над всеми её членами. Решение о признании новорожденного принимал он единолично: отец должен был поднять ребенка, положенного к его ногам, в знак своего отцовства, в знак того, что он принимает на себя ответственность за него. Право на жизнь и смерть принадлежало ему пожизненно, но существовали определенные обязательства, связанные с осуществлением его власти, и отношения между родителями и детьми регулировались римской концепцией pietas.

Термин pietas охватывает все приличествующие чувства и подобающее поведение, которое всякий обязан соблюдать по отношению к семье, друзьям, отечеству и богам отечества.

Отец семейства  сам подбирал партию для своего сына или дочери, принимая во внимание, политические и экономические обстоятельства, заботясь о том, чтобы брак отвечал интересам семьи. Для представителей высшего класса заключение брака было решением стратегическим, связанным с общественной жизнью, карьерой, указывали на целесообразность дружбы с определенным человеком или, напротив, что было в ранней степени знаменательно, на возникшую или унаследовавшую вражду на политической сцене. 

Брачные церемонии  и праздники были частью римской  жизни. Мы имеем тому, как художественные, в виде рисунков на надгробных памятниках, или роскошных саркофагах, так и литературные, в виде поэтических изображений процессии, вводящей невесту в дом жениха. В нескольких книгах о римской цивилизации подробно описывается «типичная» брачная церемония, которую было бы интересно сравнить с сегодняшней, проводя параллель между античными обычаями и современным праздником, чтобы поискать античные корни наших собственных свадебных традиций.

Бог брака Гименей  был главным богом, которому следовало  поклоняться, чтобы на свадьбе присутствовали духи, которые будут защищать пару во всех брачных делах. С этой точки зрения важно было выбрать нужный день. Были дни подходящие и дни с дурными предзнаменованиями. Этому принципу следовали не только в частных, но и в общественных делах. В античные времена для освещения союза присутствия священнослужителя не требовалось. Ни к чему не обязывающая декларация невесты была единственным словесным обещанием: ubi Gaius, ego Gaia («Там, где ты – Гай, я – Гайя»), которое имеет приблизительно такой смысл: «Я буду на твоей стороне на все времена». Жених и невеста по традиции пожимали друг другу руку (правую), жест, часто встречающийся на монументах в честь брака граждан.

Мальчишки распевали  во все горло неприличные песни  в ознаменование сексуального посвящения, что оживляло праздник. На невесте была фата огненного цвета, и её могли в шутку похитить из рук матери. Иногда ей раздвигали волосы гладиаторским мечом – еще один многозначительный символ того, что в браке она должна подчинятся. Любимый раб должен был освободить свое место в кровати молодого хозяина.

Не каждая римская свадьба включала все процедуры. Например, в высшем обществе могли менять мужей и жен, нередко в силу политической и экономической целесообразности. Брачная церемония могла проходить и гораздо проще. Некоторые сложные элементы церемонии могли игнорироваться как старомодные и неподходящие к случаю, например, при втором и третьем браках Туллии (Туллия – дочь Цицерона, жившего в I-ом в. до н.э.).

Во времена  Туллии была широко распространена практика, когда новая жена должна была жить в доме мужа, но она продолжала в большинстве случаев принадлежать к своей родной семье в юридическом и формальном смысле. Первый писаный закон Рима, известный как «Двенадцать таблиц», гласил, что женщина автоматически попадает под власть мужа, если живет в его доме постоянно не менее года. Обойти этот закон оказалось очень легко: надо было лишь провести несколько ночей в другом месте, и процесс перехода мужу к законной власти над женой прерывался.

Внутри семьи нравы все также менялись, все больше укреплялось положение женщины, которая в Риме чувствовала себя свободнее, чем женщины греческие. Начал практиковаться «матримониум сине Ману марити» – тип брака, при котором жена не переходила под власть мужа. Появились первые разводы.

На протяжении многовековой истории в Древнем  Риме сложилась своеобразная практика семейного воспитания.

Длительное  время в римской семье сохранялись воспитательные традиции родовой общины, тем не менее, характер домашнего воспитания зависел в первую очередь от того, какое положение семья занимала на социальной лестнице римского общества.

Дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанность жреца. Семье  древних римлян покровительствовало  множество богов. Юнона почиталась как покровительница брака и любви, Двуликий Янус охранял двери дома и т.д. Отец был в семье неограниченным властителем. Мать пользовалась, куда меньшими правами, но играла в воспитании почетную роль.

До 4–5 лет мальчики и девочки в семье воспитывались вместе, затем их разделяли. Девочки находились под наблюдением матери, кормилицы, няни. До замужества они оставались в кругу женщин родительского дома. Главным занятием девочек было рукоделие (прядение, тканье); их также учили музыке, танцам, в богатых семьях – греческому языку. Воспитанием мальчиков начинали заниматься мужчины: отцы, воспитатели, иногда приглашенные из Греции. Мальчиков приучали к мужским занятиям, и прежде всего, учили их владеть оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.

Отношения в  семье часто были далеко не идиллическими. Нередко матери поверяли дочерям  свои тайные увлечения и измены. На глазах у детей отцы творили  жестокую расправу над рабами, участвовали  в непристойных попойках.

На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда считалась ответственной за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период рассвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подраставшего поколения. «Вся наука из родного дома»6, – так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н.э.)

Римская система  воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными учебными заведениями частных она имела более практическую направленность (подготовка сильных, волевых, дисциплинированных граждан).

Таким образом, отец семейства имел абсолютную власть над всеми её членами. Существовал разработанный ритуал брачных церемоний, которые были частью римской жизни. Типы брака были различны, от этого зависела степень подчиненности жены мужу. Воспитанию детей придавали большое значение, оно являлось важнейшим истоком формирования нравов древних римлян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Быт и нравы  древних римлян прошли большой путь развития от суровости царского периода  к сибаритству имперского. Быт  зависел от социального и имущественного положения римлян.

Римский героизм обладал целым рядом особенностей и оказывал огромное влияние на нравственное поведение людей. Рим сумел задействовать без остатка энергию героизма, чего в таких же масштабах не знала Греция. Благодаря своему героизму римляне совершили многочисленные походы, в результате чего границы Римского государства расширились до огромных размеров. Покорение других, часто высокоразвитых народов, в том числе таких, как греки, египтяне, и очень близкое знакомство с их культурой обогатило всю римскую культуру, включая быт. В результате совершенных походов римляне переняли многие элементы архитектуры, планировки домов, что оказало огромное влияние строительство и обустройство жилищ. Изменилась и система питания. Пища стала более разнообразной. 

Неоднородной  по своей структуре была семейная жизнь, подразумевавшая различную  степень подчиненности жены мужу, а также положение, занимаемое отцом  семейства. Огромное значение придавалось  воспитанию детей, которое являлось важнейшим истоком формирования нравов древних римлян.

Быт и нравы  древних римлян формировались под  воздействием целого ряда факторов, в  том числе религиозного, и под  влиянием других народов, в том числе  этрусков и греков. В свою очередь  римская бытовая культура, как  и культура в целом, оказала большое влияние не только на современников римлян, но и на формирование западноевропейской культуры.

Список  литературы:

  1. Артемов, В. В. История / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 448 с.
  2. Гриненко Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г. В. Гриненко. – М.: Юрайт, 1998. – 669 с.
  3. Джеймс, П. Римская цивилизация / П. Джеймс; пер. с англ. М. Звонарева. – М.: ФАНР-ПРЕСС, 2000. –  272 с.
  4. Джуринский, А. Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов / А. Н. Джуринский. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
  5. Иллюстрированная всемирная история: с древних времен и до XVII века. Энциклопедия для детей / пер. с англ. – М.: «Внешсигма», «Издательство Астрель», «фирма», «издательство Аст», 1999. – 456 с.
  6. История древнего Рима: учебник для вузов по спец. «История» / В. И. Кузищин, И. Л. Маяк, И. А. Гвоздева и др.; под ред. В. И. Кузищина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 383 с.
  7. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / под ред. Н. О. Воскресенской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. – 759 с.
  8. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. / К. Куманецкий. – М.: Высш. шк., 1990. – 315 с.
  9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. – 13-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1981. – 861 с.
  10. Сапронов, П. А. Культурология: курс лекций по теории  истории культуры / П. А. Сапронов. – 2-е изд., доп. – СПб.: Лениздат; Изд-во «Союз», 2001. – 560 с., ил.
  11. Суздальский, Ю. П. На семи холмах / Ю. П. Суздальский, Б. П. Селецкий, М. Ю. Герман. – М.: Изд-во «Просвещение», 1965. – 399 с. 
  12. Хоруженко, К. М. Культуролоргия. Энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. – Ростов-на-Дону: Изд-во «феникс», 1997. – 640 с.
  13. Энциклопедия для детей: Т. 1 (Всемирная история) / сост. С. Т. Исмаилов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аванта+, 1994. – 704 с.
  14. Этикет от А до Я / авт.-сост. И. Е. Гусев. – Мн.: Харвест, 2003. – 464 с.

 

 

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Рус. Яз. , 1981. С. 60.

2 Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. С. 70.

3 Там же. С. 346.

4 Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов. – СПб.: Лениздат; Изд-во «Союз», 2001. С. 236.

5 Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов. – СПб.: Лениздат; Изд-во «Союз», 2001. С. 239.

6 Джуринский А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит, 1999. С. 57.


Информация о работе Быт и нравы древних римлян