Быт и нравы древних римлян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – дать конкретно-историческую характеристику быта и нравов древних римлян.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих взаимосвязанных задач:
Охарактеризовать жилище.
Описать одежду и аксессуары.
Обрисовать застольный этикет.
Проанализировать римский героизм и сравнить его с греческим.
Выявить особенности семейно-брачных отношений и семейного воспитания.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Быт древних римлян
1.1. Жилище
1.2. Питание
1.3. Одежда и аксессуары 6
6
13
17
Глава 2. Нравы древних римлян
2.1. Римский героизм
2.2. Семейно-брачные отношения 25
25
30
Заключение 35
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая по И.М.К Осиповой любови ..doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Некоторые столы  делались из драгоценных редких пород  дерева, которое стоило очень дорого. Ножки делались из не менее ценных материалов: бронзы, серебра.

Существовал род столиков для размещения на них драгоценной посуды, статуэток и т.д. Вокруг верхней доски шел невысокий бортик, предохраняющий посуду от падения. Такие столики служили, конечно, только для украшения.

Также у римлян имелись и шкафы для книг, гипсовых масок предков и т.д.

Что касается сидений, то они в италийском доме были представлены табуретками, ножки которых вытачивали по образцу кроватных, и стульями с выгнутыми ножками и откинутой довольно сильно назад спинкой. На таком стуле сидела женщина, которую раньше считали портретной статуей Агриппины. Эта удобная мебель считалась вообще предназначенной для женщин.

Одежда древнего италийца – и богатого и бедного – состояла из таких кусков материи, которые нельзя было вешать, а надо было складывать: в домашнем обиходе шкафы требовались меньше, чем сундуки. Их делали из дерева и обивали бронзовыми или медными пластинками; иногда такой сундук украшался еще какими-нибудь литыми фигурками.

Кровати, обеденный стол, маленькие столики, несколько табуреток и стульев, один-два сундука, несколько канделябров – вот и вся обстановка италийского дома. Она не загромождала старинного аристократического особняка, в атрии которого хватало места для самого большого картибула и в парадных столовых которого свободно умещались, большие столы и ложа.

Обстановку дома бедных римлян составляли кодра (коротенькая кровать), мраморный столик, на котором красовалось шесть кружечек; под ним маленький канфар (сосуд для питья на низенькой ножке и с двумя ручками); старый сундучок с греческими рукописями. Иногда у бедных римлян имелись еще и колченогие буковые столы.

Отопление римского дома во времена первых императоров было уже далеко не таким примитивным, как в ту пору, когда атрий отапливался очагом, дым от которого поднимался к отверстию в потолке. Теперь комнаты обогревались переносными небольшими жаровнями с древесным углем.

Таким образом, жилища древних  римлян были различными и прошли большой  путь развития: от деревенских усадьб простого первоначального типа до вилл, заимствованных из греческой эллинистической архитектуры с элементами перистиля (внутренний дворик, окруженный колоннами). Также помимо частных домов в Риме существовали многоэтажные и многоквартирные жилые дома.

Обстановка дома у богатых и бедных римлян разительно отличалась друг от друга, богатые дома поражали изобилием разнообразной по изготовлению и украшению мебели, начиная с кровати, которая являлась самым главным предметом римского обихода, заканчивая сундуками, в которых хранилась одежда состоятельных римлян. В бедных домах все было весьма просто, без излишеств, только самое необходимое. 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Питание

 

Подобно грекам, римляне питались трижды в день: ранним утром – первый завтрак, около полудня – второй, а ближе к вечеру – обед.

Первый завтрак  состоял из хлеба, сыра, фруктов, молока или вина. Так, император Август на завтрак ел грубый хлеб, мелкую рыбу, влажный сыр, отжатый в ручную, зеленые фиги. Дети брали завтраки с собой в школу, поскольку занятия начинались очень рано.

Второй прием  пищи состоял из холодной закуски, порой даже из кушанья, оставшегося со вчерашнего дня, и второй завтрак часто принимался стоя, без традиционного омовения рук и усаживания за стол.

Основной и  самой обильной трапезой был обед. Блюда подавали к столу большими порциями. В древнейшие времена римляне обедали в передней зале дома – атрии. В дальнейшем, когда римский дом принял черты греческой архитектуры, прием пищи переместился в столовую – триклиний. Вокруг стола ставили три ложа, так что к одной стороне был свободный доступ, чтобы слуги могли подавать кушанья. За одним столом могли разместиться максимум девять человек. При такой «геометрии» триклиния в нем, вероятно, было очень тесно. Вследствие обильной пищи и жары люди сильно потели и, чтобы не простудится, укрывались цветными накидками. В течение обеда эти накидки неоднократно меняли.

Обеденный стол был небольших размеров и не вмещал всех блюд. Поэтому еду вносили  в зал и раскладывали по тарелкам или подносили каждому отдельно. В последнем случае в том же помещении для еды стоял вспомогательный столик – сервант. Подобным же образом и вино сначала разливали по большим сосудам (стеклянным или хрустальным), из которых черпаком наливали в бокалы. При смене сервировки убирали сами столы.

Как правило, обед состоял из трех перемен. Вначале подавали яйца и другие закуски. Отсюда происходит итальянская поговорка «От яйца до яблок», соответствующая нашей «от А до Я» – от  начала до конца, потому что яблоками и другими фруктами обед завершался. Из напитков особенно любили мульс – смешанное с медом вино. В главную перемену входили разнообразные мясные и рыбные блюда вместе с различными овощами. На богатых пирах стол разнообразился экзотическими продуктами: морскими ежами, морскими желудями, устрицами и другими видами моллюсков. В завершение трапезы подавали десерт, причем на небольших пирах эта часть обеда весьма походила на греческие симпосины. Десерт состоял из фруктов, свежих или сушёных (фиги, финики), орехов и острых деликатесов, возбуждавших жажду, поскольку в конце пили много вина.

Еще на заре Римской империи в домашнем хозяйстве, помимо каш, приготовляли хлебные лепешки.

Хлеб в Риме пекли разных сортов; многие мучные изделия привозили с островов, в том числе популярное у римлян родосское печенье.

Самым дорогостоящим был  белый хлеб; из так называемой обойной муки пекли черный хлеб, называвшийся деревенским. Существовал также хлеб «лагерный» – для войска и «плебейский» – для бесплатных раздач бедноте или для продажи по твердым ценам. Со временем стали выпекать не только лепешки привычной круглой формы, но и буханки в форме кубиков, лиры или, же плетенки. В Помпее археологами были обнаружены буханки хлеба круглой формы с надрезами посередине, чтобы их было легче разломить пополам. 

Весьма широким был  перечень овощей, употреблявшихся римлянами: лук, чеснок, капуста, салат, щавель, репа, редька, морковь, огурцы, горох и т.п. Древние полагали, что растительная пища – самая полезная, в том числе для устранения расстройств пищеварения, головных болей, малярии.

Неотъемлемой частью римского стола являлись приправы, коренья и пряности. Приправы использовались для приготовления мясных блюд и различных острых соусов.

Любимым десертом были фрукты, причем не только италийские, но и привозные из других краев: яблоки, груши, черешни, сливы, гранаты, фиги, виноград, маслины.

И все же главной составной  частью древнеримского стола было мясо. На первом месте шли мясо козы и  свинина. Гораздо реже ели говядину – лишь тогда, когда в жертву богам  приносили быков; последние нужны  были для сельскохозяйственных нужд, и их берегли.

Из охотничьих трофеев  на стол попадали зайчатина и птица. Что касается рыбы, то она была не только излюбленной пищей, но и предметом  увлечения – многие богачи устраивали в своих поместьях бассейны для  разведения рыбы. Одной из популярных была хищная мурена, которую было легко разводить.

В меню гурманов входили  улитки и устрицы. Их разводили в  садках, причем употреблялись определенные виды улиток – иллирийские и африканские.

Кроме домашней птицы, разводили  фазанов, цесарок, павлинов. Эта «палитра»  становилась все богаче: на столах появились аисты, певчие птицы, в том числе соловьи. Изощреннее стала и технология готовки, что выразилось в таких кушаньях, как языки фламинго, гусиные лапки с гарниром из петушиных гребешков и т.п.

Неотъемлемой частью стола  были вина, которые давали даже рабам. Естественно, что ассортимент вин зависел и от эпохи, и от вкуса хозяина, и от его благосостояния. Самыми знаменитыми были фалернское из Кампании, цекубское из Латия, массикское – из пограничных областей первых двух. В Помпее пили капуанское и суррентййское. В почете были и привозные вина – из Испании, Сицилии, с островов Крит, Кос, Книд.

Обед бедняка – ремесленника, крестьянина, городского пролетария –  всегда был прост. Основу обеда составляла пульта – крутая похлебка из бобовой, ячменной или пшеничной (полбовой) муки, иногда разнообразие вносила маза – каша из муки, тертого сыра и меда, немного маслин (оливок), кружка вина пополам с водой – вот и обед римской бедноты.

Таким образом, римляне питались трижды в день: ранним утром – первый завтрак, около полудня – второй, а ближе к вечеру – обед. Римская пища отличалась разнообразием, начиная от простой каши бедняка и заканчивая дорогостоящими деликатесами богатых римлян, таких как гусиные лапки, языки фламинго и т.д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Одежда и аксессуары

Костюм древних  римлян сформировался в республиканский период, отличавшийся относительной строгостью быта. Эстетическим идеалом римлян являлись суровые войны и величественные женщины. Это идеал подчеркивали сложные одежды, придававшие фигурам римлян величественность и статику. Основными тканями для изготовления одежд служили шерсть и полотно. Однако в более поздний период в Рим привозили восточные шелка, иногда почти прозрачные.

Основной одеждой римских  граждан и символом гражданского достоинства была тога. Римлянин, совершивший преступление, прежде всего, лишался права носить тогу. Нравственный уровень римлян был настолько велик, что закон о запрещении носить тогу был особенно почитаем римскими гражданами.

Классическая  римская тога (из шерстенной ткани) имела форму овала или эллипса – (5,60 x 2м); тога не имела швов, её ткали целиком. Способ драпировки тоги был очень сложным. Предварительно тогу складывали в долевом направлении так, что ее верхняя часть была меньше нижней на одну треть. Затем закладывали в верхней части, около линии сгиба, несколько складок, накидывали тогу на левое плечо, спуская спереди один конец в одну треть всей длины. Этот конец покрывал левую руку и падал почти до земли. Вторым концом покрывали спину по диагонали, на бедре драпировали группу складок, называвшуюся «проценктура», довольно плотно прижимали её к телу; свободно падающую ткань у правого бедра закладывали полукружием, затем оставшийся конец перекидывали через левое плечо. Полукруглая драпировка носила название «синус», она была самой подвижной частью тоги, и правильному расположению ткани на ней римляне предавали большое значение. Наконец, наступал последний момент драпировки тоги. Из ткани, первоначально расположенной на левом плече, вытягивали небольшой кусок, закладывали из него пучок складок, и эта драпировка – «умбо» – своим направлением перекликалась с синусом, создавая определенный ритм в движении всей ткани. Часть тоги, из которой создавался синус, можно было накинуть на голову – в таком виде римляне совершали жертвоприношения, обычно же они ходили с непокрытой головой.

Существовало ещё несколько  способов драпировать тогу, но в любом из них не было застежек или булавок. Складки и драпировки были рассчитаны так мастерски, что ткань держалась сама собой. Цвет тоги был главным образом белый, траурные одежды были коричневого цвета.

Домашней одеждой  римлян была туника, близкая по покрою к греческому хитону, из шерстенных и льняных тканей различных цветов, с рукавами короткими или длинными. Рядовые граждане носили тунику до колен и далеко не всегда надевали тогу. Чаше всего они довольствовались небольшим плащом типа гиматия, а для путешествий или в непогоду носили «пенулу» – плащ в виде вытянутого овала с круглым вырезом для головы, к которому пристегивали капюшон. Пенулу обычно делали из плотных шерстяных тканей типа вяленого сукна.

Sagum был плащом римских солдат, военной формой, которую обычно противопоставляли гражданской тоге. Это четырехугольный кусок толстой грубой шерстяной ткани, который накидывался на спину и застегивался фибулой на правом плече или спереди под горлом. В него можно было завернуться целиком, и можно было забросить обе полы за спину: движений он не стеснял. В солдатском быту такой плащ был незаменим при длительных переходах и при стоянии на часах. Не мешал он и во время сражения: его закидывали на левую руку или отбрасывали назад за спину; в таком виде изображены сражающиеся солдаты на колонне Траяна. Вряд ли, однако, такой покрой удобен для людей, работавших круглый день на воздухе: плащ, закинутый за спину, оставлял всю переднюю часть тела открытой ветру, дождю и холоду, а завернуться в него при работе было невозможно.

В качестве обуви сельское население носило деревянные башмаки. В теплую хорошую погоду и крестьяне, и рабы ходили, конечно, босиком; при тяжелой работе, например при пахоте, вскапывании земли, жатве или косовице, деревянные башмаки, даже из самого легкого дерева, оказывались только лишним грузом. Деревянные башмаки служили рабам долго именно потому, что надевали их редко и носили мало. И крестьяне, и рабы предпочитали, конечно, ходить в самодельных легких сандалиях из веревок. Такие «сандалии» плели для волов, естественно было изготовить такую легкую и дешевую обувь и для себя.

Общественное  положение римлян сказывалось в  их костюме. В кругах состоятельных, не занимавшихся физическим трудом, предпочитали тунику белую; у крестьян, ремесленников и рабов она была темною, немаркого цвета. Сенаторы и всадники носили туники с пурпурными вертикальными полосами, которые шли параллельно одна другой от шеи до самого низа туники и спереди и сзади, на груди и на спине. У сенаторов полосы эти были широкими, почему туники их назывались laticlavia, а у всадников узкими – angusticlavia. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа.

Информация о работе Быт и нравы древних римлян