Журналистика как общественная сфера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 22:14, контрольная работа

Описание работы

Что такое журналистика? Во-первых, это не только часть социальной системы в целом, но и особый социальный институт общества, в который входят редакции газет и журналов, книжных издательств, телерадиокомпаний, работа которых (подготовка и передача в массовую аудиторию периодики, программ радио и телевидения) обеспечивается инфраструктурой журналистики: технической, информационной, организационно-управленческой; к инфраструктуре относятся также учебные и научные центры.

Содержание работы

Введение 2
Журналистика и средства массовой информации 3
Журналистика как фактор развития общественного сознания 8
Заключение 11
Литература 13

Файлы: 1 файл

масмедиа.docx

— 38.57 Кб (Скачать файл)

В современном российской обществе существуют разнообразные  идеологии — в соответствии со статьей 13 Конституции Российской Федерации («Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной») не допускается приоритет государственной или иной идеологии. И потому идеологией можно назвать систематизированное и концептуально-теоретическое знание, в котором обосновываются интересы, ценности и положение в обществе конкретных субъектов и на этой основе объясняется динамика и перспективы социального развития. Всякая идеология — это прямое или косвенное выражение коренных интересов какой-либо социальной группы, а поскольку нет достаточно высокой степени обобщения интересов граждан и уровня их жизни, идеология не может выступать как общенациональная. Правда, примирить концепции монизма и плюрализма могла бы идея гуманизма, как идея для человечества: «чтобы выжить, решая глобальные проблемы, сохраняя Землю как общий дом, соблюдая права человека» [4].

К сожалению, у нас сложилось  довольно критическое отношение  к идеологии, связанное с отрицанием какой-либо положительной роли идеологии советского периода.

Как естественный и необходимый  элемент сознания людей, и как  явление духовной жизни, идеология  включает в себя не только теоретико-концептуальные знания, но и систему ценностей, идеологические отношения, совокупность конкретных действий субъектов, соотносится с наукой, искусством, религией, атеизмом, информационными  процессами и другими элементами содержания духовной жизни.

Средства массовой информации, как один из субъектов идеологии, воздействуют на идеологические процессы. С одной стороны, они способствуют распространению идеологической информации, утверждают свободу слова; с другой — для них характерна ведомственность, декларативность многих идеологических мероприятий, негативность в ущерб национальному согласию, манипулирование общественным мнением и сознанием граждан.

В последние десять лет  в отечественной литературе избегали употреблять в прямом значении не только слово «идеология», но и «пропаганда». Но пропаганда всегда сохраняет свое значение. Разрушение идеологического пространства не означает исчезновения пропаганды. Напротив, она заметно активизируется во время экономической, политической и идеологической нестабильности и социальных потрясений. Смысл пропаганды в целенаправленном соединении теоретического и обыденного уровня политического сознания, идеологии и массовой психологии, в обеспечении единства рационального и эмоционального моментов в поведении людей. Идеология всегда эффективна, когда она мобилизует национальное сознание и учитывает политические реалии своего времени. С идеологией и общественным сознанием были связаны прошедшие несколько лет назад дискуссии о высшей цели журналистики.

В шестидесятые годы была выдвинута  точка зрения, согласно которой генеральная функция публицистики состоит в формировании общественного мнения [5]. Эта точка зрения развивалась, варьировалась, обогащалась, но при всех различиях оставалась краеугольным камнем целого направления в теории публицистики [6]. Одни исследователи подчеркивали воздействие публицистики не только на общественное мнение, но и на общественное сознание; другие, относя к ее задачам организацию общественного мнения, утверждали далее, что публицистика «в конечном счете, оказывает влияние в целом на общественное сознание»; третьи писали о правомерности трех вариантов воздействия: 1) на сознание и поведение аудитории через формирование общественного мнения; 2) на мнение и поведение аудитории через преимущественное обращение к фундаментальным мировоззренческим ценностям аудитории; 3) на общественное мнение и сознание широких слоев аудитории через воздействие на социальное поведение конкретного круга лиц [7].

Но и сегодня бытует утверждение, что целевая функция  идеологической деятельности журналистики — способствовать росту сознательности масс путем акцентирования внимания на задачах по развитию общественного мнения [8].

Между тем, общественное мнение — лишь одно из состояний общественного сознания, заключающее в себе отношение людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных людей [9]. Не мнение воздействует на сознание, а, наоборот, зрелость общественного сознания делает общественное мнение компетентным и истинным. Мнение — элемент сознания, его слепок. Общественное сознание с присущей ему творческой активностью — база общественного мнения, оно значительно шире, более емкое. Пресса в первую очередь воздействует именно на общественное сознание, причем некоторые сформированные публицистикой убеждения людей, переплавленные в практические действия, не находят отражения в общественном мнении. Во-первых, потому, что общественное мнение высказывается не по всякому поводу, а по фактам и событиям, вызывающим общественный интерес, отличающимся значимостью и актуальностью проблемы [10]. Во-вторых, за рамками общественного мнения остаются подчас такие духовные образования, как новые нравственные и социально-психологические качества людей, их стремление к более активному участию в политической или экономической жизни страны, возникшее под воздействием теоретических знаний или показа примера, достойного подражания, впечатляющего положительного опыта россиян.

Работника печати можно рассматривать  как своего рода источник формирования читательской психологии, включающей в себя мысли и чувства, потребности, установки, ожидания, вкусы и т.д., возникающие по поводу прочитанного на уровне обыденного сознания [11].

Из истинной роли общественного  сознания и общественного мнения и следует исходить при определении основного назначения публицистики. В задачах журналистики проблема формирования мнения должна идти вторым планом как производная от главной — развития общественного сознания. Таким образом, генеральная функция современной публицистики состоит в формировании и развитии общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни России. Однако интегрировать индивидуальное сознание разных людей в общественное — задача весьма сложная. Во-первых, важнейшим условием формирования и развития нового сознания, прежде всего, на обыденном уровне выступают социально-экономические потребности и интересы. Во-вторых, плюрализм мнений и многопартийность привели к раздробленности политического сознания в российском обществе: отдельные исследователи выделяют западников и патриотов; обновленцев и государственников; обывателей, для которых главное — доступность товаров в магазинах, и зеленых, цель которых — чистота окружающей среды [12].

Итак, своими публицистическими  текстами, телевизионными и радио сюжетами журналистика призвана содействовать развитию общественного сознания, которое проявляется в таких формах, как политика, экономика, мораль, искусство, наука, право, философия, религия.

 

 

 

Заключение

Своими публицистическими  текстами, телевизионными и радио сюжетами журналистика призвана служить формированию и развитию общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни страны. Особенно это актуально сегодня, на критическом повороте истории России.

Важнейший метод публицистики — не просто освещение проблем  и ситуаций, а поиск журналистом динамичного разрешения противоречий, проявляющихся при использовании массовой аудиторией объективных социальных и экономических законов. Умение анализировать противоречия, взаимодействие их прогрессивных и консервативных сторон помогут журналисту добиваться необходимой глубины исследования, делать научно обоснованные выводы и рекомендации, эффективнее воздействовать на сознание читателей, телезрителей, радиослушателей. В связи с этим к принятым принципам журналистики следует добавить принцип научности.

В переходный период существенно  меняется содержание журналистики, на которое негативно влияет не только рынок, но и массовая культура и глобализация информационных процессов. В то же время раскованность журналистов, возможность версификации привели к тому, что средства массовой информации стали часто прибегать к жанру журналистского расследования. При этом расследование конфликтов — социальных, трудовых, моральных, межличностных, внутри личностных — придает журналистике весьма нужный, прагматический характер.

Журналистское произведение строится на оптимальном соотношении понятийного и образного, чувственного (эмпирического) и рационального, монологической и диалогической форм изложения, а композиционными структурами являются:

а)  экспозиция, или ввод в проблему;

б) постановка проблемы, предусматривающая  сопоставление, по крайней мере, двух противоположных точек зрения на описываемое событие (аналог завязки сюжета);

в)  аргументация, доказывающая истинность «тезиса» и опровергающая «антитезис» (эквивалент развития действия); г)  рекомендация, своего рода «синтезис», производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» (как эквивалент «кульминации»);

д)  обобщенная оценка (как  эквивалент «развязки»).

Свобода журналистской деятельности имеет три ограничения, к которым  относятся социальная позиция журналиста (демократически настроенный публицист не сможет работать в коммунистическом издании), творческие проблемы (в частности, не каждый владеет искусством очеркиста или фельетониста), знания в сфере необходимости, позволяющие избежать нарушений правовых и этических норм.

Не только слагаемые этой свободы, но и соблюдение принципов  прессы ведут к максимальному воплощению функций журналистики, а значит, и к высокой ее результативности. Многое зависит также от оснащенности и финансового положения редакций, поддержки СМИ со стороны властных структур, политических партий и общественных организаций; от уровня обратной связи и близости с аудиторией. Следует, однако, не «заигрывать» с аудиторией, не давать то, «чего она хочет», а с учетом сложившихся в ней реальностей, развивать аудиторию в направлении, отвечающем ее потребностям.

 

 

 

 

Литература

  1. Ворошилов В. В. Журналистика. — Учебник. 2-е издание. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. (41стр; 57стр)
  2. Философия — в 2 т. / Под ред. В. И. Кириллова — М., 1997. С.  166-168; Общая и прикладная политология. — М., 1997. — С. 670 — 678. Кемеров В. Е. Введение в философию: Учебн. дли вузов — М., 1996. С.  191-194.
  3. Афанасьев В. Г. Об управлении идеологической сферой в социалистическом обществе // Коммунист. 1975. № 12. С. 60. 5.  Прохоров Е. П. Гуманизм — основа журналистики XXI века // Журналистика в переходный период. В 5 ч. — М., 1997. Ч. 1. С. 4.
  4. Прохоров Е. П. Публицистика в жизни общества. — М.., 1968. С. 45. Он же. Публицистика наших дней. — М., 1983. С.  10.
  5. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. — М., 1975.
  6. Здоровега В. И. Слово тоже есть дело: Некоторые вопросы теории публицистики. — М., 1979. С. 54.); Черепахов М. С. Проблемы теории публицистики. — М.,1971. С. 64-65, 82-83.); Ученова В, В. Виды воздействия публицистических произведений / Журналистика развитого социализма: Вопросы теории и методики. — Свердловск, 1980. С. 21.
  7. Введение в теорию журналистики. С. 45.
  8. Философская энциклопедия. Т. 4. — М., 1967. С. 114.
  9. Там же.
  10. Таловов В. П. К вопросу о взаимосвязи газеты и читателя на психологическом уровне // Проблемы современной советской печати. — Свердловск, 1978. С. 63.
  11. Вызов Л., Львов Н. Перестройка: политическое сознание и социальные отношения // Век XX и мир. — 1989. № 3. С. 10-18.
  12. Клепач Н, Я., Попов В. Д., Эпштейн Л. Е. Экономическое воспитание масс: Организация и эффективность. — М., 1979. С. 9; Попов В. Д. Экономическое сознание: Сущность, формирование и роль в социалистическом обществе. — М., 1981. С. 61.

 

        13. http://www.bestreferat.ru

14. http://www.twirpx.com


Информация о работе Журналистика как общественная сфера