Установленные ограничения свободы массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:22, реферат

Описание работы

Целью данной работы является описать и исследовать средства массовой информации с точки зрения особенностей их положения в системе российского законодательства.

В соответствии с целью исследования можно сформулировать следующие задачи:

1. определить особенности правового положения СМИ;

2. выявить особенности реализации права на свободу массовой информации

Содержание работы

введение......................................................................................................

глава 1: Правовое положение средств массовой информации в РФ......

глава 2: Установленные ограничения свободы массовой информации.

Заключение..................................................................................................

список используемой литературы..............................................................

Файлы: 1 файл

правовые проблемы свободы СМИ в РФ.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

введение......................................................................................................

 

глава 1: Правовое положение средств массовой информации в РФ......

 

глава 2: Установленные ограничения свободы массовой информации.

 

Заключение..................................................................................................

 

список используемой литературы..............................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человек, в условиях существования  в социуме не может быть свободным. Его поведение строго регламентируют законы, правила, моральные и нравственные устои, обычаи, традиции. Это абсолютно  нормально: все люди разные,и угодить  каждому, не ограничивая при этом другого в его свободе, просто невозможно. По крайне мере на практике ни одно государство не смогло реализовать модель «сполна и каждому». Единственное, где человек встречается с подобной жизненной концепцией — различные утопические произведения.

 

Соответственно, не только человек, в своем персональном существе ограничен, но и общности, организации, созданные им, любая деятельность человека так же подвержена лимитированию  свободы.

Вопрос о свободе  средств массовой информации в обществе стоит очень остро. Естественно, работа сми воспринимается субъективно: одних предложенная информация касается непосредственным образом, будь то, рекламируемая продукция\организация\отдельный человек, других косвенно, причем такое отношение материала может быть действительно обоснованным, а может быть и надуманным, если человек не уверен в чем-то или его беспокоит правомерность его действий, у третьих лиц увиденные или услышанные сведения могут вызвать лишь одобрительные, может быть и отрицательные эмоции, и после взаимодействия все забудется. В любом случае, чтобы не задеть чувства всех 3-х категорий, деятельность СМИ ограничивается законами, призванными не только защитить объекты преподносимой информации, но и субъекты ее распространения, тоесть сами издательства, компании и организации.

 

Целью данной работы является описать и исследовать средства массовой информации с точки зрения особенностей их положения в системе  российского законодательства.

 

В соответствии с целью  исследования можно сформулировать следующие задачи:

 

1. определить особенности  правового положения СМИ;

 

2. выявить особенности  реализации права на свободу  массовой информации

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Правовое положение средств массовой информации в РФ

 

Газеты, журналы, радио  и телевидение, печатные и электронные издания, свободно формируя общественное мнение, служат наилучшими гарантиями свободы народа и соблюдения конституционного строя.

 

Первоосновой свободы  печати, как это вытекает из ч.4 ст.29 Конституции РФ, является право каждого  человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующие сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной. [2.12 с.224]

 

Сегодня основополагающим актом, регулирующим отношения государства  со средствами массовой информации в  современном российском правовом пространстве, является Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года №2124-1 (далее Закон о СМИ). [1.11.]

 

Статья 1 этого Закона [1.11.] закрепляет важные концептуальные положения, раскрывающие конкретное юридическое  содержание категории "свобода массовой информации на территории Российской Федерации". Исходя из смысла статьи, свобода массовой информации в её российской законодательной интерпретации включает в себя следующие основные правомочия, не подлежащие ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации:

 

- поиска, получения, производства и распространения массовой информации;

 

- учреждения средств  массовой информации;

 

- владения, пользования  и распоряжения СМИ;

 

- изготовления, приобретения, хранения и эксплуатации технических  устройств и оборудования, сырья  и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

 

 

 

Понятие "массовая информация" определяется в статье 2 Закона о  СМИ следующим образом: "под  массовой информацией" понимаются предназначенные  для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы".

 

Само понятие средств  массовой информации Закон [1.11.] определяет так: "под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации".

 

Правовое положение  средств массовой информации в современной  России предопределяется изменениями, произошедшими в политическом строе  в нашей стране после 1991 г. В новых условиях свобода является главным условием функционирования СМИ в правовом государстве. Без неё невозможен диалог между индивидом, обществом и властью. По-новому выстраиваются и отношения СМИ с государством, а в 1 части статьи 47 Закона о СМИ закрепляется право журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию, излагать свои суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям.

 

Ряд положений Закона о СМИ в более концентрированном  и масштабном виде нашёл отражение  в Конституции Российской Федерации. [1.1.]

 

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, включила свободу массовой информации в число основных прав и свобод человека и гражданина, применив для этого достаточно ёмкую формулу: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается" (ч. 5 ст. 29).

 

Таким образом, деятельность СМИ основывается на свободах, гарантированных в Конституции.

 

Так, пункт 1 статьи 29 гарантирует  каждому свободу мысли и слова; пункт 3 – недопустимость принуждения  человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; пункт 4 – право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

 

 

 

Конституционные гарантии свободы массовой информации закреплены также в нормах, устанавливающих  ответственность должностных лиц  за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41); свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44), открытость заседаний палат Федерального собрания (ч. 2 ст. 100), открытость судопроизводства (ч. 1 ст. 123) и др. Сюда же относится правомочие иметь свободный доступ к информации о конечных результатах законодательного процесса (согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ "законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются"). [1.1.]

 

Конституционные нормы, регулирующие отношения, связанные с правом на свободу совести (ст.28 Конституции РФ), а также с правом на доступ к культурным ценностям и свободе творчества во всех его проявлениях (ст.44 Конституции РФ), включают в себя правомочия свободы массовой информации в качестве гарантирующей реализацию указанных основных прав и свобод информационной подсистемы.

 

Глава 2: Установленные  ограничения свободы массовой информации

 

Свобода средств массовой информации не является абсолютной. Наряду с гарантиями Конституция РФ и некоторые Законы РФ устанавливают определённые ограничения свободы массовой информации, которые напрямую затрагивают деятельность средств массовой информации. Эти ограничения можно представить в виде системы, включающей в себя [2.19. с.73]:

 

А) Ограничения общего характера. Такого рода ограничения  касаются общего конституционно-правового  статуса лиц, подпадающих под  данные ограничения. Они устанавливают  допустимые пределы изъятий из основных, в том числе информационных, прав и свобод с ориентиром на цели, которым такие изъятия должны быть соразмерны (статьи 13, 19, 29, 55 Конституции). Так, использование свободы массовой информации для подрыва демократических устоев общества может квалифицироваться как злоупотребление такой свободой. В соответствии с частью 2 статьи 29 Конституции РФ "не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства". Часть 2 статьи 19 Конституции запрещает "любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности".

 

Здесь также находит  своё отражение статья 4 "Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации" Закона о СМИ, согласно которой "не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений,

 

составляющих государственную  или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости".

 

Частью 4 ст.29 Конституции  РФ предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Конституционный Суд РФ (постановление от 20 декабря 1995г. №17-П) подчеркнул, что государство также вправе определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за её разглашение и выдачу иностранному государству при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе, что и обеспечивается Законом РФ от 21.07.1993г. №5485-1 "О государственной тайне". [1.10.]

 

Определённые правила  пользования установлены для  информации ограниченного доступа, содержащие личные данные человека, коммерческую, служебную тайну и другие виды конфиденциальных сведений. Ограничения  в пользовании этой информацией установлены Федеральными законами от 27.07.2006г. №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" и от 29.07.2004г. №98-ФЗ "О коммерческой тайне". [2.18. с.160]

 

Б) Ограничения, действующие  в условиях применения специфических правовых режимов. Например, в условиях предусмотренного статьей 56 Конституции РФ конституционно-правового режима чрезвычайного положения, для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения свободы массовой информации с указанием пределов и срока их действия.

 

Кроме того, статьёй 12 п. "б" Федерального конституционного закона от 30.05.2001г. №3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" вводится ограничение свободы печати и других средств массовой информации путём введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка её осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов. [1.2.]

 

Согласно статье 8 ФЗ от 25.07.2002 №114-ФЗ "О противодействии  экстремистской деятельности" деятельность средства массовой информации подлежит прекращению, в случае распространения через данное СМИ экстремистских материалов и непринятии мер по устранению допущенных нарушений. [1.7.]

 

Следует отметить, что  даже в случаях ограничений свободы  массовой информации в условиях специфических  правовых режимов Конституция РФ (ч. 3 ст. 56) устанавливает пределы усмотрения государственных властей, закрепляя отдельные правомочия свободы массовой информации, которые даже при этих условиях не должны ограничиваться. Например, свобода распространять религиозные и иные убеждения (ст. 28 Конституции РФ) не подлежит ограничениям даже в условиях режима чрезвычайного положения.

 

В) Ограничения, вытекающие из особенностей правового статуса  отдельных категорий субъектов  права и их отношений с государством и обществом. В такого рода случаях параметры правомерности ограничений чрезвычайно редко получают чёткое конституционно-правовое воплощение. Иногда они формализуются законодателем, а еще чаще – судами, но обосновываются при этом именно конституционно-правовой природой регулируемых отношений, степень соответствия которой может быть предметом проверки и оценки в рамках конституционного судопроизводства или соответствующих международных судебно-правовых институций.

 

Отдельные специальные  субъекты правового института свободы  массовой информации наделяются конституционно-правовыми иммунитетами. К примеру, в статье 51 Конституции РФ предусмотрена (в порядке, определённом федеральным законом) возможность наделения конкретных лиц так называемым "свидетельским иммунитетом" – освобождением от обязанности давать свидетельские показания. Для журналистов и редакций средств массовой информации данный правовой иммунитет получил закрепление ещё в "доконституционном" Законе РФ от 27.12.1991 года "О средствах массовой информации" (ст. 41; п. 4 ч. 1 ст. 49) в части сохранения конфиденциальности журналистской, редакционной информации и её источника.

 

Ни Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ни Гражданский процессуальный кодекс не включили в свои конструкции  института свидетельского иммунитета ни журналиста, ни иного представителя редакции СМИ.

 

В результате, по Закону о СМИ российский журналист "обязан сохранять конфиденциальность информации и /или её источника" (п. 4 ч. 1 ст. 49 Закона о СМИ), а по основным процессуальным кодексам он никакими законодательными иммунитетами на сей счёт не наделён. [1.5. ст. 56 и 1.4. ст.69]

 

Так что в случае, если, например, журналист или иной сотрудник  редакции будет привлечён к участию  в деле в качестве свидетеля в  рамках уголовного или гражданского судопроизводства и откажется указать источник интересующей суд информации, то отнюдь не исключено применение к нему меры уголовной ответственности по статье 308 Уголовного кодекса РФ за отказ от дачи показаний. Кроме того, отказ раскрыть источник информации может быть квалифицирован и как проявление неуважения к суду.

Информация о работе Установленные ограничения свободы массовой информации