2. Манипуляция общественным
мнением посредством средств массовой
информации
Общественное мнение сегодня
становится более активным и действенным
регулятором политического процесса.
Сила общественного мнения в значительной
мере предопределяется средствами массовой
информации, не только отражающими сложившиеся
настроения, но и формирующими это общественное
мнение.
В некоторых случаях актуализация
массового сознания в виде общественного
мнения может дезорганизовывать процесс
политического управления. Когда те или
иные политические идеи закреплены в массовом
сознании, существуют в истинных, позитивных
стереотипах, средства массовой информации
способны достичь нужного результата,
не обращаясь к общественному мнению.
Иное дело, когда радио, печать, телевидение
обращены на новые проблемы, когда рождаются
конфликтные ситуации, касающиеся миллионов
людей.
Общественное мнение становится
в этом случае мощным средством политики,
инструментом реализации политических
замыслов и достижений политических целей.
Формирование общественного
мнения происходит по-разному. К примеру:
«средства массовой информации отфильтровывают
индивидуальные точки зрения, обобщают
их в мнения групповые и затем придают
им характер всеобщности, массовости,
распространенности»6.
Средства массовой информации
всегда стремятся использовать общественное
мнение в политических целях, и, как правило,
это им удается.
В целом можно сказать, что печать,
телевидение и радио продуцируют и распространяют
политическую информацию. Именно те знания,
нормы и ценности, усвоение которых необходимо
и достаточно для рекрутирования в политику,
для сознательного и действенного участия
в политической жизни.
Без радио, телевидения, газет
и журналов даже хорошо образованный человек
не сможет правильно ориентироваться
в потоке противоречивых политических
процессов, принимать ответственные решения.
Средства массовой информации позволяют
ему выйти за рамки индивидуального опыта,
делают обозримым весь мир политики.
В этом главная отличительная
черта средств массовой информации как
политического института.
Итак, средства массовой информации,
с одной стороны, выступают как неформальный
орган власти. С другой стороны, как институт
гражданского общества.
Средства массовой информации
выполняют важные функции в обществе,
такие как: информационную, образовательную,
критики и контроля, формирования общественного
мнения и другие.
3. СМИ и власть
Важнейшей особенностью современного
этапа является все большее возрастание
управляющей, регулирующей роли государства
в жизнедеятельности СМИ. Здравый смысл
требует признать, что именно органы власти
через свою информационную политику определяют
сейчас «размеры поводка», в пределах
которого разрешены независимость и самостоятельность
СМИ. Этот же здравый смысл подсказывает,
что взаимоотношения СМИ и власти не могут
быть бесконфликтными и дружественными.
И когда утверждают, что противоречия
прессы с властью вовсе не обязательны,
то в этом присутствует больше лукавства,
чем истины. Оппозиция СМИ к тем, кто стоит
у власти, не просто необходима, а неизбежна,
ибо в основе ее лежит естественное и обязательное
в любом демократическом обществе инакомыслие,
и это инакомыслие может проявляться лишь
находящимися в оппозиции, независимыми
средствами массовой информации.
Взаимоотношения отечественных
СМИ с органами государственной власти
разных уровней на нынешнем этапе развития
имеют свои особенности. По сути, сейчас
в России решается вопрос, каким будет
наше общество — демократическим или
авторитарным. В это время независимость
российских СМИ особенно важна. Более
того, в условиях острой борьбы с коррупцией,
теневым капиталом и олигархией, в напряженной
экономической и социальной ситуации
государственный информационный монополизм
не может не представлять потенциальной
опасности, ибо всякие либеральные рассуждения
о разумном, гуманном, управляемом авторитаризме
мало чего стоят. Тем более, что тоталитаризм
привычен для значительной части населения,
для которой порядок — всегда больший
приоритет, чем свобода7.
Происходящая ныне замена монополий
медиаолигархии государственной информационной
монополией тревожна потому, что интересы
общества (граждан) и государства (власти)
не однозначны, между ними нельзя ставить
знак равенства. Всегда существует опасность,
что за интересами государства могут стоять
всего лишь интересы отдельных групп и
кланов, приватизировавших государственную
машину. Эпоха правления Ельцина представила
для такого вывода весьма убедительные
аргументы.
На пути к демократии именно
пресса является ее защитником и гарантом,
опорой инакомыслия и оппозиции по отношению
к власти. В отличие от западной журналистики,
где приоритет принадлежит информации,
беспристрастному отражению событий и
фактов, российская журналистика всегда
отличалась стремлением к комментарию,
анализу событий. От этого и различие в
мотивациях журналистской деятельности:
у первых — информирование представляет
конечную цель журналистского труда, у
вторых — оценка факта, авторское мнение
обычно содержит рекомендации, а нередко
и прямой призыв к радикальному решению
той или иной социальной, политической
проблемы.
Анализ эволюции российских
СМИ убеждает в том, что многие ее недуги
проистекают из ее неспособностью выдержать
испытание свободой. И дело здесь не только
в отсутствии необходимого для этого иммунитета,
а еще и в том, что у большинства служителей
журналистики сложились неправильные
представления о свободе и независимости
СМИ. Наблюдения показывают, что подчас
это весьма странная независимость —
независимость преимущественно от читателя,
зрителя, слушателя. Результат — кризис
прессы, связанный с падением ее общественного
авторитета и утратой доверия среди значительной
части читателей, зрителей, слушателей.
По данным Министерства печати Российской
Федерации, всего лишь около 10% печатной
прессы имеет относительную экономическую
самостоятельность. Абсолютное же большинство
газет и журналов находятся на оплате
и довольствии государственной бюрократии,
частных и акционерных владельцев.
Основные проблемы российской
прессы возникли не только и не столько
от дороговизны бумаги, полиграфии, обнищания
россиян, их неспособности приобретать
периодику, а в большей степени от потерь,
которые произошли во взаимоотношениях
с читателем. Произошло это оттого, что
российские СМИ в трудные годы перемен
не выполнили своего общественного назначения
— объективно информировать общество
о том, что происходит в стране. Во время
радикальных экономических реформ, разорительной
приватизации пресса не только не оказалась
на стороне обиженных и обездоленных граждан
России, но не проявила даже сострадания,
направив все усилия и влияние на защиту
власть имущих. Пресса просто бросила
своего читателя, зрителя, запродавшись
новым хозяевам.
Данные социологических исследований
свидетельствуют о том, что степень доверия
россиян к СМИ ныне достигла критического
предела: число тех, кто совсем не доверяет
центральной прессе, среди населения составляет
более 60 %, а тех, кто вполне доверяет —
не более 5 %. К тому же около 70 % читателей,
зрителей настоятельно требуют ввести
общественную цензуру, чтобы защитить
себя и свои семьи от вероломства всесильных
СМИ и, в особенности, — телевидения8.
Независимость СМИ, свобода
слова имеют ценность несомненную, но
не абсолютную, и видеть в их общественном
влиянии только позитивно-созидательные
начала будет ошибочно и неосмотрительно.
Независимость, свобода СМИ только тогда
благотворны, созидательны, когда они
пребывают в системе других ценностей
и, прежде всего, моральных, в результате
внутреннего осознания того, что можно,
а чего нельзя и даже вредно для общего
блага. Если же пресса ничем не ограничена
(ни моралью, ни правом), то она вытаптывает
и истребляет все вокруг и себя в том числе,
напоминая в чем-то террориста-камикадзе.
В общественной жизни все процессы
взаимосвязаны: быстрая смена хозяев СМИ,
утрата доверия к прессе, продажность
публикаций журналистов, заполнение газет
заказными пиар-материалами — все это
неизбежно ведет к отчуждению значительной
части людей не только от СМИ, но и от власти
в целом, и как результат — к невиданному
снижению общественно-политической активности
граждан. Лишь 4 % россиян, по данным исследования
ВЦИОМ, регулярно проявляют гражданскую
активность и принимают участие в деятельности
партий, общественных движений, а подавляющее
большинство — 86 % населения, заявляют,
что никакого участия в общественной жизни
не принимают. Эти данные — отражение
той реальности жизни, в которой ныне живет
и действует отечественная пресса. Они
логически приводят к выводу о том, что
отлучение россиян от СМИ является одной
из главных причин значительного снижения
общественной активности населения, которое
не доверяет власти и, в то же время, не
имеет возможности использовать СМИ, чтобы
влиять на общественное мнение и заявить
о своих требованиях.
Заключение
В течение длительного периода
главным источником информации служила
пресса – газеты и журналы. Первоначально
многие из них возникли в качестве органов
тех или иных политических партий либо
были вовлечены в политический процесс.
В зависимости от того, в чьих
руках находится телевидение, его можно
использовать для
• объективного и оперативного
информирования людей о реальных событиях
в мире
• просвещения и воспитания
• манипулирования в интересах
тех или иных групп людей
Иными словами, СМИ обеспечивают
расширенную форму человеческой коммуникации.
В большинстве развитых стран они представляют
собой частнопредпринимательский институт,
отрасль экономики. Экономическая деятельность
СМИ основывается на сборе, производстве,
хранении и продаже информации. В этом
качестве они подчиняются законам рыночной
экономики.
Апеллируя к таким компонентам
общественного сознания, как чувство любви
к родине, националистические и патриотические
настроения и т.д., СМИ способны мобилизовать
поддержку значительных слоев населения
тех или иных акций правящих кругов или
отдельных заинтересованных групп. Как
правило, в подобных случаях изменения
в массовом сознании носят кратковременный
характер.
Влияние СМИ модифицируется
влиянием семьи, школы, церкви, общины
и других институтов. Нельзя не учитывать
того, что сами эти институты также испытывают
на себе воздействие СМИ.
Список литературы
- Андреев Э. М. Средства массовой
информации и реформирование России
– «Социально-политический
журнал», 1996, №4.
- Борисов К. Пираты против монополий
- «Свободная мысль», 1997, №2.
- Дмитриади Д. Н. Политическая
реклама как средство неконфликтного разрешения противоречий в
обществе – «Социс», 1994, №3.
- Засурский И. Политика, деньги
и пресса в современной России. - «Свободная мысль», 2006, №10.
- Мельникова М. А. Информационная
стабильность как фактор управления конфликтом.
– «Социс», 2006, №3.
- Политическая сила телевидения:
реальность мифа (обзор семинара) – «Полис», 1994, №6, стр. 155-178.
- Феоктистов Г. Г. Информационная
безопасность общества. – «Социально-политический
журнал», 1996, №5.
- А. Рубцов, «Политика на ТВ как
научная проблема» - Полис, «Политическая
сила телевидения: реальность мифа (обзор
семинара)», стр. 158.
1 Дмитриади Д. Н. Политическая реклама
как средство неконфликтного разрешения
противоречий в обществе – «Социс», 1994,
№3. С. 24.
2 Политическая сила телевидения:
реальность мифа (обзор семинара) –
«Полис», 1994, №6. С. 155.
3 А. Рубцов, «Политика на ТВ как
научная проблема» - Полис, «Политическая
сила телевидения: реальность мифа (обзор
семинара)». С. 158.
4 А. Рубцов, «Политика на ТВ как
научная проблема» - Полис, «Политическая
сила телевидения: реальность мифа (обзор
семинара)». С. 159.
5 Феоктистов Г. Г. Информационная
безопасность общества. – «Социально-политический
журнал», 1996, №5. С. 18.
6 Феоктистов Г. Г. Информационная
безопасность общества. – «Социально-политический
журнал», 1996, №5. С. 19.
7 Мельникова М. А. Информационная
стабильность как фактор управления конфликтом.
– «Социс», 2006, №3. С. 38.
8 Засурский И. Политика, деньги
и пресса в современной России. - «Свободная
мысль», 2006, №10. С. 42.