Социальная реклама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

Слово «реклама» у многих ассоциируется исключительно с коммерцией. Однако уже в древнейшие времена существовала политическая реклама. А с недавних пор все большее распространение в нашей стране получает социальная реклама.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Социальная реклама: понятие и сущность…………………………….3
1.1 Понятие социальной рекламы………………………………………...3
1.2 Социальная реклама как технология влияния в обществе………...13
Глава 2. Реклама и общество: российские проблемы и пути решения………16
2.1 Реклама и общество…………………………………………………..16
2.2 Тенденции развития рекламного рынка в России………………….19
2.3 Общество и реклама в России: попытка анализа…………………..21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

                                                Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2

 

Глава 1. Социальная реклама: понятие и сущность…………………………….3

 

    1. Понятие социальной рекламы………………………………………...3
    2. Социальная реклама как технология влияния в обществе………...13

 

Глава 2. Реклама и общество: российские проблемы и пути решения………16

 

           2.1 Реклама и общество…………………………………………………..16

           2.2 Тенденции развития рекламного рынка в России………………….19

           2.3 Общество и реклама в России: попытка анализа…………………..21

 

Заключение……………………………………………………………………….26

 

Список литературы………………………………………………………………27

 

Приложение………………………………………………………………………28

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Введение:

         Слово «реклама» у многих ассоциируется исключительно с коммерцией. Однако уже в древнейшие времена существовала политическая реклама. А с недавних пор все большее распространение в нашей стране получает социальная реклама.

 

        Социальная реклама - это вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к жизненно важным проблемам общества и его нравственным ценностям. Предназначение социальной рекламы - гуманизация общества и формирование нравственных ценностей. Миссия социальной рекламы - изменение поведенческой модели общества.

 

        Социальная реклама несет в себе информацию, представленную в сжатой, художественно выраженной форме. Она способна доводить до сознания и внимания людей наиболее важные факты и сведения о существующих в обществе проблемах. Она обращена ко всем и к каждому. Возможности такой рекламы широки, а результаты рекламной деятельности могут быть благотворными. Поэтому социальную рекламу вполне можно использовать как инструмент вовлечения общества в социальные процессы. В связи с этим интерес к социальной рекламе достаточно велик.

 

В настоящее время  много внимания уделяется вопросам места и роли социальной рекламы  в жизни общества. Необходимость  решения социальных проблем повышает значимость данного вида рекламы  и ставит задачи ее дальнейшего развития. Однако необходимо отметить, что при всей имеющейся совокупности исследовательских и публицистических материалов о социальной рекламе, сам феномен в полной мере не изучен.

 

         Цель данной работы: Выяснить, что собой представляет социальная реклама, определить как она  влияет на общество в России и мире.

 

         Задачами данной работы являются:

  1. Рассмотреть «кухню» людей занимающихся социальной рекламой.
  2. Определить проблемы и  пути решения на российском рынке рекламы.
  3. Сравнить уровень русской и западной социальной рекламы.

 

         Актуальность  данной работы заключается в том, что в настоящий момент социальная реклама является мотиватором людей и несет пользу для общества в целом.

         Объектом  данной работы является  социальная реклама и ее аспекты, предметом – влияние  социальной рекламы на общество.

 

 

 

Глава 1. Социальная реклама: понятие и сущность.

 

1.1 Понятие социальной рекламы.

 

        Отечественный термин "социальная реклама" является дословным переводом с английского "public advertising". Его определение содержит ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "О рекламе" от 13 марта 2006 г. № 38ФЗ: «Социальная реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства». В такой трактовке этот термин используется только в России. По своему содержанию, за исключением некоторых — политических — аспектов коммуникации российский термин «социальная реклама» соответствует распространенным в мировой рекламной практике понятиям "некоммерческая" и "общественная реклама".           «Некоммерческая реклама» — реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение к делам общества".

        «Общественная (социальная) реклама» передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также предоставляется на некоммерческой основе. Статья 10 упомянутого федерального закона описывает основные требования к социальной рекламе: «Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления». [ Статья 10 Федерального закона «О рекламе»,2001]

         Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле и радиопрограммах, общей площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации. В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации; о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах.

 В США для обозначения  такого вида рекламы используются термины «public service advertising» и «public service announcement» (PSA).

        Предметом PSA является идея, которая должна обладать определенной социальной ценностью. Цель такого типа рекламы — «изменить отношение публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе — создать новые социальные ценности». [ Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR, 2001, стр.624]

 Вполне очевидно, что  все описанные выше термины можно объединить в одно понятие — «социальная реклама», поскольку каждый из них предполагает осуществление одной и той же универсальной цели коммуникации — изменение поведенческой модели общества.

        Проанализируем социальную рекламу по типам организаций и институтов, которые ее размещают. Первый тип — некоммерческие организации: благотворительные фонды, лечебные учреждения, храмы. Характер деятельности таких организаций предопределяет направленность рекламы, размещаемой ими. Основные направления такой рекламы — сбор денежных средств на целевые нужды: строительство храма, адресная помощь нуждающимся, больным, пропаганда здорового образа жизни. Следует отметить, что к наиболее сомнительным целям с точки зрения общественного блага следует отнести пропаганду так называемого "здорового секса", которая, по сути, в большинстве случаев рекламирует антиобщественный стандарт "свободных отношений", стандарт "гражданского брака", предполагающие в качестве основного элемента "безопасности в сексе" ограничение рождаемости. В последние годы во всем мире, в том числе и в России, наибольшую рекламную активность проявляют международные природоохранные организации. Второй тип — всевозможные профессиональные, торговые, гражданские ассоциации. Часто целью их рекламы является создание позитивного общественного мнения, общественного спокойствия. В качестве наиболее заметного опыта в этой сфере можно вспомнить акцию, организованную рекламным советом России "Позвони родителям!". Третий тип — государственные структуры. У многих россиян на виду и на слуху реклама ГИБДД, Министерства по налогам и сборам, реклама антикоррупционного комитета и структур, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

 

       Социальная реклама выстраивается по тем же законам, использует те же средства, что и коммерческая. Их различают лишь цели. Социальная реклама всегда привлекает внимание к общественному явлению, а не к товару. Вторым отличием является направленность. Социальная реклама, как правило, ориентирована не на узкую целевую группу потребителей, а на все общество или его значительную часть. В России одним из самых активных пропагандистов социальной рекламы стал И. Буренков, который считает, что во всем мире социальная реклама — важная составляющая мировоззрения и нравственного здоровья общества. Он пишет: "Некоммерческая социальная реклама формирует позитивное отношение к рекламе в целом и укрепляет репутацию рекламных фирм и агентств, а также средств массовой информации. Более того, социальная реклама ведет к позитивному изменению отношений между государством, коммерческими организациями и населением". [ Паршенцева Н.Н Социальная реклама, 2009, стр.10]

 

        В заключение краткого разговора о социальной рекламе следует отметить следующее. Отечественный и международный рекламный опыт свидетельствует о том, что при некотором стечении социальных, политических и экономических условий, характерных для конкретного исторического периода, переживаемого той или иной страной, социальную рекламу очень трудно отделить от коммерческой или политической. Это случается именно в те периоды, когда ее цели и задачи совпадают с целями и задачами других видов рекламы. Так, мобилизация населения в период Великой Отечественной войны, освоение целинных земель в 50е годы прошлого века, сбор средств на восстановление народного хозяйства СССР после Победы 1945 г. и еще памятный многим призыв 60-90х годов XX в. "Все на выборы!" — лишь некоторые примеры такой рекламы. На заре своей новой истории, отечественная социальная реклама сразу же стала обслуживать "политику". Это было закономерным явлением, так как жизнь нашего общества именно в середине 90х годов была насыщена политическими страстями вокруг огромного числа выборов различного уровня и характеризовалась наиболее тяжелыми для жизни каждого гражданина последствиями глубоких кризисных явлений в экономике. Наиболее яркий пример — предвыборная рекламная кампания первого президента России Б. Н. Ельцина в 1996 г., проходившая под слоганом "Верю, люблю, надеюсь!". В этой кампании социальный фактор был определяющим, вместе с тем она решала сугубо политические задачи.

 

Социальная реклама  – это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение государством или органами исполнительной власти определенных социальных целей. Основным источником появления социальной рекламы является современная общественная жизнь, которая изобилует конфликтными ситуациями и противостоянием на уровне социальных групп и поэтому остро нуждается в созидательных стимулах и процессах.

 

Если мы обратимся к статье 18 Федерального закона "О рекламе", то убедимся, что социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. «Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных цепей. В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций». [ Статья 18 Федерального закона «О рекламе»,2001]

 

В отличии от коммерческой рекламы, информация, содержащаяся в  социальной, не является новой. Наоборот, чем более адресат социальной рекламы осведомлен о теме социального сообщения, тем острее он реагирует на него, тем результативней кампания. Социальная реклама возникает внутри общества и является отображением тех процессов, которые происходят внутри него.

 

        В социальной рекламе можно выделить следующие темы:

 

1. Борьба с пороками  и угрозами, предупреждение катастроф  или нежелательных последствий,  декларация благих целей. Используются  наиболее актуальные опасения, напр., экономические (низкий уровень  жизни и угроза его дальнейшего снижения; остановка промышленного производства и сельского хозяйства); геополитические (потеря могущества и влияния); государственные (неспособность власти эффективно править страной); духовные (отсутствие национальной объединительной идеи, общепризнанных ценностей).

 

2. Декларация ценностей.  В целом можно сказать, что  приоритетными ценностями каждого  человека являются: здоровье, работа (карьера), семья (дети), заработок  (доход), личное счастье, безопасность (комфорт) и т.д.

 

3. Призывы к созиданию. Основываются на стремлениях достижения социальных и индивидуальных идеалов.

 

4. Социальная психотерапия. Используется в случае, когда  массовыми являются определенные  негативные эмоциональные состояния  и чувства, такие как: состояние  повышенной тревожности, страх; неуверенность в себе, в будущем; обеспокоенность за свою судьбу и судьбу близких; угнетенность, отчаяние, депрессивные состояния, переживание низкого группового и социального (общегосударственного) статуса и т.д.

 

Социальной рекламе  присущи такие критерии психологической эффективности, как запоминаемость, привлекательность, информативность, побудительность, но с определенными ограничениями.

 

Социальная реклама  использует тот же набор средств, что и коммерческая: телевизионные  ролики, печатная, уличная, транспортная реклама и т.д. Основное отличие социальной рекламы от коммерческой заключается в цели. В то время как коммерческие рекламодатели стимулируют благожелательное отношение к тому или иному товару или рост его продаж, цель социальной рекламы заключается в привлечении внимания к общественному явлению. Целью ролика социальной рекламы является привлечение внимания к этой проблеме, а в долгосрочной перспективе – изменение поведенческой модели общества. Кроме этого, целевые аудитории двух сравниваемых типов рекламы значительно различаются: у коммерческой рекламы – это достаточно узкая маркетинговая группа, у социальной – все общество, или значительная его часть.

 

        В России социальную рекламу производят, как правило, те же люди, что и коммерческую. Причем производство социальной рекламы - это показатель профессионализма и креативности, поскольку социальная реклама должна вызывать сильные эмоции, будь то шок, страх, радость или негодование, причем по силе своего воздействия она должна быть гораздо мощнее, нежели реклама коммерческого продукта. Соответственно встает вопрос о психологических аспектах социальной рекламы.

Информация о работе Социальная реклама