Рынок слияний и поглощений в сфере телекоммуникаций и медиа в 2011 году

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 01:36, реферат

Описание работы

Российские компании сектора телекоммуникаций и медиа следуют мировым тенденциям, связанным с глобализацией технологий, продуктов и процессов. Как показали результаты недавно проведенного КПМГ исследования «Потребители и современные технологии» (Consumers and Convergence), потребители все активнее используют разнообразные технологии для решения многочисленных задач: от покупки товаров через Интернет до общения с друзьями в социальных сетях. Хотя российские потребители, возможно, отстают от потребителей из многих других стран, успешные компании, работающие на российском рынке, адаптируют свои бизнес-модели, чтобы удовлетворить меняющиеся потребности покупателей и извлечь выгоду из растущего использования планшетных компьютеров, социальных сетей и электронной торговли.

Файлы: 1 файл

Рынок слияний и поглощений в сфере телекоммуникации и медиа.docx

— 366.39 Кб (Скачать файл)

Рынок слияний  и поглощений в сфере телекоммуникаций и медиа в 2011 году.

Российские компании сектора  телекоммуникаций и медиа следуют  мировым тенденциям, связанным с  глобализацией технологий, продуктов  и процессов. Как показали результаты недавно проведенного КПМГ исследования «Потребители и современные технологии» (Consumers and Convergence), потребители все  активнее используют разнообразные  технологии для решения многочисленных задач: от покупки товаров через  Интернет до общения с друзьями в  социальных сетях. Хотя российские потребители, возможно, отстают от потребителей из многих других стран, успешные компании, работающие на российском рынке, адаптируют свои бизнес-модели, чтобы удовлетворить  меняющиеся потребности покупателей  и извлечь выгоду из растущего  использования планшетных компьютеров, социальных сетей и электронной  торговли.

По сравнению с развитыми  странами процент населения, пользующегося  Интернетом, в России относительно небольшой – 49%. Однако этот показатель быстро растет (в 2003–2011 гг. совокупные среднегодовые темпы роста составили 23%), преимущественно за счет того, что  увеличивается количество интернет-пользователей  за пределами крупных российских городов. При этом ожидается быстрое  развитие интернет-услуг, предоставляемых  как по сетям широкополосного  доступа, так и по сетям мобильной  связи. Операторы, следуя потребительским  предпочтениям, находятся в постоянном поиске и усовершенствовании дополнительных услуг, включая контент и платежные  системы. Наблюдается некоторая  интеграция финансовых услуг, интернет-услуг  и платежных систем, хотя банки  в России, как и в других странах, довольно медленно внедряли системы  электронных платежей и в результате потеряли свою долю на этом растущем рынке.

Стимулом для слияний  и поглощений в российском секторе  телекоммуникаций и медиа остаются меняющиеся предпочтения потребителей и поиск компаниями возможностей для получения дополнительной стоимости. В 2010 году в этом секторе был достигнут  пиковый уровень активности с  точки зрения слияний и поглощений: сумма объявленных сделок составила 33,5 млрд долл. США, чему способствовала активная консолидация рынка телекоммуникационных услуг четырьмя крупнейшими операторами. 88% от общей суммы сделок в 2010 году пришлось на покупку Weather Investments компанией  «ВымпелКом» (20,7 млрд долл. США) и присоединения межрегиональных компаний связи (МРК) «Ростелекомом» (8,7 млрд долл. США). В отличие от 2010 года, когда было объявлено о 52 сделках, в 2011 году было объявлено 46 сделок на общую сумму 9,6 млрд долл. США, что демонстрирует рост величины средней сделки в 2011 году.

За исключением сделки по приобретению Weather Investments компанией  «ВымпелКом» наблюдающаяся в  этом секторе активность в основном соответствует модели 2010 года: во-первых, небольшие региональные телекоммуникационные компании, как правило, сначала усиливают  за счет консолидации свои позиции, а  затем сами становятся объектами  поглощения, осуществляемого крупнейшими  операторами. Во-вторых, развитие российского  сектора электронной торговли дает компаниям возможность для создания и консолидации более специализированных нишевых позиций на рынках или  платформах, что приводит к увеличению количества сделок в сегменте интернет-услуг. Далее нужно отметить, что за последние  два года международные медиагруппы  продали российским игрокам ряд  стратегических активов. Так, после  недавнего внесения изменений в  законодательство компании News Corporation и Lagardere продали принадлежавшие им медийные активы.

В 2011 году сумма сделок по приобретению российскими компаниями иностранных активов, составившая 4,6 млрд долл. США, почти на 10% превысила  сумму внутренних сделок. Основным покупателем иностранных активов  стала компания Digital Sky Technologies (DST), объявившая об инвестициях в шесть компаний. На сделки DST пришлось 97% от общей суммы  приобретений российскими компаниями иностранных активов в этом секторе.

Социальные  сети и электронная торговля


 

 

 

 

 

 

 

 

Международный инвестиционный фонд Digital Sky Technologies (DST), специализирующийся на инвестициях в интернет-проекты (основан Юрием Мильнером, контрольный  пакет акций принадлежит Алишеру  Усманову), в течение 2011 года приобрел миноритарные доли в шести известных  компаниях, работающих в сфере социальных медиа и электронной торговли. Во всех сделках, кроме одной, DST выступал в роли соинвестора. Сумма этих сделок составила 4,45 млрд долл. США, или 46% от общей  суммы сделок в российском секторе  телекоммуникаций и медиа за 2011 год. В январе 2011 года DST завершила два  приобретения: покупку 1% акций Facebook за 500 млн долл. США совместно с Goldman Sachs и покупку необъявленной доли в Groupon Inc. за 950 млн долл. США в составе  группы, состоящей из восьми инвесторов. Затем в апреле последовало приобретение нераскрытой доли в китайской  компании розничной электронной  торговли 360buy.com за 500 млн долл. США. В  июне DST в составе группы из пяти инвесторов приобрела нераскрытую  долю в компании Spotify Limited за 100 млн  долл. США.

В августе DST и JP Morgan приобрели 10% акций компании Twitter Inc., владеющей  одноименной социальной сетью, за 800 млн долл. США, а в ноябре была совершена крупнейшая сделка года в  российском секторе телекоммуникаций и медиа – приобретение 5% акций  китайской компании оптовой электронной  торговли Alibaba Group за 1,6 млрд долл. США.

На российском рынке электронной  торговли наблюдается быстрый рост, который по своим темпам занимает четвертое место в мире. В 2011 году этот рынок вырос на 35%, а в дальнейшем ожидается рост на 22% в год. Быстрое  развитие сектора обусловлено увеличением  количества пользователей услуг  широкополосного доступа в Интернет и пользователей смартфонов и  планшетов, а также растущей популярностью  покупок в Интернете.

Наиболее крупные российские игроки электронной торговли, в большинстве  случаев имитирующие успешные международные  компании, например, Ozon (аналог Amazon), KupiVip (аналог Vente-privee), Darberry (аналог Groupon), за последние  годы показали значительный рост и  в 2011 году привлекли инвестиции. В  апреле 2011 года компания KupiVip привлекла 55 млн долл. США на развитие шопинг-клуба  в обмен на нераскрытую долю в  своем капитале. Затем в сентябре Ozon.ru получила почти в два раза большую сумму (100 млн долл. США) от инвестиционного консорциума, возглавляемого одним из существующих инвесторов онлайн-гипермаркета – компанией ru-Net Ltd. В состав консорциума  также вошли японская компания электронной торговли Rakuten, швейцарский инвестиционный фонд Alpha Associates и инвестиционная фирма Index Ventures, а также фонд Baring Vostok Private Equity Fund – контролирующий акционер и инвестор Ozon.ru с 2000 года. Ozon планирует использовать полученные средства на открытие логистических центров и закупку оборудования, а также на расширение товарного ассортимента.

 

Телекоммуникационная отрасль


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий уровень распространения  мобильной связи и широкополосного  Интернета среди жителей Центрального региона привел к тому, что крупные  российские операторы связи («МегаФон», «ВымпелКом», «Ростелеком» и МТС), продолжая искать возможности для расширения за счет приобретения операторов в центральном регионе, также активны и в более удаленных регионах. Одна из крупнейших подобных сделок в 2011 году была закрыта компанией «МегаФон», которая приобрела NetByNet Holding (NBN) за 270 млн долл. США. NBN не только улучшает позиции «МегаФона» в Москве, где ожидается дальнейшее усиление конкуренции среди основных участников рынка, но и будет использоваться как платформа для регионального расширения. В конце 2011 года «МегаФон» завершил сделку по приобретению компании «Югра Телеком» за 78 млн долл. США. «ВымпелКом» также продвинулся в реализации своих планов по увеличению присутствия на рынке Дальнего Востока России за счет приобретения ОАО «Новая Телефонная Компания» за 433 млн долл. США.

В 2011 году значимость выручки  от услуг голосовой связи продолжила снижаться, в то время как доля выручки от услуг передачи данных увеличилась и, согласно прогнозам, продолжит расти в результате ожидающегося развертывания сетей LTE (4G). Основные участники этого рынка  ищут возможности для разработки новых видов неголосовых услуг, включая платное телевидение, информационно- справочное обслуживание, «облачные» технологии и хранение данных. В 2011 году «Ростелеком» приобрел 71,8% акций  оператора кабельного телевидения  и поставщика услуг широкополосного  доступа в Интернет «Национальные  теле- коммуникации» за 947 млн долл. США. Это приобретение позволило  «Ростелекому» укрепить свои позиции  на российском рынке платного телевидения  и увеличить присутствие в  крупнейших российских городах.

Медиа

Реклама — основной источник выручки медиакомпаний. В 2011 году ситуация на российском рекламном рынке значительно  улучшилась, при этом, согласно прогнозам, в ближайшие четыре года совокупные среднегодовые темпы роста этого  рынка будут составлять 15%.

Бóльшая часть доходов  от рекламы в России (86%) продолжает поступать из традиционных медиаканалов (телевидение, наружная реклама, радиовещание, пресса), на интернет-рекламу приходится 13% выручки. Однако доля традиционных каналов  распространения рекламы, согласно прогнозам, уменьшится, причем темпы  роста доходов от рекламы на радио  и в прессе в ближайшие четыре года будут весьма незначительными  — ниже среднерыночного уровня. В свою очередь доля интернет-рекламы  будет быстро увеличиваться и к 2015 году прогнозируется на уровне 17–20% – этому будет способствовать ожидающийся рост доли населения, имеющего высокоскоростной доступ в Интернет.

На слияния и поглощения в медиасекторе повлияли текущая  рыночная конъюнктура и ужесточение  нормативно-правового регулирования, вынудившие международных инвесторов продавать свои доли в российских медиаактивах. В июле 2011 года News Corporation продала за 270 млн долл. США компании NewsOutdoor Russia и NewsOutdoor Romania, занимающиеся наружной рекламой, консорциуму, в который  вошли «Альфа-Капитал» через свою инвестиционную компанию Marathon Outdoor Cooperatief U.A., а также «ВТБ Капитал» и основатель «СТС Медиа».

В 2011 году продолжилась консолидация медиаактивов. Крупнейшей сделкой стало  приобретение в июне 25,2% акций «СТС Медиа» у «Альфа-Групп» за 1,1 млрд долл. США консорциумом компаний, связанных  с «Национальной Медиа Группой» и банком «Россия».

Сегодня в России недостаточно много крупных профессиональных разработчиков контента, в результате чего отрасль испытывает сложности, связанные с нехваткой качественного  контента. Чтобы получить доступ к  контенту, медиа-компании стремятся  приобрести его производителей. С  другой стороны, глобальные разработчики контента стремятся занять долю российского  медиарынка, так в октябре Walt Disney Company приобрела 49% «7ТВ» у компании «ЮТВ Холдинг» за 300 млн долл. США. Эта  сделка позволит Walt Disney Company начать бесплатное вещание в России и повысить узнаваемость бренда Disney на рынке.

Перспективы

Ожидается, что в 2012 году будут совершаться сделки по дальнейшей консолидации региональных телекоммуникационных активов компаниями «Ростелеком», МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон». Хотя мы предполагаем, что несколько региональных операторов продолжат расширять  свои сети и привлекать новых абонентов, мы считаем, что дальнейшие возможности  для инвестиций в региональных операторов становятся ограниченными. Крупнейшие операторы сосредоточатся на удержании  абонентов и повышении качества абонентской базы, поскольку темпы  роста либо замедляются, либо остаются неизменными.

Дальнейшее приобретение активов, связанных с предоставлением  широкополосного доступа в Интернет, и поставщиков интернет-услуг  по-прежнему представляет интерес в связи с заменой традиционных медиа Интернетом.

Вероятно, в связи с  необходимостью обеспечить поставки качественного  контента мы станем свидетелями новых  приобретений его производителей. По мере развития медиаканалов основные российские и международные медиагруппы  будут искать возможности для  развития за счет приобретения местных  поставщиков контента.

По прогнозам, в 2012 году на российском рынке электронной торговли инвесторов будут привлекать как  существующие, так и новые проекты. Учитывая недавние успехи российских интернет-компаний по привлечению капитала, а также успешный листинг «Яндекса»  и, предположительно, Facebook, прогнозируется дальнейшее развитие и специализацию  российского интернет-пространства, включая расширение и развитие русскоязычных  социальных сетей, а также развитие услуг по исполнению электронных  заказов и вспомогательной инфраструктуры. Более того, ожидается, что основные инвесторы в социальные сети, такие  как DST Global, вместе со своими партнерами продолжат активно инвестировать  в дальнейшее развитие социальных сетей  как на развитых, так и на развивающихся  рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рынок слияний  и поглощений в сфере телекоммуникаций и медиа в 2012 году.

Общая сумма сделок: 16,1 млрд долл. США (+79%)

Количество сделок: 51 (+16%)

Доля рынка по сумме сделок: 19% (2011: 13%)

Хотя совокупная стоимость  сделок M&A в российском секторе  телекоммуникаций и медиа возросла на 79%, три четверти этой суммы приходится на сделки, проведенные Altimo и ООО  «АФ Телеком Холдинг» с целью  реструктуризации портфелей телекоммуникационных активов. Свыше 70% сделок, проведенных  в течение  года, составили сделки стоимостью менее 100 млн долл. США.

Сделки  по слиянию и поглощению в секторе  телекоммуникаций и медиа, 2009–2012 гг.

Телекоммуникации

Реструктуризация портфеля активов игроками телекоммуникационного  сегмента имела своим результатом четыре сделки на общую сумму 12,1 млрд долл. США, что составило 75% стоимости сделок M&A в данном секторе за весь год. В апреле Алишер Усманов через подконтрольное ему ООО «АФ Телеком Холдинг» приобрел контрольный пакет акций ОАО «МегаФон», заплатив в ходе сделки 5,2 млрд долл. США. Цель транзакции – изменение структуры собственников и упрощение структуры капитала компании. Результатами сделки стали продажа компанией Altimo принадлежавшей ей доли участия в ОАО «МегаФон» и сокращение доли участия в ОАО «МегаФон» компании TeliaSonera. В результате сделки, стоимость которой составила 1,5 млрд долл. США, ООО «АФ Телеком Холдинг» объединило телекоммуникационные активы ОАО «МегаФон»9 с телекоммуникационными активами LTE – оператора ООО «Скартел» и образовало новую холдинговую компанию, USM Holding, контрольный пакет акций которой принадлежит А. Усманову и его партнерам. Реструктуризация собственности в ОАО «МегаФон» была завершена в конце ноября, когда 15,1% акций компании было размещено на Лондонской и Московской фондовых биржах, что дало возможность привлечь 1,8 млрд долл. США и уменьшить долю участия TeliaSonera до 25%.

Информация о работе Рынок слияний и поглощений в сфере телекоммуникаций и медиа в 2011 году