Роль электронных СМИ в условиях информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

С.Г. Корконосенко, при  рассмотрении данного вопроса, отмечает двойственное положение интернета  и рассматривает его и прочие сети как среду, пространство, открытое для использования всеми желающими, включая журналистские редакции, но не как отдельное СМИ с собственной природой7.

В начальный период становления СМИ в сети чаще употреблялся термин «Интернет-СМИ», «Интернет-журналистика», то в последнее время авторы все больше прибегают к употреблению термина «сетевая журналистика». Однако, в одном тексте может встречаться сразу несколько обозначений этого понятия.

Быстрое развитие технологии электронных СМИ (телевидение, радио, Интернет, сотовая телефония) позволило создать механизмы оперативного (моментального) создания информационных полей, позволяющих выйти на новый качественный уровень общественно-политических, коммерческих манипуляций в обществе в интересах политических, финансовых и других структур, входящих в данную общественно-государственную формацию. Электронные СМИ по силе влияния, степени воздействия становятся главным инструментом после силовых структур в борьбе за власть, а значит, и за распределение материальных ресурсов в обществе8.

У средств массовой информации, конечно, много целей и функций. При демократическом режиме они  в целом сводятся к главной: контролю за деятельностью властей и происходящим в обществе.

Именно это дает СМИ  звание четвертой власти, следящей за остальными тремя. В конечном итоге такая надзорная функция позволяет СМИ обеспечивать справедливый избирательный процесс на всех уровнях власти.

Можно ожидать от, например, радиостанций массового информирования о происходящем и, благодаря этому, влияния на политический ландшафт. А значит, и на принятие экономических, социальных, прочих решений.

Классификацию электронных  информационных средств можно определить произвольно. Как мы уже установили выше – к электронным СМИ относят  телевидение, радио и интернет.

Радиокомпании (каналы) бывают:

  • государственные и частные;
  • региональные и надрегиональные («центральные»);
  • длинно-, средне- и коротковолновые – FM;
  • информационные и развлекательные.

Телевизионные компании (каналы):

  • государственные и частные;
  • региональные и надрегиональные («центральные»);
  • эфирные – спутниковые – кабельные;
  • социально-политические – специализированные – развлекательные.

Интернет:

  • Онлайн-СМИ (сетевые СМИ):
    • интернет-газеты;
    • интернет-журналы;
    • новостные порталы (ленты);
    • интернет-дайджесты;
    • электронные версии печатных СМИ;
    • электронные версии либо представительские сайты радио- и ТВ-каналов;
  • Информационные и информационно-образовательные порталы;
  • Представительские сайты учреждений, предприятий, общественных и национальных организаций.

 

1.2 Характеристика  электронных СМИ

 

Радиовещание – технология передачи звуковой информации в радиоэфире, также в проводных сетях (проводное радиовещание) или в сетях с пакетной коммутацией (в компьютерных сетях – интернет-радио). Передача по радио неограниченному числу слушателей речи, музыки и др. звуковых эффектов. Одно из основных средств оперативной информации, массовой агитации и пропаганды, просвещения населения. В странах развитого радиовещания радиопередачи слушает 90% населения (1,5-2 ч. в сутки). Как форма организации досуга радиовещание уступает только телевидению.

Вседоступность радио, возможность охвата передачами самой  массовой аудитории способствовали развитию представлений о радиовещании как о новом общественном институте. Сторонники просветительских взглядов на социальную роль журналистики не без оснований полагали, что предназначение радио может быть гораздо шире узких коммерческих рамок, ориентирующих вещателей преимущественно на развлечение аудитории и распространение рекламы. Многие энтузиасты радио в разных странах мира видели будущее радиовещания как альтернативы коммерческой прессе, средства образования и распространения знаний, борьбы против невежества, удовлетворения многообразных общественных информационных потребностей9.

Современное международное  радио представлено различными типами вещательных организаций, дифференцированных по статусу, признакам организации и финансирования, по предназначению и по характеру программной политики.

К государственным службам иновещания с официальным статусом относятся радиостанции «Голос Америки», передачи которой осуществляются под эгидой государственного информационного ведомства USIA и отражают точку зрения правительства США, французское иновещание «Радио Франс Интернасьональ» (RFI) и другие иновещательные службы.

Сайты международных станций все чаще используются для Интернет-вещания, благодаря этому радиопередачи можно прослушивать без приемника, через Сеть. Интернет-передачи на всех языках вещания предлагают сайты Би-Би-Си, «Свободной Европы/Свободы», других иновещательных служб. Сайт радиостанции, который предлагает разнообразную текстовую информацию, иллюстрации, аудиотрансляции и архивные аудиоматериалы, ссылки на сетевые версии других СМИ, использует интерактивные формы связи с аудиторией (голосование, опросы, форумы, чаты), фактически превращается в качественно новый самостоятельный информационный ресурс.

Телевидение – область науки, техники и культуры, связанная с передачей зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами; собственно способ такой передачи. Наряду с радиовещанием телевидение – одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, научно-познавательной, учебной) и одно из основных средств связи, используемое в научных, организационных, технических и др. прикладных целях (например, в системах диспетчеризации и контроля в промышленности и на транспорте, в космических и ядерных исследованиях, в военном деле и т.д.).

Основные принципы телевидения  и их техническая реализация. Конечным (приёмным) звеном телевизионной передачи служит человеческий глаз, поэтому телевизионные системы строятся с учётом особенностей зрения. Реальный мир воспринимается человеком визуально в цветах, предметы – рельефными, расположенными в объёме некоторого пространства, а события – в динамике, движении: следовательно, идеальная телевизионная система должна обеспечивать возможность воспроизводить эти свойства материального мира. В современном телевидении задачи передачи движения и цвета успешно решены (и технически, и практически).

Из всех электронных  СМИ наиболее массовое и сильное  социальное влияние оказывает телевидение. В наше время оно превратилось в основной источник новостей и информации. Его стремительное распространение  и неслыханная проникающая способность поистине феноменальны. Телевидение оказывает колоссальное влияние на умонастроения и поведение людей. Исследования о влиянии телевидения на жизнь человека немецких социологов провела в нескольких странах Европы, а также США и Канаде показывают, что среднестатистический европеец проводит перед телевизором 1-2,5 часа в день, средний американец – 3-4 часа, средний россиянин – не менее двух10.

Критики коммерчески  ориентированного ТВ отмечают также  такие его черты, как недостаточное  внимание к общественно значимым проблемам государственной политики и местного самоуправления, недостаточный учет потребностей, интересов, специфических особенностей определенных категорий телезрителей – например, детей11.

Развитие спутникового телевидения в современном мире наглядно выявило возрастание глобальности коммуникационных процессов, расширение состава и увеличение количества субъектов международной информационной деятельности в конце XX – начале XXI вв.

Интернет-журналистика – новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета. Специфика Интернета позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технической инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий получил возможность создавать средства массовой информации.

Интернет-издания могут  иметь официальный статус СМИ, могут  не иметь его. Работающий на интернет-издание  журналист (интернет-журналист), как  правило, не сталкивается со многими  атрибутами традиционной журналистики – специализированной аппаратурой для телесъёмки и звукозаписи, полиграфией. Важным является правовой аспект деятельности журналиста в Интернете. Фактически, журналист несёт ответственность за опубликованную информацию, но на практике это не всегда так.

Интернет, задуманный как  новая технология передачи информации, быстро трансформировался в принципиально  новое явление (как это произошло  в свое время с «беспроволочным  телеграфом» – радио). Начавшееся в 1990-е годы взрывообразное развитие «мировой паутины» – глобальной сети компьютеров, связанных между собой посредством новейших коммуникационных технологий – привело к тому, что уже к середине 1990-х миллионы людей получили доступ к невообразимо обширным сетевым информационным ресурсам. С середины 1990-х годов в глобальной компьютерной сети утверждается и русскоязычное Интернет-сообщество. К началу 2000г. доступ к Сети имели около 200 млн. чел. по всему миру, а в последующие шесть лет к ним присоединятся еще 800 млн. чел12.

Интернет представляет собой мощное средство коммуникации, впитавшее в себя сильные стороны сразу нескольких коммуникационных каналов – как традиционных СМИ, так и директ-маркетинга.

 

 

 

1.3 Информационное общество

 

Информация – это  сведения об окружающем мире, которые  повышают уровень осведомленности человека.

Современный период развития цивилизованного общества характеризует  процесс информатизации. Из самого термина уже понятно, что основная деятельность связана с информацией  и действий над ней: сбором, обработкой, обменом, передачей. При этом используется различная вычислительная техника. Дадим несколько определений.

Информационное общество – общество, в котором большинство  работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом  информацией.

Информатизация – процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в  том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Особую актуальность тема «информационного общества» обрела в 1990-е годы с развитием «новой экономики», «экономики знания», «цифровой  экономики» и т.п. Понятие «информационное  общество» приобрело новый статус после принятия «Большой Восьмеркой Окинавской Хартии» термина глобального информационного общества. Данный термин был использован для обозначения цели, которая может быть достигнута в ходе глобального освоения информационно-коммуникационных технологий. Результатом этого глобального освоения станет обеспечение устойчивого экономического роста, повышение общественного благосостояния, укрепление социального согласия, реализация потенциала большинства стран мира в области развития демократии и, в конечном счете, обеспечение международной стабильности и ответственного управления в мировом сообществе.

В середине XX века видный канадский философ и культуролог, социолог и литературовед Маршалл  Маклюэн выдвинул идею о «глобальной деревне». Опираясь на утверждение своего предшественника, теоретика в области экономической теории Г. Инесса, что развитие средств массовой коммуникации и коммуникационная технология помогают преодолевать прежние ограничители знания и информации – пространство и время, он полагал неизбежным превращение электронных СМИ в некое подобие «нервной информационной системы» общества.

Характеризуя преобразование человека из «собирателя пищи» в «собирателя информации», М. Маклюэн в 1964 году уверенно заявлял: «Мы живем сегодня в эпоху информации и коммуникации, потому что электронные медиа мгновенно и постоянно создают общую сферу взаимопереплетающихся событий, в которых участвуют все люди»13. Последующие десятилетия с их изменениями медиа-ландшафта и внедрением новых технологий СМИ окончательно убедили исследователей в наступлении новой эры.

Одним из первых исследователей, обосновавших концепцию информационного  общества, стал профессор университета Аомори, создатель и президент  Института информационного общества Йоней Масуда. В своей работе «Информационное общество как постиндустриальное общество», вышедшей в 1981 году, он полагал, что «инновации в информационной технологии – это скрытая сила социальной трансформации, которая выражается в радикальном увеличении количества и качества информации, а также в возрастании объемов обмена информацией»14. При этом, по-мнению японского исследователя, компьютер доводит процесс объективизации до окончательного отчуждения информации от человека, и на этой стадии для производства информации люди становятся уже больше не нужны. В этом он выступает как последователь идеи социолога из Гарварда Даниеля Белла, в начале 1960-х годов переосмыслившего роль информационных и коммуникационных технологий в процессе развития общества.

Информация о работе Роль электронных СМИ в условиях информационного общества