Повышения психологической эффективности рекламного образа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – рекламный образ.
Предмет исследования – сущность и цели рекламного образа.
Цель данной работы – исследовать механизм формирования рекламного образа.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность рекламы и рекламного образа;
- исследовать механизм формирования рекламного образа;
- сделать рекомендации по повышению психологической эффективности рекламного образа.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
1. Сущность рекламы и рекламного образа......................................................4
1.1. Определение и назначение рекламы...............................................4
1.2. Понятие и задачи рекламного образа.............................................5
1.3. Структура рекламного образа.........................................................6
2. Механизм формирования рекламного образа..............................................8
2.1. Средства привлечения внимания потребителя через рекламный образ...................................................................................................................8
2.2. Психические процессы в формировании рекламных образов........10
3. Рекомендации по повышению психологической эффективности рекламного образа...........................................................................................17
Заключение......................................................................................................19
Список использованной литературы...............................................................21

Файлы: 1 файл

Реклама в коммуникационном процессе. Рекламный образ.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Анализ ощущений, возникающих при восприятии рекламы или при потреблении рекламируемого продукта, позволяет выявить позитивное отношение покупателя к товару что достигается с помощью измерения ощущений, которые испытывает человек, потребляя рекламируемый товар, при этом используются специальные субъективные шкалы, позволяющие определить, какой товар наиболее привлекателен для потребителя. Если возникающие при этом ощущения существенным образом отличаются от типичных и распространенных, то производителю рекламы удастся выделить этот товар и, следовательно, оказать влияние на покупательское поведение потребителя.

Еще одним важным элементом когнитивной деятельности человека является восприятие. В отличие от ощущений, восприятие представляет собой целостное отражение в коре головного мозга предметов и явлений, которое сопровождается или опосредуется понятийным аппаратом, т. е. обозначается словом, названием того, что человек воспринимает. Вообще по своим видам восприятие аналогично ощущениям: зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, осязательное и т. д. Восприятие осуществляется чаще всего осмысленно. Огромную роль в процессе восприятия играет узнавание.

Когда человек воспринимает рекламную информацию, исключительно важная роль принадлежит формированию перцептивного образа, который оказывает (или не оказывает) самое существенное воздействие на поведение покупателя. Многие исследования показали, что люди, например, необъяснимо преданы своей марке сигарет и пива или какого-либо иного продукта, отличающегося широким разнообразием ассортимента, но при специальных испытаниях они не могут отличить одну марку от другой. К примеру, тремстам курильщикам, предпочитающим сигареты одного из трех основных сортов, предложили эти самые три сорта сигарет, только без названий и им нужно было узнать свой любимый сорт. По результатам эксперимента только шесть человек из трехсот испытуемых смогли распознать марку своих сигарет. Вывод психологи сделали простой: люди курят, в частности, не марки сигарет, а «курят образ, имидж сигарет». Следовательно, основная задача рекламы должна состоять в том, чтобы создавать у потребителей такие образы товаров, которые в условиях конкуренции побуждали бы их приобретать рекламируемое, что тем более актуально, так как многие предметы потребления стандартизированы.

Очень большое значение в рекламе имеет язык визуальных образов, который воспринимается быстрее и легче и более точен по сравнению с вербальным языком, который состоит из ряда сложных линий в виде букв и слов. Образы прямо адресованы чувствам человека, их смысл понимается посредством хорошо налаженного на уровне сознания процесса.

Для того чтобы достигнуть своей цели, реклама должна отвечать важному принципу – принципу целостности, т.е. в рекламе все ее элементы – иллюстрация, заголовки, текст, логотип, верстка элементов и общий образ – тесно взаимодействуют и в рамках единой совокупности определяют общий эффект.

Ученые с помощью специальных исследований установили, что «просветление» (момент осознания разрешения проблемы) происходит мгновенно, за счет единовременного восприятия совокупности взаимосвязанных факторов, а не изучения каждого отдельного элемента, т. е. именно синтез факторов порождает решение: именно в тот момент, когда субъект осознает значение связей, и происходит «просветление». Он воспринимает, «схватывает» смысл совокупности, находит определенное решение и, следовательно, запоминает его.

Человек воспринимает рекламу согласно закону краткости, который является базовым в психологии восприятия и этот процесс происходит в мозгу человека автоматически. К примеру, даже неправильная или неполная окружность воспринимается человеком все равно как «окружность», а не последовательность дуг. С точки зрения рекламиста, это означает, что если предложить потребителю сильную (логически выдержанную) рекламу, то достаточно будет представить лишь какой-то ее элемент и потребитель сам вспомнит или додумает остальное, ведь иногда люди смеются, услышав лишь одну фразу из анекдота, который они знают.

Важнейшим свойством восприятия является его направленность, которая в психологии получила название внимания.

Основные способы привлечения внимания – это изменение, движение, контраст, выделение фигуры из фона и др. В известном смысле выделить рекламируемый товар – значит привлечь к нему внимание.

Количество рекламной информации и ее противоречивость, вызванная конкуренцией, столь велики, что потребитель просто не в силах воспринимать все подряд и в полном объеме. Исследования показали, что из сотни рекламных объявлений, обрушивающихся ежедневно на человека, он усваивает лишь треть, и при этом только десятая часть имеет хоть какой-то шанс повлиять на поведение покупателя; следовательно, бессознательно человек тщательно отбирает поступающую информацию.

Память – это важный психический процесс, имеющий прямое отношение к рекламной деятельности вообще и эффективности рекламы в частности, процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения (припоминания или узнавания) того, что человек раньше воспринимал, переживал или делал. Исследованиями установлено, что человек запоминает быстрее и лучше то, с чем связана его дальнейшая деятельность, а также то, к чему имеется выраженный интерес. Поэтому наиболее эффективной оказывается реклама, которая учитывает интересы и планы людей. С психологической точки зрения любой продавец – это человек, который позволяет людям заглянуть в будущее и связывает их с этим будущим при помощи товара.

Видов памяти множество:

- двигательная,

- эмоциональная,

- словесно-логическая,

- сенсорная (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, осязательная),

- образная,

- механическая,

- логическая,

- кратковременная,

- долговременная,

- произвольная,

- непроизвольная и др.

Все они так или иначе вовлечены в процесс восприятия и переработки рекламной информации. Противоположен запоминанию процесс забывания, который может происходить через некоторое время при отсутствии повторения (угасание), под воздействием новой информации (интерференция), в результате заболевания (амнезия) и в ряде других случаев.

Изучение взаимосвязи долговременной памяти с рекламным сообщением очень важно, так как от момента восприятия рекламы до момента покупки товара может пройти значительное время. 
Считается, что основная проблема, связанная с запоминанием рекламы, состоит в том, что естественный процесс – не запоминание, а наоборот, забывание. Существуют некоторые психологические закономерности запоминания информации; так, известно, что запоминаются лучше те сведения, которые располагаются либо в начале текста, либо в конце (эффект начала и эффект конца).

Очень широко используемым способом добиться запоминания является повторение, ведь чтобы реклама привела к желаемому эффекту, она должна быть воспринята неоднократно. Данному способу присуща серьезная проблема – не вызывать частым повторением отрицательных эмоций, связанных с рекламным роликом или рекламируемым товаром, т. е. это проблема баланса – повторять, но не надоедать.

Длительный опыт работы рекламистов позволяет выделить основные методы стимулирования запоминания рекламы без надоедания: использование юмора, который, конечно, действует не только на запоминание, но и на другие звенья процесса переработки рекламной информации; ритмическая организация рекламных сообщений, их стихотворная форма; использование ассоциативных полей, особенно для запечатления связи названия фирмы с ее профилем; включение в рекламное сообщение узнаваемых знаков и символов; исключение конкуренции разных аргументов в пользу одного товара или услуги.

Рекламное послание, содержащее положительную символику в виде узнаваемого зрительного или словесного образа, получает как бы «ключик к памяти»; один удачный довод действует гораздо сильнее длинного ряда аргументов, особенно когда они внутренне не связаны между собой так, чтобы образовать единую прочную структуру.

В зависимости от креативности рекламного содержания период запоминаемости колеблется от одной до двух недель и до нескольких лет. Считается, что интервал между рекламными обращениями нужно удлинять постепенно, но не более чем до двух месяцев.

Еще одним важным психическим процессом, имеющим непосредственное отношение к восприятию рекламы, является мышление, которое представляет собой обобщенное отражение в сознании человека предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях.

Основные свойства мышления сводятся к следующему:

- опосредованный стиль, т. е., устанавливая связи и отношения между вещами и явлениями, человек опирается не только на непосредственное воздействие на него этих вещей и отношений, но и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. Делая умозаключения, человек использует знания, которые выработали прошлые поколения, следовательно, мыслительные акты человека являются результатом не только его собственного опыта;

- мышление тесно связано с речью, внешней или внутренней, т. е. имеет социальную природу;

- человек мыслит не только конкретными, но и абстрактными понятиями, символами, что находит широкое применение в рекламе.

Изучено, что существует множество видов мыслительных операций, таких как сравнение, абстрагирование (отвлечение), конкретизация, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий, ассоциирование, суждение, умозаключение и др. Все они активно используются в рекламе, особенно ассоциации. Большое влияние на восприятие информации и на покупательское поведение имеет объем или количество информации. Известно, что избыток информации в рекламе так же, как и ее недостаток, отрицательно влияет на приобретение товара. Таким образом, активизация познавательной потребности – мощный психологический фактор в рекламе.

Реклама задает вопрос, стремясь создать незавершенный образ, вызвать познавательную потребность.Тогда предлагаемый ответ всегда содержит информацию о достоинствах рекламируемого товара. По данным психологических исследований, около 80 % людей испытывают сильный дискомфорт в случаях незавершенности возникающего в их сознании образа.11

 

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ  РЕКЛАМНОГО ОБРАЗА

 

Залогом эффективности использования рекламного образа в комплексе продвижения товаров и услуг компании на потребительский рынок, является системный подход товаропроизводителя, РА и PR- компаний к вопросам построения рекламных и PR стратегий и использования рекламных и PR приемов (креативных продуктов).12

Показателем эффективности рекламных приемов, (как тактической деятельности компании по продвижению товара/услуги), является решение компанией товаропроизводителем поставленных рекламных задач и достижения рекламных целей.

Показателем эффективности PR - стратегий, PR - приемов можно считать:

1. в тактической перспективе - гармоничные отношения концепции товара (услуги) и позиционирования его (ее) целевой аудиторией;

2. в стратегической перспективе - взаимовыгодные, гармоничные связи, взаимное понимание и доброжелательные отношения между организацией и общественностью, от которой зависит ее успех. Однако следует отметить, что этот показатель зависит не только от системного подхода компании к разработке и реализации стратегии PR -продвижения, но и от системного подхода и планомерной реализации всей рыночной стратегии - стратегии маркетинга в целом.13

В целях повышения психологической эффективности рекламного образа психологу-рекламисту целесообразно осуществить анализ его разработки по следующей схеме.

1. Правильно ли избран образ-носитель и нет ли возможности отыскать более привлекательный и доходчивый?

2. Эффективно ли представление героя ролика? Что нужно было бы улучшить в его образе и поведении для повышения доверия клиента к материалу?

3. Привлекает ли внимание равнодушного и уставшего человека материал? Какие психологические состояния генерируются-формой, ритмом, композицией?

4. Проанализировать психологическую функцию используемых в ролике цветов и сопоставить ее с содержанием рекламного текста.

5. Каково соотношение мужского и женского стилей в изображении?

6. Не перегружено ли изображение? Воспринимается ли оно достаточно быстро и прочно? Сколь сильны изобразительные акценты в ролике? Что мешает восприятию главного в изображении (отвлекает или «вампиризирует»)?

7. Не перебивает ли контекст изображения сам товар? Нельзя ли изменить скорость демонстрации и переставить цветовые акценты? Что, в принципе, может клиенту не понравиться в ролике (негативные ассоциации, резкая музыка, перемена ритма и цвета, композиция кадра, интерьер или одежда героя и т.д.)?14

Повышение эффективности рекламы, ее психологического воздействия является одной из актуальных задач, и здесь еще много неиспользованных возможностей.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной работе раскрыты сущность рекламы и рекламного образа. Также определило, что учет психологических факторов потребителей благотворно влияет на рекламный процесс, позволяет установить диалог между производителем и потребителем, тем самым подтверждая, что является одним из основополагающих рекламной деятельности в целом.

Информация о работе Повышения психологической эффективности рекламного образа