Методы исследования общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:31, реферат

Описание работы

Цель работы - рассмотрение приемов и методов изучения общественного мнения.
Задачи работы рассмотреть следующие вопросы:
Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения
Современное состояние, ресурсы и некоторые аспекты механизмов массового влияния
Рассмотреть методы изучения общественного мнения.

Файлы: 1 файл

реферат по пр.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, нельзя не признать, что качество нашего общественного  мнения во многих отношениях оставляет  желать лучшего. Современное общественное мнение в России в силу вполне понятных причин отличается большой подверженностью манипулированию, готовностью впадать в крайности, низкой способностью к поиску компромиссов, мартинальностью оценок в суждении. Очевидно, что качественное состояние общественного мнения, перспективы его становления как полноценного социального института во многом будут зависеть от общего хода преобразований в стране, от успехов на пути к гражданскому обществу и правовому государству Ноэль Э. “Массовые опросы. Введение в методику демоскопии”, Москва, 2005 год. С. 200..

Заключение

Делая выводы мы можем сказать, что значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным.

Это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое  или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.

В условиях тотальной нестабильности системы, резкого политического  противостояния все более серьезным  фактором борьбы за власть, фактором политики становится и борьба за влияние на СМИ, своего рода "синдром четвертой власти", который перерастает в борьбу за моновлияние как на СМИ-систему, так и на отдельные средства массовой информации. Неудивительно, что при этом проблемы удовлетворения собственно информационных запросов общества уже (или вновь) не являются определявшими и преобладающими в деятельности СМИ и коммуникации.

В то же время для формирования общественного мнения, основанного  на информации, адекватной происходящим событиям, важно существование не только разнообразных источников информации, но и условий доступа к ним. В Конституции Российской Федерации (ст.29) закреплено право граждан искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Однако, как уже отмечалось выше, реальных и законодательно обеспеченных условий для реализации права на информацию, в частности доступа к информации граждан и их организаций, нет. Очевидно, что необходимы действия и властей, и общества, направленные на решение двуединой задачи: с одной стороны, укрепление гарантий свободы слова и свободы доступа к информации, с другой - укрепление гарантий, обеспечивающих защиту самого общества от злоупотреблений этими свободами.

В силу особенностей отечественного экономического и политического  развития в России монополия на оперативное распространение информации по-прежнему принадлежит в основном телевидению и радио. Однако она уже не столь безусловна и не носит исключительного характера, как прежде. Многократное повышение стоимости жизни, введение платы за услуги, предоставляемые учреждениями культуры, постоянный рост подписных цен на газеты и журналы ведут к резкому падению уровня информированности, культурной активности населения. Основным каналом приобщения к информации и культурным ценностям для абсолютного большинства населения все больше становится телевизор.

В поле зрения общественного мнения как правило попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и  потребности сейчас живущих людей. Общественное мнение может формироваться  как стихийно, так и целенаправленно.

В данной работе мы рассмотрели понятие "общественное мнение", функции  и методы изучения общественного  мнения, и перспективы становления  общественного мнения в России в  качестве института гражданского общества.

Список литературы

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 1997

2. Бутенко И.А. “Анкетный опрос  как метод общения социолога  с респондентом", Москва, 1989 год.

3. Гавра Д.П. Общественное мнение  как социологическая категория  и социальный институт=Public opinion as sociological cathegory and social institution. - СПб., 2005. - 235 с.

4. Гегель. Философия права.М., 1990, с.352.

5. Герасимов В.М. Проблемы познания  общественного мнения. - Алматы: Жибек  Жолы, 1992. - 141 с.

6. Герасимов В.М. Общественное  мнение в зеркале политической психологии. - М.: Луч, 1994. - 134 с.

7. Липпман У. Общественное мнение - М., 2004. - С.10

8. Методика изучения общественного  мнения: Сб. науч. трудов - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 91 с.

9. Ноэль Э. “Массовые опросы. Введение в методику демоскопии", Москва, 2005 год.

10. Общественное мнение населения  крупного города - СПб., 1992. - 180 с.

11. Основы социологии. М., 1993, с.130.

12. Рабочая книга социолога. М., 1983, с.100.

13. Сафаров Р.А. Политический  статус общественного мнения. Социологические  исследования, 1979, № 4, с.14.

14. Социология в России. М., 1996, с.515-540.

15. Тощенко Ж. Харченко С. Социальное  настроение - М.: 1996 с. 19-21.

16. Философский энциклопедический  словарь. М., 1983., с.448.

17. Ядов В.А. “Социологические  исследования: методология, программы, методы”, Москва, 2001 год.

 


Информация о работе Методы исследования общественного мнения