Массовая коммуникация в политической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрение понятия массовой коммуникации. Определение особенностей политических коммуникаций. Проанализированы доступность СМИ, как фактора воздействия на политику. Основные эффекты активного освещения политики в прессе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МАССОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 7
1.1. Понятие массовой коммуникации 7
1.2.Политическая коммуникация как составляющая массовой коммуникации 14
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СМИ И ПОЛИТИКИ 20
2.1. Доступность СМИ, как фактор воздействия на политику 20
2.2. Эффекты активного освещения политики в прессе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

курсовая3.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Электронные СМИ появились позже печатных, менее долговечны и меньше зависят от общей грамотности человека или доступности ему городской инфраструктуры.

Средства массовой информации и коммуникации, несомненно, изменили культурный ландшафт мирового сообщества: способствовали интернационализации духовного опыта отдельных стран и народов, дали возможность поставить ряд глобальных проблем как общечеловеческих, заставили глубже осознать единство человеческого рода при всем его многообразии. Вместе с тем средства массовой информации и коммуникации, конечно, не могут рассматриваться как панацея от всех человеческих бед. Политические, социальные и экономические противоречия очень быстро проявили себя и по вопросу о средствах массовой информации[15].

СМИ и отношения, возникающие в связи с ними, регулируются Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации». Закон содержит 7 глав, 62 статьи и применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами – в части, касающейся распространения их продукции в РФ (ч.1, ст.6).  В Законе определены основные понятия, провозглашается свобода массовой информации, отдельные статьи посвящены недопустимости цензуры и злоупотреблению свободой массовой информации. Также Закон регулирует организацию деятельности СМИ, распространение массовой информации, отношения СМИ с гражданами и организациями, права и обязанности журналиста, межгосударственное сотрудничество в области массовой информации, ответственность за нарушение законодательства о СМИ[16].

Последние изменения в Закон были внесены 9 февраля 2009 года Федеральным Законом от 9 февраля 2009г. Изменения в данном Законе касаются замены слов «государственные органы и организации» словами «государственные органы, органы местного самоуправления, организации» и предоставления государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций[17].

 


1.2. Особенности политических коммуникации

 

Наличие разнообразных целей и методов, структур и участников политических процессов, а также других параметров решения конкретных задач в сфере государственной власти обусловливает сложную структуру. В основе любых информационных процессов лежит линейная структура коммуникации, анализ которой позволяет выделить ее наиболее значимые принципиальные аспекты, присущие любой системе и процессу обмена информацией.

Иная, более сложная структура информационно-коммуникативных процессов предполагает учет их различных уровней. Так, канадский ученый Дж. Томсон предлагает различать семантический, технический и инфлуентальный (англ, influence – влияние) уровни информационно-коммуникативных связей. Данные уровни позволяют вычленить наиболее существенные и качественно отличающиеся компоненты информационно-коммуникативных процессов, которые, с одной стороны, обеспечивают самое их существование, а с другой – определяют условия эффективного взаимодействия политических субъектов с их информационными партнерами[18].

Так, семантический уровень раскрывает взаимосвязь между субъектами от употребляемых знаково-языковых форм, т.е. во внимание принимается способность используемых людьми языковых средств, которые сохраняют или препятствуют сохранению смысла и значения передаваемых сигналов и сообщений и обеспечивают их адекватную интерпретацию реципиентами[19].

Выделение семантических структур показывает значение тех языковых форм, при помощи которых может либо состояться, либо не состояться коммуникация. Например, государственные органы нередко формируют политические тексты в излишне теоретизированном виде, что затрудняет их понимание гражданами. Отдельные СМИ порой употребляют иностранные или специальные термины, которые существенно затрудняют смысловое прочтение информации обычными людьми. Таким образом, несоответствие семантических структур типу общения, возможностям субъектов либо их внутренние изъяны способны породить коммуникационный вакуум.

Можно вспомнить, как в годы перестройки коммунистический режим проиграл информационную войну демократам во многом из-за использования того «нового партийного языка» («партновояза»). Он оперировал не соответствовавшими действительности и вызывавшими у населения аллергию терминами «гуманного демократического социализма», «социалистического плюрализма мнений» и др.[20]

Следовательно, государство, его официальные структуры должны использовать такие языковые формы, которые сглаживали бы противоречия между специализированными и неспециализированными потребителями правительственной информации. Эти формализованные тексты должны содержать в себе языковые формы, облегчающие точное усвоение их смысла населением (просторечия, слэнговые и другие формы). Поэтому государственная информация должна быть многоязычной, лингвистически многообразной и при этом семантически целостной.

Важную роль при осуществлении информационных отношений в политике играют технические средства, что заставляет говорить о техническом уровне информационно-коммуникационных процессов. С этой точки зрения информационная деятельность политических субъектов рассматривается как функционирование специальных организационных структур, кадровых центров, банков данных и технологий хранения и передачи информации. Значение этих технических инструментов определяется тем, насколько они способны без каких-либо изменений, своевременно и в нужное место передать то или иное сообщение[21].

Выделение такого организационно-технологического, несоциального пласта информационно-коммуникативных процессов помогает акцентировать внимание на устранении различных помех, которые препятствуют своевременной и бесперебойной информации в политической системе. К подобным помехам могут относиться различия в носителях информации, дефицит времени на получение субъектом нужной ему информации, маломощность и перегрузка проводящих каналов, низкая квалификация кадров, собирающих информацию, и т.д.

Важность наличия технических каналов для организации информационных контактов показывает, что государство как важнейший институт власти должно обладать необходимым количеством каналов для распространения официальной информации, в частности, как речевыми (брифингов, интервью руководителей и др.) или связанными с бумажными (бюллетени правительства, публикации в газетах и журналах), так и визуальными и электронными, позволяющими осуществлять бесперебойную коммуникацию со своими гражданами[22].

Третий, инфлуентальный уровень информационно-коммуникативной деятельности государства раскрывает степень влияния информации на человеческое сознание.

Для повышения эффективности своей деятельности политические субъекты должны учитывать особенности аудитории. Лозунги и призывы должны соответствовать условиям социальной среды, ориентироваться на действующие в групповом и массовом сознании традиции и обычаи, доминирующие стереотипы и привычки[23].

Различные уровни информационно-коммуникативных связей имеют свои особенности воплощения. В каждом из этих процессов действующие субъекты по-особому формируют и выявляют свои позиции, организуют технические каналы и структуры обмена сообщениями, создают факторы, повышающие идейную эффективность распространяемых позиций. Первостепенное значение для политики имеют массовые информационно-коммуникационные процессы. На этом уровне действуют политические агенты, специально подготовленные для взаимодействия с общественным мнением. Как правило, к ним относят: официальные институты государства (представленные их лидерами и руководителями, а также информационными отделами по связям с общественностью); государственные (национальные) средства массовой информации (СМИ); независимые и оппозиционные СМИ; корпоративные структуры (органы партий, общественных объединений, профессиональные политические рекламные агентства и др.); зарубежные СМИ.

Взаимодействие данных агентов в основном и формирует информационный рынок, на котором каждый из них осуществляет собственные политические стратегии, подчиненные достижению своих интересов в сфере власти. Все это разнообразие используемых политическими агентами приемов и способов информирования и налаживания коммуникаций со своими контрагентами можно в основном свести к двум типам действий в информационном пространстве: мобилизационным, включающим агитацию и пропаганду, и маркетинговым, представленным методами паблик рилейшнз, или PR, а также политической рекламой.

Бельгийский ученый Г. Товерон считает, что пропаганда не предлагает людям возможности выбора, навязывает им определенные изменения мыслей, веры, поведения. По мысли Геббельса, пропагандистское воздействие является инструментом «социального контроля», подразумевающим не переубеждение людей, а привлечение сторонников и строгое обеспечение подчинения их действий. Схема такого информационного взаимодействия: «коммуникатор сказал – реципиент сделал»[24]. В принципе без использования агитационно-пропагандистских способов воздействия обойтись трудно. Но их использование несет в себе угрозу качественного видоизменения как информационных, так и коммуникативных процессов. Такие же качественные изменения происходят и при налаживании коммуникаций власти с общественностью.

В противоположность таким приемам завоевания сознания человека, маркетинговые стратегии формируются в соответствии с отношениями спроса и предложения на информацию и направлены на то, чтобы необходимая субъекту информация в нужное время и в нужном месте оказалась в его распоряжении.

Эти стратегии информирования нацелены на убеждение человека, а не на контроль за его сознанием, они скорее искушают, чем предписывают те или иные идеи и формы поведения. Исторически сформировавшись в сфере бизнеса, где достоверность сведений и уважение партнеров все более становятся неотъемлемым условием поддержания деловых отношений и получения прибыли, данные стратегии ориентируются по преимуществу на обратную связь, диалог, честное и взаимоуважительное информирование политическими субъектами их контрагентов о своих целях и задачах.

Такая линия поведения на информационном рынке неразрывно связана с предварительным уяснением информационных потребностей человека и его доверительным информированием, что, в конечном счете, направлено на осознанный выбор им линии своего политического поведения.

Подобные приемы используются преимущественно в странах с хорошо развитыми демократическими традициями или, к примеру, в странах, где к власти только-только пришли оппозиционные силы, вынужденные поначалу в большей степени опираться на моральные стимулы социального поведения населения и проводить более открытую политику, чем их предшественники.

Итак, массовая коммуникация – процесс распространения информации среди множества рассредоточенных аудиторий. Массовые коммуникации имеют огромное влияние на жизнь людей, являются неотъемлемым звеном любых социальных процессов. Что касается политической коммуникации, она – важная составляющая массовой коммуникации в целом, поскольку основные жизненные процессы и события невообразимы без политической сферы. Именно политика в первую очередь заинтересована в постоянном использовании каналов распространения массовой информации.


Глава II. Взаимосвязь СМИ и политики

 

2.1. Доступность СМИ, как фактор воздействия на политику

 

В ряде исследований предпринимались попытки оценить политическое воздействие регулярного потока информации, который обеспечивают СМИ. Ставился вопрос о том, зависят ли результаты политики от степени распространения (доступности) СМИ. Содержание СМИ при этом принималось как данность. Первый пример такого типа исследований – работы Стремберга, который обнаружил, что в 1930-е гг. округа США, где было широко распространено радио, получали больше пособий по безработице.[25]

Условия для выявления воздействия СМИ были достаточно благоприятными. Появление радио в 1930-е гг. сделало информацию гораздо более доступной для населения, в особенности в сельской местности, где ежедневные газеты были в дефиците. Радиостанции подробно рассказывали об актуальных политических событиях в стране и в штате. Так, Франклин Рузвельт, будучи губернатором Нью-Йорка, регулярно выступал с радиообращениями, а позднее, став президентом, вел по радио знаменитые «Беседы у камина», излагая свои взгляды на острые внутренние и внешние проблемы и предлагая пути их разрешения. Среди прочего он анализировал банковский кризис в начале 1930-х гг., безработицу, систему мероприятий в рамках «Нового курса» и наступление засух. Фермеры в сельской местности регулярно слушали новости, поскольку их интересовал прогноз погоды и цены на урожай. При этом в ряде программ политические новости были объединены с прогнозом погоды и обзорами рынка. Так, популярная программа для сельского населения «Национальная ферма и домашний час» сочетала политические новости, актуальные для фермеров, – например, развертывание соответствующих правительственных программ, – с репортажами об урожае и ценах, беседами об агротехнике, а также включала музыку и развлекательные передачи[26].

В модели Стремберга более информированные избиратели получают политические преимущества, поскольку имеют возможность привлекать политиков к ответственности. Информированные избиратели знают, кому воздать должное за финансовую помощь, и переизбирают лишь тех, кто оказывает им соответствующую поддержку. Политики удовлетворяют требования избирателей, рассчитывая на переизбрание. Они понимают, что, идя навстречу требованиям избирателей, они получат поддержку в первую очередь в тех регионах, где люди лучше информированы. При этом они могут воздействовать всего на три группы избирателей: на тех, кто нуждается в помощи, на тех, кто осведомлен, что данный политик отвечает за оказанную помощь, и на тех, кто не имеет прочной идеологической привязки и может изменить мнение при голосовании, узнав об оказанной помощи. Поэтому расходы на оказание помощи повышаются при взаимодействии этих характеристик. Расходы на помощь в округе можно описать с помощью следующей формулы:

Помощь на душу населения = константа × доля голосующих × доля информированных × доля нуждающихся в помощи × доля колеблющихся избирателей. [27]

Распространение радио непосредственно влияет на ситуацию, поскольку оно повышает долю голосующих. Приведенное выше равенство означает, что расходы на помощь растут при распространении радио. Кроме того, оно означает, что в тех зонах, где проинформировано больше людей, помощь должна в большей степени отвечать их нуждам.

Информация о работе Массовая коммуникация в политической системе