История PR

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 00:15, доклад

Описание работы

Американские связи с общественностью как особый вид маркетинговой деятельности имеет самую продолжительную историю, являются наиболее многообразными и дифференцированными. Американская модель PR, практически не подверглась иностранному воздействию, но оказала наибольшее влияние на развитие PR в других странах. Эволюция PR в США может рассматриваться как классический образец развития и усложнения данной профессиональной деятельности, приобретения различных институциональных свойств и качеств.
Именно в США зародились представления о связях с общественностью как составной части системы социального управления, о социальной миссии и социальной ответственности PR.

Файлы: 1 файл

история pr.docx

— 22.26 Кб (Скачать файл)

История PR

Американские связи с  общественностью как особый вид  маркетинговой деятельности имеет  самую продолжительную историю, являются наиболее многообразными и  дифференцированными. Американская модель PR, практически не подверглась иностранному воздействию, но оказала наибольшее влияние на развитие PR в других странах. Эволюция PR в США может рассматриваться  как классический образец развития и усложнения данной профессиональной деятельности, приобретения различных  институциональных свойств и  качеств. 
 
Именно в США зародились представления о связях с общественностью как составной части системы социального управления, о социальной миссии и социальной ответственности PR.  
 
Общепринято выделять два этапа в развитии американских PR: 
 
- 17 век - до конца 19 века. Политизированный этап. 
 
- начало 20 века по сей день. Постполитический этап, когда связи с общественностью становятся инструментами не только власти, но и маркетинга. 
 
Одной из самых известных корпораций в истории являлась компания Американский Телеграф и Телефон – AT&T, основанная в 1870 году, в составе 23 телефонных компаний Bell, производственного и поставляющего подразделения (Western Electric), и нескольких других исследовательских и технических организаций, включая лаборатории Bell. Всё это вместе было известно под именем «The Bell System» или более нежно и с любовью «Мамаша Bell». До тех пор, пока 1 января 1984 года правительство США не разделило корпорацию на несколько различных компаний, это был самый внушительный телекоммуникационный гигант в мире. 
 
Несмотря на великолепные продукты, практически монопольный контроль телефонии, внедрение и разработку самых передовых технических решений, именно использование профессионального пиара позволило компании добиваться успеха на протяжении такого длительного времени. Практика пиар была решающим инструментом в коммуникации и управлении связями компании с персоналом, поставщиками, законодателями, и самое главное, с потребителями.  
 
Человеком, который первым внёс пиар в корпоративную структуру AT&T был Теодор Ньютон Вэил, который в 1879 начал работать в компании в качестве менеджера, и благодаря внедрению наиболее передовых инструментов и техник менеджмента того времени, смог в 1907 году занять пост Президента. В первом же годовом отчёте перед акционерами в 1908 году Вэйл делает первым разделом «Public relations». Он всегда считал хорошим пиаром предоставление честных данных. Он говорил: «Если мы не будем говорить правду о себе, это сделает кто-то другой».  
 
Этот период относится к «Эре информирования» в PR (начало ХХ века). Целью являлось распространение информации и правдивость. Периоду присущ односторонний характер коммуникаций. Идеи этого периода в настоящее время практикуются правительствами, некоммерческими организациями, бизнесом. Главной фигурой этого периода стал PR-практик Айви Ли (позже его назовут «отцом» Public Relations). В 1906 г. Ли опубликовал «Декларацию о принципах», своего рода первый моральный кодекс профессии. В качестве основной задачи PR-специалистов Ли сформулировал следующую — «побуждать людей верить в то, что правления корпораций преследуют искреннюю цель заручиться их доверием». 
 
В середине XX века начинается «Эра убеждения» в PR. Целью является влияние на общественное мнение и поведение. Коммуникации стали носить двусторонний характер. Идеи периода в настоящее время применяются конкурентно-ориентированным бизнесом. Самой известной фигурой этого периода стал Э. Бернайз — первый теоретик в области PR. Наблюдается активное становление PR как профессии и научной дисциплины. Происходит консолидация PR-сообщества, создаются международные объединения специалистов, работающих в сфере связей с общественностью (1948 г. — Институт PR в Великобритании, Ассоциация PR в США; 1955 г. — Международная PR-ассоциация); разрабатываются кодексы профессионального поведения.  
 
К концу 60-х PR превращается в полноценную индустрию, в США работают несколько сотен pr-агентств, в них задействовано более ста тысяч pr-практиков, их число удвоится к 2000-му году. Специалисты по пиару становятся неотъемлемой частью топ-менеджмента, зачастую подчиняющейся напрямую Президенту или Генеральному директору компании. 
 
Бурное развитие PR в 60-70-х годах связано с турбулентной политической ситуацией в мире. Кроме того, взросли семена потребительского движения, которое искало защиты каждого отдельного индивидуума от небезопасных продуктов, антисанитарных условий работы, нечестного ценообразования и других волн, настоящих или мнимых, разрастающегося социального контракта, который в итоге, гласил «Клиент это король». Корпорации одна за другой стали создавать на простом английском языке «Декларации прав потребителей» и проводили другие бесчисленные реформы, чтобы гарантировать удовлетворение клиента. 
 
В конце ХХ века начинается «Эра взаимовлияния». Целью становится взаимопонимание и разрешение конфликтов. Специалисты по PR сталкиваются с очень широким спектром вызовов, на которые необходимо реагировать: индустриальные аварии, экологические катастрофы, несправедливые трудовые условия и т.д. Некоторые вопросы имели такое влияние на социальную и политическую ситуацию, что приводили корпорации к различным кризисам, начиная с 1980 года: 
 
• взрыв на индийском химическом заводе компании Юнион Карбид; 
• бензол в бутилированной воде Перье; 
• повреждённые силиконовые имплантаты Доу Корнинг; 
• Несправедливые трудовые отношения на азиатских заводах Найк; 
• боязнь испорченной Кока-Колы во Франции, а потом и в Европе; 
 
• загрязнение окружающей среды Шелл в Нигерии; 
• борьба Майкрософт с правительством США по обвинению в монополизме; 
• шины Бриджстоун, выпущенные с изъяном, и их связь с сотнями смертей и травм на автомобилях и грузовиках Форд. 
 
Все эти компании столкнулись с рокотом в прессе и официальных инстанциях по всему миру, и все они сделали всё, чтобы свести к минимуму репутационный и всякий другой ущерб от этих событий. В постиндустриальном информационном обществе происходит ускоренный рост высоких технологий и увеличение числа коммуникационных каналов. Возрастает спрос на PR-технологии в бизнесе, политике и социальной сфере. Интернет открывает новые возможности для развития PR. Связи с общественностью распространяются вширь и вглубь, становятся полноправным, необходимым, конкурентоспособным направлением международного бизнеса. На этой волне PR проникает и в Россию. 
 
Становление российского PR фактически представляет собой динамическую реконструкцию мирового (и, прежде всего, американского) эволюционного процесса. При этом отечественные связи с общественностью «обречены» на то, чтобы в течение короткого времени проделать тот путь, который в США занял почти два столетия.  
 
История российских связей с общественностью насчитывает чуть более десяти лет. Большинство исследователей сходятся во мнении, PR – деятельность зародилась в России в конце 80-х годов, а как самостоятельная форма деловой активности кристаллизуется во второй половине 1990 – начале 1991 года. 
 
Первым этапом развития Связей с общественностью в России стал доинституциональный. В 1988-1991 годах - формируется первый признак института – выделяются субъекты конкретной профессиональной сферы и возникают соответствующие отношения между ними и обществом. 
 
В 1988 появляются отделы по связям с общественностью и СМИ Исполкомов Моссовета и Ленсовета, в 1989 – в Москве PR-агентства «Николо М» и «Миссия Л», в 1990 – «Имиджленд паблик рилейшнз» и др. Происходит переориентация рекламных агентств и служб на профессиональное пиар-поле. Появляются «чистые» пиармены - в российских представительствах зарубежных PR-агентств и в отделах по связям с общественностью иностранных фирм и корпораций. Доинституциональный период можно назвать эпохой «дикого» рынка, именно в это время наблюдается кризис российской рекламы, «чёрный пиар». 
 
Второй период это первичная институционализация в 1991-1994 годах - стадия формирования начальной организации субъектов. 
 
13 августа 1991 года появляется Российская Ассоциация по Связям с Общественностью. Основная идея - помощь и поддержка отечественного производителя (неразвитость PR-рынка, пассивность российских агентств, непонимание приоритетности PR-воздействия в продвижении отечественных товаров и услуг, оставляли западным конкурентам широкое поле деятельности). 
 
В 1997 г. – Российская Ассоциация по Связям с Общественностью становится членом Европейской Конфедерации пиар (CEPR), начинается сотрудничество с Американским обществом PR. В 1991 году в государственном образовательном реестре появляется специальность 022000 «Связи с общественностью». Особенностью является развитие пиар в крупных городах, региональных центрах и столицах, где концентрировался российский бизнес, финансы и была политическая активность. 
 
Третий период – вторичная институализация. С 1994 года - система специфических норм, предписаний, регулирующих поведение специалистов по cвязям с общественностью. 22 ноября 1994 года принимается Декларация профессиональных и этических принципов в области Связей с общественностью, принятую членами РАСО. В 1997 году ряд организаций – членов РАСО приняли Хартию принципов сотрудничества и конкуренции (честный подход к клиентам, невозможность представления в одном лице интересов конфликтующих и конкурирующих сторон, сохранение конфиденциальности сведений). Происходит формирование законодательной базы: 1995 год – Федеральный законы «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ» и т.д. В 1997 году появляется Национальная премия в области развития пиар «Серебряный Лучник». 
 
11 сентября 2001 года мир столкнулся с новым вызовом. Эта дата стала отправной точкой и для изменений в системе PR. Специалисты столкнулись с работой над глобальной кризисной ситуацией, когда одновременно происходили террористические атаки, останавливалось авиасообщение, рушились биржевые индексы. Новые вызовы PR-специалистам бросил и глобальный экономический кризис, начавшийся в прошлом году. Влияние этих событий на развитие PR, несомненно, очень велико. Но все они относятся уже к новейшей истории и ещё потребуют трезвого анализа.


Информация о работе История PR