Историческая классификация шрифтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:59, контрольная работа

Описание работы

Во все времена человек инстинктивно придавал своему письму по возможности художественный и свойственный его эпохе характер. Дизайнер, внимательно приглядывающийся к разным стилям шрифта, убедится, что у каждой их разновидности есть своя сфера применения. На каком шрифте остановить свой выбор? Рисунок какой гарнитуры лучше всего будет соответствовать раскрытию содержания надписи? Внешнюю форму газет и журналов, ее эстетические достоинства определяют в значительной мере шрифты – графическое изображение букв, цифр и иных знаков. В них журналистское слово не только зрительно материализуется, но и приобретает некоторую художественную окраску.

Файлы: 1 файл

MEGALOMANIAK.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Во все времена человек инстинктивно придавал своему письму по возможности  художественный и свойственный его  эпохе характер. Дизайнер, внимательно  приглядывающийся к разным стилям шрифта, убедится, что у каждой их разновидности  есть своя сфера применения. На каком шрифте остановить свой выбор? Рисунок какой гарнитуры лучше всего будет соответствовать раскрытию содержания надписи? Внешнюю форму газет и журналов, ее эстетические достоинства определяют в значительной мере шрифты – графическое изображение букв, цифр и иных знаков. В них журналистское слово не только зрительно материализуется, но и приобретает некоторую художественную окраску.

 К примеру, рубленый шрифт в рекламе более удобочитаем, чем новая антиква, и лучше других шрифтов подходит для выполнения плакатов и лозунгов. И, наоборот, в почетных грамотах, по сравнению с новой антиквой, рубленый шрифт выглядит невыразительно...

Каждая надпись, особенно в рекламной продукции, должна иметь  свой художественный облик и, помимо смысловой нагрузки, нести в себе образность, способствующую эмоциональному зрительному восприятию.

Существуют особенности  корректного применения шрифта и  более тонкие, относящиеся уже  не к рекламной продукции, а к  применению в больших массивах текста, а именно в книгах, журналах, газетах и т.п.

Количество шрифтов многообразно, существуют различные стили, рисунки и начертания. Необходимо уметь правильно выбрать гарнитуру, чтобы с ее помощью можно было бы корректно и образно передать содержание надписи или достаточно большого фрагмента текста. Практически ни одна рекламная продукция не обходится без надписей, любой корпоративный стиль предполагает использование какого-либо шрифта в качестве фирменного и т.д. Поэтому любому специалисту, связанному с дизайном или версткой, просто необходимо знать теорию шрифта и основы типографики.

 

 

Историческая классификация  шрифтов

 

 Как ни обширно сегодня шрифтовое хозяйство и как ни велики резервы его обогащения за счет электронной техники, шрифты конца XX века в основной массе или копируют, или варьируют старые, в разработке которых участвовали Альд Мануций, Леонардо Да Винчи, Лука Пачиоли, Альбрехт Дюрер, Клод Гарамон и другие знаменитые художники и графики.

В исторической классификации все  шрифты делятся по вышеназванным  признакам на три типа – антикву, египетские и гротеск. Антиква в свою очередь подразделяется на три группы, в которых варьируются сила контраста между штрихами и форма засечек. В старой, или гуманистической антикве контраст мало заметен, а засечки утолщены и слегка закруглены. В переходной антикве контраст умеренный, а конфигурация засечек приближена к форме треугольника. Для новой или классической антиквы характерны сильный контраст и тонкие, удлиненные засечки. Особое место среди шрифтов данного типа занимает так называемая ленточная антиква со слабо выраженными контрастом и засечками.

Египетские шрифты ведут свое происхождение  от древнеегипетских письмен, выполненных  на папирусе (один из современных шрифтов  этого типа, Мемфис, назван именем причем последние имеют форму брусочков (отсюда современное название шрифтов – брусковые). Со временем часть египетских шрифтов эволюционировала в сторону утончения соединительных штрихов и засечек.

Шрифты типа гротеск не имеют  ни контрастов, ни засечек, штрихи в  них выделяются, как правило, жирностью начертания. Видимо, эта необычность рисунка и чернота линий послужила основанием для их названия ( франц. Grotesque - причудливый, комичный). В рекламных отделах русских газет они появились в первой четверти XIX века и долгое время не выходили за пределы этого отдела. Сегодня, с большим основанием названные рубленными, эти шрифты широко применяются в заголовках и текстах.

 

 

 

Классификация шрифтов

 

Все шрифты классифицируются по трем основным признакам, рисунку, начертанию и кеглю.

В основу классификации  шрифта по рисунку положено два признака:

контрастность шрифта —  соотношение толщины основных и  соединительных штрихов букв (контрастность  шрифта отношение толщины горизонтальных и вертикальных штрихов символа. При отношении 1:1 контраст отсутствует, при отношении 4:5 контраст нормальный, при отношении 1:2 контраст средний);

наличие и форма засечек  — дополнительных элементов, которыми заканчиваются основные и соединительные штрихи.

По рисунку (ГОСТ 3489.1-71 — 3489.38-72) шрифты делятся на шесть  основных и одну дополнительную группы. Внутри каждой группы шрифты подразделяются на гарнитуры. Гарнитурой называется совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях.

Группа рубленых шрифтов  включает в себя шрифты, не имеющие  засечек. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Древняя, Рубленая, Плакатная, Букварная, Агат.

Группа шрифтов с  едва наметившимися засечками включает гарнитуры шрифтов с несколько  утолщенными концами вертикальных штрихов (некоторое подобие засечек). К этой группе относятся шрифты акцидентной Телингатера и Октябрьской гарнитур.

Группа медиевальных шрифтов включает шрифты с умеренной  контрастностью штрихов, с засечками  в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего по форме  приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых букв. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Литературной, Заголовочной газетной, Банниковской, Лазурского, Ладога.

Группа обыкновенных шрифтов включает шрифты с контрастными штрихами, с длинными тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом, иногда с легким закруглением; округлые буквы с вертикальными осями. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Обыкновенной новой, Обыкновенной, Северной, Елизаветинской, Бодони книжной, Кузаня-на, Байконур.

Группа брусковых шрифтов включает шрифты с неконтрастными или малоконтрастными штрихами, с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Брусковой газетной, Балтика, Хоменко, Реклама.

Группа новых малоконтрастных  шрифтов включает шрифты, имеющие  малоконтрастные штрихи с длинными засечками, преимущественно с закругленными  концами, соединенными с основными  штрихами под прямым углом или с легким закруглением. К этой группе относятся шрифты гарнитур: Новой газетной, Школьной, Бажановской, Журнальной, Академической, Пискаревской, Кудряшевской словарной, Кудряшевской энциклопедической, Ба-ченаса, Новой журнальной, Малановской.

Группа дополнительных шрифтов включает шрифты, построение и характер рисунков которых отличаются от шрифтов шести основных групп. К этой группе относятся шрифты гарнитуры Рерберга.

В соответствии с IBM Classification все шрифты подразделяются

на следующие группы:

Шрифты с засечками (Oldstile serifs), например Academy, Baltica, SchoolBook. Times New Roman;

Шрифты без засечек:

Рубленые (Sans serifs), например Text Book, Helvetica, Arial Narrow, Pragmatica;

Брусковые (Clarendon serifs), например Baltica, Courier;

Имитационные (Scrypts) и декоративные (Ornamentals), например Lazurski, Decor, Corrida, Parsek.

Ассортимент специальных символов (Simbolic) может использоваться с любым  шрифтом.

 

Классификация шрифтов  по начертанию очка

По начертанию очка шрифты подразделяются по трем основным признакам: по положению очка, по насыщенности, по плотности.

1. По положению очка (наклону  основных штрихов) шрифты бывают  прямого, курсивного и наклонного  начертания.

У шрифтов прямого начертания основные штрихи расположены вертикально. У  шрифтов курсивного и наклонного начертаний основные штрихи наклонены вправо примерно на 15°. Разница между курсивными и наклонными начертаниями выражается в том, что строчные буквы наклонного начертания имеют рисунок шрифта прямого начертания, а курсивные строчные буквы — рисунок рукописного шрифта.

2. По насыщенности очка (отношению  толщины основного штриха к  внутрибуквенному просвету) шрифты  делятся на светлые, полужирные  и жирные. В светлых шрифтах  толщина основного штриха строчных  букв в 2—3,5 раза меньше внутрибуквенного просвета, в полужирных — толщина основного штриха строчных букв меньше или равна внутрибуквенному просвету. В жирных шрифтах толщина основного штриха строчных букв больше внутрибуквенного просвета.

3. В зависимости от плотности  очка (соотношение между шириной и высотой очка) шрифты делятся на нормальные, узкие и широкие. При нормальном начертании шрифтов отношение ширины очка к его высоте составляет 3/4, в узких начертаниях шрифтов ширина очка к его высоте находится в пределах от 1/2 — 2/3, в широких начертаниях шрифтов ширина очка больше его высоты. Имеются шрифты сверхузкого и сверхширокого начертаний.

При использовании компьютерных шрифтов появляется термин — «семейство шрифтов», под которым понимается группа шрифтов с общим рисунком, но отличающиеся насыщенностью, начертанием или другими особенностями.

 

Классификация шрифтов по размерам

Шрифты одной гарнитуры  и одного начертания имеют различные  размеры по кеглю. Шрифты кегля до 20 п. имеют свои названия, широко используемые в полиграфии.

Названия шрифтов различных  кеглей в практику отечественной  полиграфии в основном перешли из-за рубежа, например миттель (нем.), петит (фр.), цицеро (ит.).

 

 

 

Характеристика  шрифта, его удобочитаемость.

 

Каждая гарнитура шрифта характеризуется своими художественными достоинствами, удобочитаемостью, емкостью (экономичностью) и производственными возможностями, т.е. точностью воспроизведения при различных способах печати.

Художественные достоинства  гарнитуры шрифта определяются соответствием ее рисунка виду и характеру оформляемого издания.

Шрифт существует и используется не только для обработки текстовой  информации, но служит для создания произведения полиграфического искусства, как и любого другого, которое  не только приятно и удобно читать, но приятно его держать в руках, любоваться им; поэтому говорят о выборе шрифтового оформления, а не о выборе шрифта для набора. Многие гарнитуры шрифта были специально разработаны для набора отдельных произведений, таких как: «Новый завет», античных классиков (Горация и Теренция) — гарнитура Баскервилл; собрания сочинений Тассо, Горация, Вергилия, Гомера — шрифты Бодони; собрания сочинений А.С.Пушкина — гарнитура Елизаветинская и т.д.

Удобочитаемость шрифта определяется скоростью и простотой чтения как отдельных знаков, так и текста в целом. Установлено, что удобочитаемость текста зависит от следующих основных факторов: гарнитуры, кегля и начертания шрифта в сочетании с форматом набора, размером межсловных пробелов и интерлиньяжа и с учетом квалификации и навыка читателя; так, наилучшей удобочитаемостью при побуквенном и послоговом чтении обладают шрифты рубленой гарнитуры, а литературная и обыкновенная гарнитуры при указанной манере чтения будут менее удобочитаемыми. Следует разграничить термины: читаемость, читабельность, удобочитаемость. Читаемость (в смысле узнаваемость) можно отнести и к одному знаку — т.е. можно говорить о читаемости дорожного знака или логотипа. Читабельность скорее относится к слову — т.е. можно говорить о читабельности слова, надписи, гарнитуры. Удобочитаемость или комфорт чтения зависит от множества различных факторов, начиная от ширины строки и кончая образованием читающего. Этот термин скорее относится к полосе набора. В книге объемом более четырехсот страниц проблема удобства чтения должна быть решена (если, конечно, не ставится иная задача). О качестве процесса чтения можно судить с двух сторон — скорость и комфорт (удобство). Второе при чтении «длинных текстов» важнее. Скорость чтения во многом связана с анатомией букв. Слово воспринимается при чтении нормальным взрослым человеком целиком — как парусный корабль, со своим характерным ритмом мачт и парусов. По мнению специалистов, основу читабельности латинского алфавита задают верхние и нижние выносные элементы и точка над i, а также чередование округлых и угловатых знаков. Кириллический алфавит по этим параметрам значительно отличается от латинского. Его ритм обычно сравнивают с частоколом. Но мы как-то «умудряемся» его читать.

При пословном чтении удобочитаемость шрифтов рубленой гарнитуры снижается из-за сходного написания ряда букв, а удобочитаемость литературной гарнитуры и других медиевальных и малоконтрастных шрифтов повышается. Некоторое увеличение ширины очка букв и апрошей, как это сделано при разработке гарнитур Новой газетной, Обыкновенной новой, Банниковской и др., повышает удобочитаемость, особенно при применении шрифтов более мелкого кегля (8 — 6 п.).

Наиболее удобочитаем  для нормально развитого взрослого  человека текст набранный 9 или 10 кеглем на шпоны в 2 пункта (если расстояние между строчками надо было увеличить, то между ними вкладывали тонкие одно- или двухпунктовые металлические линейки (шпоны)). Надо оговориться, что удобочитаемость набора определяется также шириной строки, качеством бумаги и печати.

Большие кегли заставляют дальше «скакать» при чтении, но рекомендуются при ослабленном  зрении. Меньшие кегли читаются с  большим напряжением при разглядывании  знаков. Специалисты советуют начинать учиться чтению с 36 кегля.

Идеальная ширина строки для беллетристики — 22 цицеро, для научных текстов — 28 цицеро (особенно если текст содержит длинные формулы, которые некорректно переносить). Более широкие строки неприятны более широким разворотом головы в процессе чтения, узкие — неравномерностью межсловных пробелов при выключке (скачки с конца предыдущей строки в начало следующей становятся слишком частыми). В строке «идеальной ширины» умещается 50-55 знаков. Ширина строки может меняться в зависимости от восприятия стилистики произведения оформителем текста, а также других эстетических и экономических факторов. Например, в тексте с частыми абзацами длинная строка менее экономична.

Следует перечислить  и другие факторы: положение при  чтении, степень освещенности, личный опыт чтения, привычка (к определенным шрифтам или оформлению) и т.д. Вспоминаются слова К.Петрова-Водкина, относящиеся к восприятию цвета — он писал, что житель сельской местности или города, пустыни или гор по-разному воспринимает пространство и цвет, то есть по-разному видит один и тот же пейзаж.

Процесс установки для  каждого кегля шрифта правильного  значения апрошей называется трекингом. Величина апрошей зависит также  от рисунка и начертания шрифта и  от графической основы.

Апроши прописных букв должны быть немного больше, чем  у строчных, однако, если различия апрошей у прописных и строчных букв очень велики, прописная буква будет «отскакивать» от строчных внутри одного слова, поэтому в некоторых шрифтах правые апроши прописных букв делают меньше, чем левые, сдвигая очко знака вправо на кегельной площадке.

Информация о работе Историческая классификация шрифтов