Формирование общественного сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время средства массовой информации занимают ведущее место в передаче и трансляции социально-культурных ценностей и традиций. Взаимодействие индивида с различными потоками информации, получаемыми посредством СМИ, происходит стихийно. И в контексте того, что Россия находится на пороге вступления в информационное общество, можно говорить об идеологической функции СМИ, выполняемой благодаря возросшей тенденции их к манипулированию общественным сознанием. Таким образом, посредством манипуляций, средства массовой информации, в том числе и виртуальная среда, начинают менять представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе.

Файлы: 1 файл

Курсовая ТиПМИ без титульника.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Наравне с  чисто фантастическими персонажами  в фильмах присутствует огромное количество «обычных» людей («Сумерки», «Гарри Поттер»). Однако ни один респондент при ответе на вопросы «Ассоциируете ли Вы себя с одним из героев (или несколькими) данного фильма?» и «Если ассоциируете, то какие черты характера, манеры поведения считаете схожими?» не указал ассоциаций с людьми, не обладающими «сверхъестественными» способностями. Как видно из рисунка 4 большинство все-таки соотносит себя с главными героями. При этом качества, считаемые подростками схожими с персонажем, указываются и внешние («стиль в одежде», «внешние данные»), и внутренние («проницательность», «веселость», «странность» и др.). Пытаясь быть похожими в каких-либо аспектах на любимых героев, подростки в сознании формируют определенные стереотипы. По результатам обработки ответов, на вопрос «Что Вас привлекает в данном фильме?» были выявлены 7% респондентов, которые используют опыт героев фильма для разрешения реальных жизненных ситуаций.

Рисунок 4 – Ассоциируете ли Вы себя с одним из героев (или несколькими) данного фильма?

При просмотре и дальнейшем осмыслении данных фильмов у подростков, состоящих в данных организациях, наблюдается частичный «уход» от существующей реальности, происходит ее искажение через «призму придуманного мира». Такое искажение проявляется в том, что многие явления реального мира после просмотра фильмов видятся подростками иначе. Например, как уже упоминалось ранее, фанаты хотели бы «перенести» из фильмов «оборотней и вампиров», тем самым не беря в расчет то, что по своей сущности данные фольклорные герои являются жестокими убийцами; другие восторгаются батальными сценами, кровопролитными сражениями, жестокостью. Из анализа полученных данных следует, что образы, созданные режиссерами и сценаристами, искажают представление подрастающего поколения о негативных сторонах объективной реальности, как войнах, убийствах, насилии и др.

Создатели культовых  фильмов для более эффективного привлечения зрителей используют различные приемы предварительной рекламы фильма через СМИ. Выпуск трейлеров задолго до появления фильма, появление в Интернете постеров, саундтреков и др. из нового фильма. Это играет очень важную для фанатов роль. Так при ответе на вопрос о том, что больше всего привлекает в данном фильме (рисунок 5), получилось, что главный способ привлечь аудиторию – заставить «подождать».

Рисунок 5 – Что Вас привлекает в данном фильме?

Например, на фан-сайте  фильма «Сумерки» установлен «счетчик»  до выхода следующей «Саги Затмение». Такой же «счетчик» есть и у поклонников «Гарри Поттера».

Так же большой популярностью  в фанатской среде пользуется атрибутика с логотипами любимого фильма. В качестве таких вещей выступают  плакаты, футболки, сумки, DVD и CD диски не только с записями фильма, но и другой различной информации о «предмете поклонения». При анализе ответов на вопрос «Покупаете ли Вы выпускаемую с эмблемой фильма продукцию (постеры, футболки, календари и др.)?» было выявлено, что большей подверженности такого типа рекламы обладает младшая категория фанатов (рисунок 6). На гистограмме соответственно: 1– возрастная категория 15 лет, 2 – 16 и 3 – 17 лет. Это распределение является подтверждением зависимости подверженности манипулированию от возрастного аспекта.

Рисунок 6 – Распределение по возрастным категориям ответов на вопрос «Покупаете ли Вы выпускаемую с эмблемой фильма продукцию (постеры, футболки, календари и др.)?»

Таким образом, получается цельная картина рассмотренного аспекта проблемы: подростки в наибольшей степени подвержены воздействию на сознание извне. В процессе социализации данная возрастная категория стихийно взаимодействует с различного рода информационными потоками, поступаемыми из СМИ. Наиболее востребованным среди подростков «продуктом» СМИ являются фильмы.

По проведении исследования были получены следующие результаты: во-первых, у небольшой части исследованных  подростков было выявлено наличие определенных поведенческих стереотипов: использование моделей поведения экранных героев, применимых к реальным жизненным ситуациям. Проявление таких стереотипов в масштабах генеральной совокупности может повлечь за собой изменение на нижнем – обыденном – уровне общественного сознания. Во-вторых, через призму восприятия данной категории фильмов происходит искажение реально существующих негативных общественных явлений, таких как войны, убийства и насилие. Данные явления в фильмах показываются с жестокими подробностями. Однако эмоции вызывают у большинства не только не негативные, а наоборот, позитивные или даже становятся причиной многократного просмотра данной категории фильмов. Что так же при распространении на большие масштабы будет оказывать влияние на общественное сознание.

В связи с этим необходимым  становится контроль со стороны родителей за выбором подростками фильмов. На данном этапе родители его не контролируют. Это видно из распределения ответов респондентов (рисунок 6).

На данном этапе развития современного общества становится все  более очевидным факт воздействия  на сознание со стороны средств массовой информации как индивидуальное, так и на общественное. Для достижения наибольшей материальной выгоды СМИ прибегают к различного вида манипулятивным технологиям. В фильмах таких технологий не такое количество как в рекламе, на телевидении, в Интернете и др., однако  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6 – Как близкие люди относятся к Вашему увлечению?

культовые фильмы производят колоссальный эффект на зрителей, особенно на категорию подростков. Они в  свою очередь уже являются носителями общественного сознания наряду с  другими представителями общества. Опасность составляет то, что подростки – следующее поколение, и если на их сознание влияют подобные факторы, то данная проблема будет нарастать как «снежный ком» на следующие и следующие поколения. Вследствие этого изменится сознание всего общества, и уже через несколько лет общество будут населять «орки», «эльфы», «хоббиты» и «гоблины». Для предотвращения подобного эффекта необходимо регулирование выпускаемых на экраны фильмов «сверху» - введение более жестких возрастных ограничений и цензуры – и «снизу» контроль со стороны родителей за выбором фильмов.

 

Заключение

 

 

В ходе выполнения данной работы выполнялись следующие задачи: рассматривались понятие общественного сознания и факторы, влияющие на его формирование, выявлялись способы манипулирования общественным сознанием, и был сделан вывод о том, что средства массовой информации оказывают непосредственное влияние на общественное сознание.

После изучения теоретической  базы исследования был сделан вывод о том, что индивидуальное сознание взаимозависимо с общественным и его становление происходит по мере становления и развития самого общества. В рамках данного вывода было проведено исследование частностей общества – подростков – и СМИ – кинематографии.

Анализ обработки результатов позволил сделать вывод о непосредственном влиянии продуктов средств массовой информации на сознание подростков, а именно: возникновение поведенческих стереотипов, т.е. «перенесение» моделей поведения киногероев на реальные жизненные ситуации. Проявление таких стереотипов может повлечь за собой изменение на нижнем – обыденном – уровне общественного сознания. Во-вторых, через призму восприятия данной категории фильмов происходит искажение реально существующих негативных общественных явлений, таких как войны, убийства и насилие. Эмоции такие сцены вызывают у большинства не только не негативные, а наоборот, позитивные или даже становятся причиной многократного просмотра данной категории фильмов. Что так же при распространении на большие масштабы будет оказывать влияние на общественное сознание.

Таким образом, суммируя все вышеизложенное, необходимо сделать  вывод о результате проведенной  работы, а именно об уровне доказанности гипотезы исследования: положение гипотезы было обосновано эмпирически.

 

Список использованных источников

 

 

1 Андрейченко, Г., Грачева, В. Общественное и индивидуальное сознание, их структура и взаимосвязь. Функции сознания [Электронный ресурс]. – Электр. дан. (1 файл) – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Andr/24.php. – Загл. с экрана.

2 Балкова, А.А. Телевидение  как инструмент воздействия на  человеческое сознание [Электронный  ресурс]. − Электр. дан. (1 файл) –  Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library. – Загл. с экрана.

3 Беляев, М.И. Об общественном  сознании [Электронный ресурс]. – Электр. дан. (1 файл) – Режим доступа: http://www.milogiya2007.ru/soznanie3.htm. – Загл. с экрана.

4 Волкогонов, Д. А. Психологическая  война. Подрывные действия империализма  в области общественного сознания [Электронный ресурс]. – Электр. дан. (1 файл) – Режим доступа: http://bookap.info/psywar/volcogonov/gl4.shtm. – Загл. с экрана.

5 Дьякова, Е.Г., Трахтенберг,  А.Д. Массовая коммуникация и  проблема конструирования реальности: анализ основных теоритических  подходов [Электронный ресурс]. − Электр. дан. (1 файл) – Режим доступа: http://kosilova.textdriven.com/narod/studia2/masskult.htm. – Загл. с экрана.

6 Елькин, Р. Общественное  сознание. Сущность. Уровни. Формы [Электронный  ресурс]. – Электр. дан. (1 файл) –  Режим доступа: http://www.webstarstudio.com/marketing/theor/fil/vopr1.htm. – Загл. с экрана.

7 Зелинский, С.А. Информационно-психологическое  воздействие на массовое сознание [Электронный ресурс]. − Электр. дан. (1 файл) – Режим доступа: http://www.librero.ru/metody_vliania_na_4elove4eckoe_coznanie.htm. – Загл. с экрана.

8 Каландаров, К.Х. Управление  общественным сознанием. Роль  коммуникативных процессов [Текст] / К.Х. Каландаров. – М.: Гуманитарный  центр «Монолит», 1998. — 80 с.

9 Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция  сознанием [Электронный ресурс]. − Электр. дан. (1 файл) – Режим доступа: http://www.kara-murza.ru/manipul.htm. − Загл. с экрана.

10 Климов, И. Еще раз  о ящике [Электронный ресурс]. − Электр. дан. (1 файл) – Режим  доступа: http://socreal.fom.ru/?link=ARTICLE&aid=66. –  Загл. с экрана.

11 Кондрашин, И. Общественное  сознание [Электронный ресурс]. −  Электр. дан. (1 файл) – Режим доступа: http://ikondrashin.narod.ru/rus/consc/comc.htm. – Загл. с  экрана.

12 Маланов, М.Б. Интеллектуальный  продукт, издательские технологии  и средства массовой информации в процессах формирования общественного сознания [Электронный ресурс]. − Электр. дан. (1 файл) – Режим доступа: http://www.exprint.ru/zd1.htm. – Загл. с экрана.

13 Мельник, Г.С. Стереотип, формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации [Электронный ресурс]. − Электр. дан. (1 файл) – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/stereotype1.htm. – Загл. с экрана.

14 Нит, Д.И. Проблема  искажения социальной реальности [Электронный ресурс]. − Электр. дан. (1 файл) – Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library. – Загл. с экрана.

15 Салемгареева, Л.С. СМИ  и общественное сознание: влияние,  проблемы, технологии манипулирования  [Электронный ресурс]. − Электр. дан. (1 файл) – Режим доступа: http://vestnik.ipk.ru/index.php?id=1537. – Загл. с экрана.

16 Тулина, С Средства  массовой информации как основной  субъект манипуляции [Электронный  ресурс]. – Электр. дан. (1 файл) –  Режим доступа: http://www.ladno.ru/technology/2607.html. – Загл. с экрана.

17 Черных, А.И. Мир современных  медиа [Текст] / А.И. Черных. − М.: Территория будущего, 2007. − 312 с.

18 Чеснокова, В.Ф. Эмиль  Дюркгейм. Общественное сознание. Социологический  метод. Лекция 7 [Электронный ресурс]. – Язык социологии (1 файл) – Режим  доступа: http://www.polit.ru/science/2008/11/05/soc.html. –  Загл. с экрана.

19 Шиллер, Г. Манипуляторы  сознанием [Электронный ресурс]. − Электр. дан. (1 файл) – Режим  доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000947/st000.shtml. – Загл. с экрана.




Информация о работе Формирование общественного сознания