Задачи транспортной логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:08, контрольная работа

Описание работы

Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, типовых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, ГСМ и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве.

Содержание работы

Введение 3
Экономическая сущность, задачи и функции транспортной логистики 5
Показатели использования транспортных средств, методика их расчета 7
Перспективы развития транспортной логистики 12
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Logistika.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Московский государственный университет  печати им. И. Федорова

Факультет экономики и менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Логистика»

на тему: «Задачи транспортной логистики»

 

 

 

 

Выполнил: студент  гр. ЗэУВ-6-1

Бородин Михаил

Проверила: Косова Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Оглавление

 

Введение

3

Экономическая сущность, задачи и функции транспортной логистики

5

Показатели  использования транспортных средств, методика их расчета

7

Перспективы развития транспортной логистики

12

Список литературы

17


 

 

Введение

 

Логистика –  наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая  наука. Особенно бурное развитие она  получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, типовых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, ГСМ и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве.

Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрно-промышленного комплекса, транспорта и т.д.

К концу 20 века логистическая наука выступает  как дисциплина, включающая в себя закупочную или снабженческую логистику, логистику производственных процессов, сбытовую или распределительную логистику, транспортную логистику, информационную или компьютерную логистику и ряд других.

Каждая из перечисленных  областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей  литературе; новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками.

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Транспорт как составная часть более крупной системы, т.е. логистической цепи, привел к необходимости рассматривать его в разных аспектах. С точки зрения изучения эффективности работы отдельных видов транспорта интерес представляют перевозки грузов между пунктами отправления и назначения на каждом из них. Однако с позиции организации перевозок целесообразно анализировать весь процесс перевозки в целом от двери грузоотправителя до двери грузополучателя. Если же учитывать интересы клиентуры, то здесь необходимо принимать в расчет не только перевозку на магистральных видах транспорта, но и обработку, хранение, упаковку и распаковку, подачу материалов к станкам в цехе и все связанные с этим процессы информации, сопровождающие материальный поток. Такой подход способствует оптимальному выбору транспортных услуг, ибо качество перевозок, как правило, в большей мере отражается на общих расходах, чем себестоимость перевозок.

С точки зрения специализации и кооперирования производства, изучение транспорта нельзя ограничивать сферой отдельных материально-технических  связей. Он должен рассматриваться во всей системе материально-технического снабжения – от первичного поставщика до конечного потребителя, включая промежуточные этапы.

 

1. Экономическая  сущность, задачи и функции транспортной  логистики

 

Транспортная логистика – перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками.

Транспорт – связующее звено между элементами логистических систем, осуществляющий передвижение материальных ресурсов.

Транспорту  принадлежит особая роль в народном хозяйстве страны, он связывает воедино все отрасли производства, обеспечивая перемещение сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Значительная  часть операций на пути движения материалопотока  от источника сырья до конечного  потребителя осуществляется с помощью различных транспортных средств, при этом затраты на транспортирование достигают 50% общих затрат.

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт, предназначенный для общего пользования и транспорт необщего пользования.

Транспорт общего пользования обслуживает сферу  обращения и население. Данный вид транспорта часто называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае – в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает городской транспорт, железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт необщего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Задачи транспортной логистики:

– обеспечение технического соответствия участников транспортного процесса – согласованность параметров транспортных средств;

– обеспечение технологического соответствия участников транспортного процесса – применение единой технологии транспортировки;

– согласование экономических интересов участников транспортного процесса – общая методология построения тарифной системы;

– использование единых систем планирования – разработка и применение планов-графиков для различных видов транспорта;

– создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор типа транспортного средства, выбор маршрута и др.

Транспортной  системе присущи черты, свойственные любой другой производственной системе. Однако по сравнению с остальными отраслями народного хозяйства  транспорт обладает целым рядом  специфических особенностей, порождаемых  характером производственного процесса:

– в процессе своего функционирования транспортная система не создает нового материального продукта, ее продукцией является сам процесс перемещения грузов и пассажиров;

– в отличие от продукции других отраслей транспортная продукция не взаимозаменяема: превышение объема перевозок какого-либо груза между одними пунктами не может скомпенсировать невыполнение перевозок того же груза между другими пунктами. Эта продукция не существует отдельно от транспорта и не может производиться в запас, т.е. непредставление транспортных услуг в один период времени не может быть скомпенсировано перевыполнением их в другой период времени;

– средства производства транспортной отрасли рассредоточены по всей стране, большая часть их находится в постоянном перемещении. Масштабы деятельности отрасли, рассредоточенность ее объектов, динамический характер производственного процесса, воздействие большого числа случайных факторов обусловливают чрезвычайную сложность управления транспортной системой.

Значение транспортной логистики заключается в организации перемещения материального потока транспортом общего пользования исходя из приоритетных критериев экономических субъектов рынка (грузовладельцев). В связи с этим, инициатором логистического процесса, а значит и выбора того или иного вида транспорта является именно грузовладелец (как правило, грузоотправитель), находящийся в начале логистической цепи (цепочки поставок).

Таким образом, грузовладелец понимает под транспортной логистикой в первую очередь возможность  выбора того вида транспорта, который удовлетворяет его с точки зрения реализации критериев предпочтения. Поэтому главная задача перевозчика в рамках транспортной логистики – это формирование конкурентоспособных транспортных составляющих логистических систем экономических субъектов рынка (грузовладельцев), позволяющих удовлетворять их потребности не только с точки зрения возможности перемещения продукции, но и при обязательном выполнении требований, предъявляемых к качеству перевозки.

 

2. Показатели использования транспортных средств, методика их расчета

Транспортные  средства и транспортные коммуникации характеризуются высокой капитальностью. Поэтому вполне справедливым является утверждение большинства ученых – экономистов, о том, что высокая  инвестиционная составляющая по транспорту оправдывается только при эффективном его использовании.

Постоянный  рост объемов перевозок товаров  автомобильным транспортом, в том  числе принадлежащим торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость  более эффективного его использования.

 

К числу факторов, определяющих более интенсивное  использование автомобильного транспорта, относятся:

  1. улучшение использования грузоподъемности транспортных средств;
  2. повышение коэффициента сменности работы транспорта;
  3. сокращение простоев;
  4. улучшение использования пробега;
  5. ускорение погрузочно-разгрузочных работ.

Для оценки эффективности  работы автомобильного транспорта используются технико-экономические показатели.

Так, использование  парка подвижного состава можно  оценить при помощи коэффициентов технической готовности и выпуска.

Коэффициент технической  готовности (Кг) подвижного состава  к работе определяется по формуле:

 

Кг=АДг/АДс, (1)

 

где АДг –  автомобиле-дни в готовом для  эксплуатации состоянии;

АДс – списочные  автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве.

 

Коэффициент выпуска  подвижного состава можно определить по формуле:

 

Кв=АДэ/АДс,   (2)

 

где АДэ –  число автомобиле-дней эксплуатации.

Указанные показатели можно улучшить за счет повышения  уровня технической готовности автомобилей, постоянно обновляя парк подвижного состава, своевременно проводя профилактические и ремонтные мероприятия.

Для определения  степени использования грузоподъемности транспортных средств можно применить  статический и динамический коэффициенты.

Статический коэффициент (Кс) определяется отношением:

 

Кс=Qa/Qn      (3)

 

где Qa – количество фактически перевозочного груза;

Qn – номинальная грузоподъемность  автомобиля.

Динамический коэффициент (Кд) определяется отношением:

 

Кд=Рт.ф. / Рн     (4)

 

где Рт. ф. – фактическая транспортная работа, ткм;

Рн – количество тонно-километров, которое можно было выполнить  при полном использовании номинальной  грузоподъемности автомобиля.

Улучшению использования  грузоподъемности автотранспортных средств  в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки.

В данном случае из поля зрения выпадает такой фактор, который характеризует  уровень организации перевозок. Ведь не секрет, что в ряде случаев автомобиль, поехав за товаром, приезжает ни с чем, сделав холостой пробег. А в других случаях транспортировка организована так, что товар перевозится в обоих направлениях: в одну сторону для себя, в другую попутный груз сторонних организаций.

Даже перевозку собственных  грузов в ряде случаев можно организовать так, что машина будет загружена  в оба конца рейса.

Например, выезжая за товаром, автомобиль можно загрузить тарой  освободившейся после реализации товара. Это позволит сократить транспортные расходы предприятия и в целом издержки обращения.

Поэтому для оценки работы транспортных средств можно использовать и такой показатель, как коэффициент  полезного пробега (Кп), который должен исчисляться по следующей формуле:

 

Кп=П2/П0   (5)

 

где П2 – пробег с грузом, км.

П0 – общий пробег, км.

И конечно же, для оценки работы транспортных средств следует  использовать такой обобщающий показатель, как себестоимость одного тонно  – километра. В нем заложены все  факторы характеризующие уровень  использования автомобиля.

Например, если себестоимость  тонна – километра низкая, то это наглядно свидетельствует не только об экономном использовании  ресурсов, но и о грамотной организации  перевозок, хорошем техническом  состоянии автомобилей и их высокой  технической готовности.

Если же себестоимость  высокая, то данная оценка будет совершенно противоположной.

Информация о работе Задачи транспортной логистики