Взаимодействие служб логистики и маркетинга на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 10:53, реферат

Описание работы

Целью исследования является: анализ взаимосвязи логистики и маркетинга.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть основные определения и концепции маркетинга;
- изучить основные направления и концепции логистики;
- рассмотреть взаимодействие маркетинга и логистики;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основные определения и концепция маркетинга…………………………..4
2. Основные определения и концепция логистики……………………………6
3. Взаимодействие маркетинга и логистики……………………………………9
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованных источников………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Логистика.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

- Right customer (наличие заказчиков продукта);

- Right cost (рассчитанные затраты  на работу с продуктом).

 

Структура такого «микса» приведена на рис.1

 

 

 

 

 

 

Взаимосвязь логистики и маркетинга

 

Рис. 1 Взаимодействие маркетинга и логистики

Логистика, по отношению к фактору «цена», обычно оказывает прямое влияние на достижение фирмой корпоративных или финансовых стратегических целей, задаваемых маркетингом. Ценовые решения требуют тщательного анализа факторов, относящихся к конкурентным товарам, социально-экономическим, демографическим и др. характеристикам потребителей на конкретном сегменте рынка.

В ряде случаев логистика может быть заинтересована в разных схемах ценообразования, если они отвечают требованиям управления запасами, изменения места складирования и времени доставки, диктуемых потребительским спросом и обеспечением соответствующего уровня качества сервиса. Усилия логистики здесь могут быть направлены на увеличение объемов продаж в определенных сегментах рынка, если там не достигнута маркетинговая схема цены. Такая ситуация часто складывается под воздействием сезонных колебаний спроса, которые вызывают необходимость принятия дополнительных логистических решений по управлению запасами (например, создание специальных сезонных запасов).

Другой важной характеристикой сферы взаимного пересечения интересов маркетинга и логистики являются продуктовые характеристики и, прежде всего, ассортимент продукции, определяемый маркетинговой стратегией фирмы. Ассортиментные характеристики готовой продукции непосредственно влияют на структуру логистических цепей и каналов в системе дистрибьюции, а также на уровень запасов, виды транспортных средств, способы транспортировки и т.д. Появление новых ассортиментных позиций, даже одного товара, но в другой (по габаритным размерам) упаковке может полностью изменить структуру логистического канала или способ транспортировки и поэтому должно быть обязательно согласовано с логистическим менеджментом.

Стремление дизайнеров фирмы к оригинальной упаковке, часто продиктованное требованиями маркетинга, может вызвать незапланированное повышение логистических издержек. Логистический менеджмент иногда определяет упаковку продукта как «молчащий продавец», так как на уровне розничного торговца упаковка может быть решающим фактором, влияющим на объем продаж. С позиций маркетинга важны внешний вид упаковки, ее привлекательность, наличие полной информации о товаре, т.е. те параметры, которые могут выделить его среди аналогичных взаимозаменяемых товаров конкурентов. Для логистики упаковка важна прежде всего с точки зрения ее габаритных размеров и способности защищать товар от возможных повреждений в процессах транспортировки и грузопереработки. В частности, потребительская (торговая) упаковка должна быть пригодна для помещения ее в промышленную или внешнюю транспортную упаковку, желательно с полным использованием объема.

Продвижение товара на рынок является одной из ключевых функций маркетинга, которой уделяется много внимания в любой фирме. Важность продвижения подтверждается теми огромными суммами, которые затрачиваются во всем мире на рекламу, демонстрацию готовой продукции, организацию распределения и продаж. Обычно специалисты по маркетингу подразделяют стратегии продвижения готовой продукции на две базовых категории: «тянущие» и «толкающие». Эти категории связаны с конкуренцией в логистических каналах распределения готовой продукции. Перед производителями часто встает дилемма: создавать свои (фирменные) распределительные сети или привлекать для сбыта готовой продукции логистических посредников (оптовых и розничных торговцев). Первый подход требует, как правило, больших инвестиций, но позволяет полнее контролировать рынок и объем продаж. Во втором случае затраты существенно меньше, но теряется полностью или частично контроль над рынком сбыта. При этом распределительные каналы оптовых посредников являются объектом постоянной конкуренции между производителями готовой продукции.

Маркетинговая стратегия «вытягивания» (pull strategy) товара через канал распределения обычно связана с широкомасштабной рекламной кампанией в средствах массовой информации, которую осуществляет фирма-производитель. Реклама стимулирует спрос покупателей, которые запрашивают рекламируемый товар у розничных торговцев; те, в свою очередь, обращаются к оптовикам, а последние - к производителю. Таким образом, получается некоторый замкнутый контур «вытягивания» товара у фирмы-производителя на основе спроса, стимулируемого рекламой. Независимо от принадлежности канала распределения стратегия «вытягивания», как правило, не требует создания и поддержания больших запасов готовой продукции в распределительной сети.

Основой стратегии «проталкивания» (push strategy) является кооперация производителя готовой продукции с оптовыми и розничными торговыми посредниками, когда товар «выталкивается» из производства в распределительные каналы посредников почти независимо от стимулирования спроса. Издержки на рекламу несут посредники самостоятельно или вместе с производителем готовой продукции. Часто производитель вынужден стимулировать продвижение на рынок и продажу товаров, устанавливая специальные скидки или создавая дополнительные запасы у розничных торговцев. Упор в этом подходе делается на регулирование запасов готовой продукции в распределительных каналах оптовых и розничных торговых партнеров.

С позиций логистики рассмотренные подходы принципиально различны, так как акцентируют внимание на разных логистических функциях: транспортировке, с одной стороны, складировании и управлении запасами - с другой. Чаще логистический менеджер отдает предпочтение стратегии «проталкивания» с ее большей направленностью на насыщение логистического канала и подготовку продаж. Стратегия «вытягивания», преследующая цели немедленного удовлетворения спроса, ставит перед логистическим менеджментом гораздо больше проблем. Поэтому необходима постоянная координация стратегических логистических и маркетинговых планов в дистрибьюции.

Взаимодействие логистики и маркетинга по параметру «место» обычно представляет собой проблему выбора точек сбыта основного объема готовой продукции. С позиций маркетинга это трансформируется в задачу выбора: или продавать оптовикам, или – напрямую розничным торговцам. При этом решения о выборе «места» всегда предшествуют решениям о выборе структуры каналов дистрибьюции. С точки зрения логистики, такие решения могут существенно повлиять на эффективность логистической системы. Например, фирмы, имеющие контакты по сбыту только с оптовиками, как правило, испытывают меньше логистических проблем, так как оптовики более предсказуемы, имеют тенденцию закупать готовую продукцию большими партиями, размещают свои заказы и управляют запасами готовой продукции в складских системах более стабильно и эффективно, чем розничные торговцы. Существенным фактором является в этом случае гораздо меньший уровень затрат фирмы-производителя на транспортировку продукции.

Взаимосвязь маркетинга и логистики обширна и разнообразна, т.к. эти две реальности тесно увязаны между собой единым алгоритмом управления бизнес-процессами.

                                         Заключение

Разговоры о взаимодействии логистики и маркетинга часто  приводят к спорам, что же важнее. С одной стороны есть отдел маркетинга, который занимается исследованием спроса, анализирует рынок, предугадывает ожидания, разрабатывает рекламную кампанию, планирует сбыт. Это безусловно важно, но кто тогда будет доставлять товар до потребителя, удовлетворяя возросший интерес к товарам во  время акций, кто станет искать оптимальные пути доставки и размещения складов? Конечно, отдел логистики.

Таким образом, я считаю, что спорить о важности этих частей компании глупо, потому что без них  не обойдется ни одна крупная организация  на сегодняшний день.

Стоит упомянуть, что цель любого предприятия – это достижение прибыли. Маркетинг и логистика  непосредственно влияют на объемы продаж. Первый отдел изучает рынок, анализируя спрос, а второй доставляет продукт  до потребителя. Связи очень сильно переплетены. Следовательно, маркетинг и логистика постоянно взаимодействуют в интересах компании. Однако не всегда всё проходит гладко, порой возникают проблемы и споры.

Например, при разработке нового продукта не учитываются условия  транспортировки и хранения. Хранение на уже существующих складах скажется на товарном виде продукта. В результате отдел логистики вынужден повысить затраты из-за покупки/аренды нового оборудования, склада или транспорта. Кроме того, новая упаковка, разработанная  отделом маркетинга, может потребовать  от логистов кардинальных перемен. К примеру, она не помещается в стандартный короб и нужно делать специальный лоток или даже специальную машину, которая будет упаковывать такого рода товар. Такие моменты становятся неприятной неожиданностью, которую нужно и можно было предотвратить. Неверное прогнозирование спроса или регионов сбыта, нескоординированные маркетинговые акции тоже огромная проблема для отдела логистики, а если логисты в последнюю очередь узнают о планируемой акции – это, скорее всего, выброшенные на ветер средства компании.

В странах с развитой рыночной экономикой сложились чёткие и обоснованные взгляды на это явление, его роль и место в экономике. Если маркетинг рассматривается, как система взглядов, а также способ постановки стратегических и прикладных задач в рыночных процессах, то логистика - как исполнительный рыночный механизм не только в предприятиях различных форм собственности, но также на муниципальном и государственном уровнях управления народным хозяйством.

Взаимосвязь маркетинга и логистики обширна и разнообразна, т.к. эти две реальности тесно увязаны между собой единым алгоритмом управления бизнес-процессами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Список использованных источников

Новиков О.А. «Логистика: учебное пособие» / О.А. Новиков, Санкт – Петербург, 2005г.

Скоробогатова Т.Н. Логистика: Учебное пособие: 2-е изд.– Симферополь: ООО «ДиАйПи», 2005г.

Степанов В.И. Логистика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007г.

Сток Дж. «Стратегическое управление логистикой» / Дж. Сток – Москва, 2005г.

Толмачев О.В. «Закупочная и производственная логистика: учебное пособие» / О.В. Толмачев – Екатеринбург 2009г.

Уотерс Д. «Логистика: управление цепью поставок» / Д. Уотерс – Москва 2003г.

 

 


Информация о работе Взаимодействие служб логистики и маркетинга на предприятии