Выбор поставщика материальных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 10:02, контрольная работа

Описание работы

Как осуществляется выбор поставщика материальных ресурсов
Дайте характеристику видам запасов, существующих на предприятии.

Файлы: 1 файл

Логистика .doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)


 

                                            Вопрос 1

      Как осуществляется выбор поставщика материальных ресурсов

 

Одной из важнейших задач фирмы является выбор поставщика материальных ресурсов. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам, на основании выполнения которых осуществляется расчет рейтинга поставщика. Следовательно, система контроля исполнения договоров поставки должна позволять накапливать информацию, необходимую для такого расчета.

В качестве  критериев выбора поставщика используется цена, качество поставляемых товаров и надежность поставки. Однако этот перечень может быть и больше.

Выбор поставщика и перевозчика материальных ресурсов - важнейшие задачи логистики. Различают  два основных подхода к решению  задачи выбора поставщика материальных ресурсов:

Аналитический - предполагает     осуществление     выбора с использованием    формул,    которые    включают ряд   параметров, характеризующих поставщика     и     возможных     логистических посредников.

Экспертный - в основу которого положены оценки специалистов-экспертов для параметров, характеризующих поставщика и логистических посредников. Выбор поставщика осуществляется на основе полученных интегральных экспертных оценок (рейтингов).

Обязательным   этапом  решения  задачи   выбора  поставщиков является определение соответствующего   набора     локальных критериев данного выбора. Эти критерии, а также их ранжирование осуществляет высший менеджмент фирмы-клиента, исходя из стратегических и тактических целей бизнеса. К числу важнейших локальных   критериев   выбора   поставщика  ряд   авторов   относят: качество     поставляемых     материальных     ресурсов     и     сервиса, надежность      поставок,      финансовые      условия,      возможности удовлетворить    требования    фирмы-производителя, расположение (дислокация), сопутствующий сервис, ценовой фактор и другие.

Следующим    этапом    решения    задачи    выбора    поставщика является оценка поставщиков по определенным ранее критериям. При выборе вес того или иного локального критерия в общей их совокупности определяется       экспертным       путем.       Рейтинг (интегральная оценка) поставщика   определяется суммированием   произведений   веса   локального   критерия   на   его оценку   для   данного   поставщика.   Сравнивая   рейтинги   разных поставщиков,   выбирают наилучшего, с которым и будет заключен договор.    Иногда    для    расчета    рейтинга    может использоваться система оценок, при которой более высокий рейтинг свидетельствует о большем уровне негативных качеств поставщика. В   этом   случае   предпочтение   следует   отдать   тому   поставщику, который имеет наименьший рейтинг.

К   основным   недостаткам   существующих   методик   выбора поставщиков материальных ресурсов следует отнести отсутствие учета динамики изменения локальных критериев выбора поставщика, а также случайного характера величины данных критериев.

Алгоритм    выбора    поставщика    материальных    ресурсов в значительной степени определяется видом исходной информации о значениях критериев выбора.

В   частности   исходная   информация   о   значении   локальных критериев выбора может быть задана:

1. одним значением (одно наблюдение) или средней оценкой критерия (точечная информация);

2. динамическим рядом значений с равноотстоящими уровнями;

3. рядом динамики с неравноотстоящими уровнями.

В    первом    случае    задача    выбора    поставщика    решается известными методами (аналитический и экспертный).

Во  втором    случае    выполняется    краткосрочный    прогноз локальных     критериев     с     использованием      комбинированных прогнозных оценок. Для выполнения комбинированного прогноза локальных критериев поставщика используются адаптивные методы прогнозирования и экспертные методы прогнозирования с учетом байесовских     оценок.     Такой     подход     обеспечивает     получение эффективного,    надежного    краткосрочного     прогноза    значений локальных  критериев.  Полученные  прогнозные  оценки локальных критериев имеют различные размерности, например, цена, качество поставляемых товаров, надежность поставки и другие. Поэтому на следующем  этапе  проводим  нормализацию  локальных  критериев выбора поставщика. Под нормализацией локальных критериев мы понимаем такую последовательность процедур, с помощью которой все   критерии   приводятся   к   единому,   безразмерному   масштабу измерения. Расчеты нами проводились в зависимость от характера локального критерия. Если критерии должны быть минимизированы, то использовали в расчетах принцип минимальных потерь. Если критерии   должны   быть   максимизированы,   то   использовали   в расчетах принцип максимальной эффективности.

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Вопрос 2.

Дайте характеристику видам запасов, существующих на предприятии.

 

Характер и структура запасов зависят от положения предприятия в канале распределения продукции.

Деление запасов по месту использования:

     - в производстве - сырье, детали, незавершенная и готовая продукция. Являются источником долговременного риска для компании, особенно в ситуации динамично изменяющихся рынков; сырьевые материалы (в том числе комплектующие изделия и топливо); товары, находящиеся на стадии изготовления (незавершенное производство);готовая продукция;

   - в оптовой торговле - готовая продукция закупается большими партиями, а продастся маленькими. Если существуют ярко выраженные сезонные колебания, оптовики вынуждены этот спрос сглаживать. Особенно сложно управлять запасами в оптовой торговле в условиях растущего ассортимента и непредсказуемых потребительских предпочтений;

  - в розничной торговле - розничные торговцы несут затраты на представление и продажу продукции потребителю, кроме того, они рискуют в случае невозможности непродажи продукции. Розничные продавцы склонны "выталкивать" запасы на предыдущие уровни канала распределения (оптовых продавцов и производителей), требуя от них быстрой доставки товаров широкого ассортимента. Особенно это характерно для крупных сетей супер и гипермаркетов.

      Также можно разделить запасы в зависимости от их целевого назначения на следующие категории:

   - технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной отрасли логистической системы в другую;

   - текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;

  - резервные (страховые), иногда их называют "запасами для компенсации случайных колебаний спроса" (к этой категории относятся также спекулятивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию. например в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отложенным спросом).

     Следует отметить, что стоимость дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных торговых сделок или нереализованных заказов. В нее входят и потери времени на изготовление продукции, и потери рабочего времени, возможно, потери времени из-за дорогостоящих перерывов в производстве переходах между сложными технологическими процессами.

    Виды запасов на предприятии могут быть различными в зависимости от их предметного содержания, фаз воспроизводства, на которых они создаются, и функционального предназначения. Запасы товарно-материальных ценностей образуются на всем пути продвижения продукции от мест производства к местам потребления. Материальные запасы – это товарно-материальные ценности, предназначенные для использования, но временно не используемые, ожидающие поступления в процесс производственного или личного потребления.

       Запасы предназначенной к реализации продукции, хранящиеся на складах предприятий-изготовителей, на предприятиях оптовой, мелкооптовой, розничной торговли, в заготовительных организациях, и транспортные запасы называют запасами в каналах сферы обращения или товарными запасами.

      Транспортные запасы, или запасы в пути, – это запасы продукции, на момент учета находящиеся в пути (в процессе территориального перемещения) от предприятий-изготовителей к потребителям, предприятиям оптовой торговли, погруженные в железнодорожные вагоны, автомобили, суда, самолеты.

    На складах или в других местах хранения у потребителей создаются производственные запасы.

   Производственными запасами называются находящиеся на предприятиях запасы предметов труда и средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, предназначенные для производственного потребления, но еще не вступившие в производственный процесс, еще не использованные и не подвергнутые обработке, и служат для обеспечения бесперебойности производства, сглаживания неравномерности спроса, производства и снабжения. Они составляют на промышленных предприятиях значительную часть оборотных средств, а потому заслуживают особого внимания. Мы привыкли к тому, что создание запасов – естественная часть деловой активности и заниматься коммерческими делами без больших запасов невозможно.

     Размеры производственных запасов являются производными величинами от характера и масштабов производства, степени насыщенности рынка товарами и организации его функционирования: рост масштабов производства (объема продаж) вызывает соответственное увеличение абсолютных размеров запасов; неравномерное и недостаточное насыщение рынка материальными ресурсами, несоблюдение своих обязательств поставщиками также побуждает предпринимателей к увеличению размеров запасов.

     Большие запасы на предприятии не всегда являются предпосылкой успеха. Создание на предприятии запасов, обеспечивающих преодоление любых затруднений, экономически неоправданно.

     Имеются факторы, побуждающие к уменьшению размеров запасов. К их числу относятся:

  - затраты на физическое хранение запасов;

  - отвлечение из оборота значительных средств;

  - упущенный доход;

  - потери при хранении как в количестве, так и качестве запасов;

  - моральный износ хранящихся материальных ресурсов и готовой продукции.

 

    При хранении материальных запасов происходит испарение, разложение и другая их количественная убыль, а также снижение потребительских свойств вследствие необратимых процессов в хранимом, что ведет к потерям и в качестве материальных ресурсов.

    Сокращение размеров производственных запасов может быть очень весомым дополнительным источником материальных ресурсов на предприятии, способствующим увеличению объема производства продукции без дополнительных затрат. Нужно отметить, что запасов не должно быть и мало. Отсутствие запасов нередко вынуждает заменять материалы, полуфабрикаты или комплектующие другими менее подходящими, или организовывать срочный заказ и доставку недостающего. И то и другое порождает новые проблемы и часто приводит к неэкономному расходованию материальных ресурсов, дополнительным финансовым издержкам и снижению качества продукции, а в отдельных случаях – к невыполнению договорных обязательств, что влечет за собой штрафные санкции или потерю потребителя, крайне нежелательную в условиях обострения конкуренции.

   Говоря о видах запасов на предприятии, необходимо пояснить, что они состоят из запасов, образующихся в результате закупочной деятельности, так называемых запасов закупаемой продукции, и запасов, возникающих за счет собственного производства и именуемых запасами выпускаемой продукции.

    Запасы закупаемой продукции имеются практически на всех предприятиях и организациях. В торговле и промышленности эти запасы – неотъемлемый атрибут деятельности, но они есть и в подавляющем большинстве других организаций, действующих в сфере обслуживания.

   Запасы выпускаемой продукции, в свою очередь, всегда относятся к производственной деятельности и состоят из полуфабрикатов или готовых изделий.

   Совокупные запасы товарно-материальных ценностей на предприятии, осуществляющем производственную деятельность, состоят из производственных запасов, запасов незавершенного производства, необходимых для обеспечения непрерывности производственного цикла между последовательными операциями (стадиями) или цехами, и запасов готовой продукции.

    К материально-производственным запасам относят совокупные запасы товарно-материальных ценностей на предприятии, за исключением запасов незавершенного производства и запасов средств труда, относящихся к основным средствам.

    В материально-производственные запасы включаются и товары, приобретенные или полученные от других юридических и физических лиц и предназначенные для продажи или перепродажи без дополнительной переработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Задача

В связи с решением об увеличении объема продаж перед торговой компанией встал вопрос, приобрести склад в собственность или пользоваться услугами склада общего пользования. На основании данных выберите и обоснуйте одну из альтернатив.

 

Суммарная величина грузопотока, проходящего через склад

9000 т/год

Условно-постоянные затраты собственного склада

600000 у.е./т

Удельная стоимость грузопереработки на собственном складе

3 у.е./т

Средняя цена закупки партии товара

2 500 у.е./т

Средняя торговая надбавка при оптовой продаже товаров

8 %

Коэффициент для расчета оплаты процентов за кредит

0,045

Тариф на услуги арендуемого склада

5,5 у.е. м²

Требуемая площадь арендуемого склада

300 м² 

Информация о работе Выбор поставщика материальных ресурсов