Внешняя торговля между РФ и КНР: полгода и три квартала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:27, доклад

Описание работы

Статистика внешней торговли России за весь истёкший период года была не лучшей. Негативные тенденции проявлялись на протяжении и полугодия и трёх кварталов. Если в первом полугодии ещё рос импорт, то в третьем квартале начал снижаться и он.

Файлы: 1 файл

ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ оборот.docx

— 23.25 Кб (Скачать файл)

Внешняя торговля между  РФ и КНР: полгода и три квартала

Для торговых отношений  между Россией и Китаем в период с января по сентябрь 2013 года характерны неудовлетворительные темпы развития, особенно в сравнении с достижениями прошлых лет. Товарооборот между странами снизился, структурный дисбаланс углубился.

В общем и целом

Статистика внешней торговли России за весь истёкший период года была не лучшей. Негативные тенденции проявлялись на протяжении и полугодия и трёх кварталов. Если в первом полугодии ещё рос импорт, то в третьем квартале начал снижаться и он.

 

Так, по итогам первого полугодия 2013 года внешнеторговый  оборот РФ снизился на 0,5%, сальдо торгового баланса сложилось положительное, но на 12,1 млрд. USD меньше, чем в аналогичный период 2012 года. Показатели российского экспорта в первом полугодии снизились на 2,7%, в январе-июне 2013 года составил 253,9 млрд. долларов США и по сравнению с январем-июнем 2012 года снизился на 2,7%. Импорт в Россию в тот же период увеличился на 3,4%.

 

Структура экспортно-импортных отношений  отличается устойчивостью. В первом полугодии текущего года доля топливно-энергетических товаров в экспорте из России составила 74,9%, что на 1,5% больше, чем в тот же период 2012 года. При этом, в физическом выражении экспорт Т.Э.Т. сократился на 10,6% по сравнению с показателями первого полугодия 2012 года.

 

50,9% импорта из стран дальнего  зарубежья в январе и июне 2013 года составляли машины и оборудование, но это на 1,2% меньше, чем в аналогичный  период 2012 года. Для России показатели развития автомобильного рынка часто используются как маркеры достижений (что верно только отчасти), так вот,  интересный факт: в денежном выражении импорт автомобилей остался на прежнем уровне, а физический объём значительно снизился – для легковых машин на 11,6%, для грузовых – на 17,9%. Производство и продажи внутри страны в первом полугодии 2013 года, кстати, тоже упали, но речь не об этом.

 

Значительную долю в структуре  импорта из стран дальнего занимает химическая промышленность, её доля увеличилась по сравнению с первым полугодием 2012 года на 0,8%, почти не изменились в то же время показатели импорта продовольствия.

 

 Что касается итогов внешней торговли периода с января по сентябрь 2013 года, то тенденция постепенного ухудшения ситуации усугубилась. Положительное сальдо снизилось на 9%, по сравнению с показателями января – сентября 2012 года. Экспорт из России снизился на 1,3% - с января по сентябрь, но третьем квартале показатели экспорта уменьшились на 3,6%. Импорт по итогам 9 месяцев 2013 года увеличился на 3,36%, но в третьем квартале зафиксировано снижение и этого показателя - на 0,45%.

 

Структура торгового оборота России и стран дальнего зарубежья не претерпела существенных изменений, и нет никаких предпосылок к её изменению. Основным торговым партнёром России среди стран дальнего зарубежья по итогам как полугодия так и девяти месяцев является Китай, по итогам товарооборота он уступает только ЕС.

Идеал взаимодополняемости

Во внешней торговле между Россией  и Китаем все указанные тенденции  выражены более резко. В первом полугодии  товарооборот между странами составил 43176,96 млн. USD, что на 2% больше, чем в первом полугодии 2012 года (по данным китайской стороны, обнародованным в выступлении замглавы МИДа КНР Чэн Гопина, объём торговли между Китаем и Россией сократились на 1,2%). При этом, экспорт из России в Китай снизился по сравнению с аналогичным периодом 2012 года на 11,2%, а импорт из Китая в Россию – увеличился на 10,93%. Как ни рассматривай это соотношение, а для России в нём ничего хорошего нет.

Структура товарооборота между КНР и РФ, по сути, не меняется, основу российского импорта составляет нефть, доля которой в экспорте составляет порядка 70%, доля сырой нефти при этом составляет порядка 50%. Показатели экспорта машиностроительной продукции всех видов не достигают, в совокупности, и 1% от экспорта, что, конечно, не может не удручать. 

Основу импорта из Китая составляли машины и оборудование -  более 40%, доля этой продукции в импорте растёт. В первом полугодии выросли показатели импорта из Китая многих товаров - автомобилей, одежды, обуви, изделий из металлов, некоторых продуктов питания.

В период с января по сентябрь торговый оборот между Россией и Китаем уменьшился на 0,1% и достиг показателя в 66,11 млрд. USD - по обнародованным данным таможенного управления КНР. Интересно будет позднее сравнить эти показатели с данными российских ведомств.

Тенденции – те же, что и в  первом полугодии: рост китайского импорта  в Россию – на 9,4% (35,64 млрд. USD) и сокращение российского экспорта в Китай – на 9,4% (30,47 млрд. USD).

В пояснениях различных специалистов, чаще китайских, торговые отношения  между Россией и Китаем характеризуется, как «взаимодополняемые». Термин «взаимовыгодные» применяется намного реже. Отношения  между РФ и КНР как никогда  ранее благожелательны, оборот к 2015 году может достичь 100 млрд. USD – эта цель регулярно обозначается и российскими и китайскими чиновниками. Не уточняется при этом, какова будет структура стомиллиардного товарооборота. А жаль.

Причины снижения товарооборота, который  наблюдается с 2012 года, официально объясняются  влиянием мирового кризиса. Это легко  будет проверить уже в следующем  году, когда рецессия закончится –  большинство прогнозов сходятся на этом (заметим, что статья пишется  за 5 дней до возможного дефолта в  США; это фактор, который обессмысливает все прогнозы).

За 20 лет активных торговых отношений  между РФ и КНР товарооборот резко  снизился только в 2009 году, на 31,8% и уже  в 2010-2011 гг. он полностью компенсировался. Но год назад поступательное движение замедлилось. А по итогам первого квартала 2013 года товарооборот снизился на 4%.  Но главная проблема всё же не в снижениях объёма экспорта-импорта, а во «взаимодолняемости», которую правильнее всё же назвать разбалансированностью, дисбалансом.

Определённые усилия для устранения проблемы предпринимают КНР и  РФ совместно. Хотя предлагаемые меры пока скорее декларативны, чем реалистичны. В частности, ещё в ноябре 2007 года в Москве учредили китайско-российскую палату по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией. Одной из целей как раз и было улучшение структуры товарооборота.

Палата проводит ярмарки, форумы, другие мероприятия, которые, по идее, должны как-то активизировать российский экспорт  технологичной продукции.  Позднее  российские представители организации  призвали строить производственные предприятия на российской территории, китайские партнёры призвали предоставлять  больше информации о российской продукции, разработать политику, поощряющую экспорт  технологичных товаров.

Таким образом, очевидно, что реальных решений проблемы дисбаланса товарооборота  нет. Как говорится в одном анекдоте, - тут всю систему менять надо.


Информация о работе Внешняя торговля между РФ и КНР: полгода и три квартала