Транспортная задача

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:36, реферат

Описание работы

Постановка транспортной задачи: некоторый однородный продукт, сосредоточенный у М поставщиков в количестве ai (i = 1,…,M) единиц соответственно, необходимо доставить N потребителям в количестве bj (j=1,…,N). Известна стоимость Сij перевозки единицы груза от i–го поставщика к j–ому потребителю. Необходимо составить план перевозок, позволяющий вывезти все грузы, полностью удовлетворить потребности и имеющий минимальную стоимость.

Файлы: 1 файл

Постановка транспортной задачи.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Постановка транспортной задачи: некоторый однородный продукт, сосредоточенный у М поставщиков в количестве ai (i = 1,…,M) единиц соответственно, необходимо доставить N потребителям в количестве bj (j=1,…,N). Известна стоимость Сij перевозки единицы груза от i–го поставщика к j–ому потребителю. Необходимо составить план перевозок, позволяющий вывезти все грузы, полностью удовлетворить потребности и имеющий минимальную стоимость.

Математическая модель:

Xij – управляемые переменные, количество единиц груза.

Целевая функция:

Система ограничений:

  • все грузы вывезены
  • все потребности удовлетворены .

Граничные  условия Xij ³ 0.

Прежде чем решать транспортную задачу, необходимо сначала  определить, к какому типу она принадлежит.

 

 

Типы моделей:

  1. Модель закрытая:
  2. Модель открытая:
  • суммарные запасы превышают суммарные потребности: .

Для преобразования открытой модели данного вида к закрытой необходимо ввести фиктивного потребителя, потребности которого равны:  

  • суммарные потребности превышают суммарные запасы: .

Для преобразования открытой модели данного вида к закрытой необходимо ввести фиктивного поставщика, объем производства которого равен:

  1. При решении транспортной задачи можно встретить  случаи, когда необходимо применить метод блокирования клеток. Обычно вместо стоимости перевозки в блокируемой клетке таблицы исходных данных ставят знак ´, и переменную, соответствующую данной клетке не включают в ограничения.

Рассмотрим несколько  примеров.

Пример 1: суммарный объем потребностей больше суммарного объема производства.  Потребности некоторых потребителей обязательно должны быть удовлетворены полностью.

Решение:

  • ввести фиктивного поставщика;
  • стоимость перевозки от фиктивного поставщика к потребителям, потребности которых следует удовлетворить, установить значительно большими любой из стоимости перевозок решаемой задачи или заблокировать эти клетки.

Пример 2: суммарный объем  производства больше суммарного объема потребностей. От некоторых поставщиков  нужно вывести всю продукцию.

Решение:

  • ввести фиктивного потребителя;
  • стоимость перевозки от поставщика к фиктивному потребителю, установить значительно большими любой из стоимости перевозок решаемой задачи или заблокировать эти клетки.

Пример 3: груз от поставщика, по каким – то причинам не может  быть направлен одному из потребителей.

Решение: заблокировать клетки.

Частным случаем транспортной задачи является задача оптимального назначения.

Постановка задачи: пусть, имеются М лиц ai (i=1,…,M), которые могут выполнять bj (j=1,…,M) видов различных работ. Известна производительность i–го лица при выполнении j–ой работы Сij. Необходимо определить, кого и на какую работу следует назначить, что бы добиться максимальной суммарной производительности при условии, что каждое лицо может быть назначено только на одну работу.

Математическая модель:

Xij – управляемые переменные, назначение i–го лица на j-ую работу.

Xij принимает значение “0” или “1”. (“0” – не назначен; “1” – назначен).

Целевая функция: .

Система ограничений:

Граничные условия Xij ³0

 

Составить план перевозки  песка из пунктов отправления: песчаный карьер №1, железнодорожная товарная станция, речной грузовой порт, песчаный карьер №2, в пункты назначения ЖБИ №1, ЖБИ №2, ДСК, при котором затраты на перевозку будут минимальными. Затраты на перевозку 1 т песка  между пунктами отправления и назначения указаны в таблице исходных данных в км. Потребности ДСК должны быть удовлетворены полностью.

 

Таблица 8 – Таблица  исходных данных

Поставщик

Потребитель

Запас

ЖБИ №1

ЖБИ №2

ДСК

Песчаный карьер №1

11    x11

15   x12

7     x13

120

Ж/д станция

12   x21

16   x22

14   x23

200

Речной порт

13   x31

10   x32

9     x33

80

Песчаный карьер №1

14    x41

9     x42

11   x43

100

Фиктивный поставщик

0      x51

0     x52

 

50

Заявки

160

170

220

 

 

Определим тип модели:

Следовательно, модель открытого  типа. Для решения задачи необходимо ввести фиктивного поставщика, а также  учесть, что потребности ДСК должны быть удовлетворены полностью, запретив перевозку Фиктивный поставщик  – ДСК.

Целевая функция:

W = 11·X11+15·X12+ 17·X13+ 12·X21+ 16·X22+ 14·X23+ 13·X31 +10·X32 +       +9·X33+ 14·X41+ 9·X42 + 11·X43 + 0·X51 + 0·X52 ® max

Система ограничений:

  • все потребности удовлетворены

x11+x21+x31+x41+x51=160


x12+x22+x32+x42+x52=170

x13+x23+x33+x43        =220

  • все запасы вывезены

x11+x12+x13=120


x21+x22+x23=200

x31+x32+x33=80

x41+x42+x43=100

x51+x52       =50

Граничные условия Xij ³0

 


Информация о работе Транспортная задача