Транспортная система в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальной задачей стало усиление региональных аспектов в развитии транспортной инфраструктуры, что полностью соответствует целям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года. Речь идет не просто о реализации проектов по развитию транспортной инфраструктуры, а о согласованном развитии и организации взаимодействия различных видов транспорта и пользователей транспортных услуг.
Задачи– рассмотреть основы развития транспортной инфраструктура, выявить задачи, а также рассмотреть роль и общественное значение транспорта. Объяснить преимущества и недостатки отдельных транспортных цепей, рассмотреть перспективы развития транспортной инфраструктуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3

1.Общая характеристика транспортной системы России……………….4

1.2 Характеристика видов транспорта……………………………………6

2. Технико-экономические показатели……………………………………10

3.Основные направления развития транспортной системы РФ………...15

Заключение…………………………………………………………………23

Список использованной литературы…………………………………….25

Файлы: 1 файл

Транспортная система в РФ.docx

— 44.86 Кб (Скачать файл)

    Морской транспорт

    Важнейшую роль в обеспечении внешнеторговых связей играют морские порты России. На данный момент в ведении Минтранса  находится 44 морских порта.

    Строительство, реконструкция и модернизация портов осуществляется на средства морских  администраций портов, операторов морских  портов, привлекаемых средств инвесторов и за счет средств федерального бюджета.

    В 2006 году на строительство портовых перегрузочных комплексов было направлено 25,32 млрд. руб. При этом доля бюджетного финансирования за этот период составила всего 1,41 млрд. рублей или 5,6 % от общего объема капитальных вложений. За счет этих средств было введено 29,15 млн. тонн новых перегрузочных мощностей и 603 погонных метров причалов. На сегодняшний день доля российской инфраструктуры в обслуживании морского внешнего экспорта превысила 75%, что можно признать относительно приемлемым соотношением, гарантирующем обеспечение экономической безопасности государства.

    Еще одна острая структурная проблема состоит  в том, что сегодня основная часть  объектов морской инфраструктуры сконцентрирована в Западно-Европейской части России - прежде всего, на Черном и Балтийском море. Однако именно эти направления - из-за проблем с Босфором и Датскими проливами - становятся наиболее проблемными  для дальнейшего наращивания  внешнего экспорта. В силу этого, одной  из важнейших геостратегических  задач России на среднесрочную и  долгосрочную перспективу является диверсификация внешней торговли, предполагающая наращивание транспортного потенциала на северном, дальневосточном и каспийском направлении.

    В рамках мероприятий, предусмотренных  ФЦП "Модернизация транспортной системы  России (2002 - 2010 годы)" предусмотрено  строительство и ввод в эксплуатацию перегрузочных комплексов суммарной  мощностью 262 млн. тонн в год. За счет этого планируется увеличить  объемы перевалки грузов в отечественных  портах к 2010 году до 520 млн. тонн, снизив долю российских внешнеторговых грузов, проходящих через порты сопредельных государств, с нынешних 24,5 % до менее 5 %.

    Общий запланированный объём финансирования развития инфраструктуры морского транспорта на 2002-2010 годы в соответствии с ФЦП "Модернизация транспортной системы" составляет 365,6 млрд. руб., в том числе  из средств федерального бюджета - 32,4 млрд. руб., внебюджетных средств - 324,2 млрд. руб

       Внутренний водный транспорт

    Общая протяженность эксплуатируемых  внутренних водных путей составляет 101,7 тысяч километров, из них путей  с гарантированными габаритами - 46,2 тысячи километров, с освещаемыми  и светоотражательными знаками - 30,5 тысяч километров. На них расположено  около 700 судоходных гидротехнических сооружений, эксплуатируется около 2000 судов технического флота. В прошлом  году речными портами было переработано около 160 млн. тонн различных грузов, что практически соответствует  уровню 2002 года.

    Приоритетными направлениями развития внутренних водных путей на период до 2010 года являются:

    развитие  и увеличение пропускной способности  опорной сети внутренних водных путей;

    подготовка  внутренних водных путей на участках транспортного коридора "Север-Юг" для интеграции их в систему международных  транспортных сообщений;

    обеспечение стабильных условий для завоза грузов на Крайний Север и освоение новых  грузопотоков по малым рекам;

    достижение  проектных эксплуатационных параметров судоходных гидротехнических сооружений и водных путей;

    внедрение современных информационных систем для обеспечения безопасности судоходства;

      Воздушный транспорт

    Инфраструктура  гражданской авиации в настоящее  время включает в себя 411 аэродромов, из них - 63 аэропорта федерального значения, входящих в опорную транспортную сеть Российской Федерации.

    Среди наиболее важных задач, стоящих сегодня  перед гражданской авиацией России:

    Обновление  парка воздушных судов. На конец 2003 года российский парк воздушных  судов насчитывал 5797 единиц авиатехники, включая 3830 самолетов и 1967 вертолетов. С учетом прогноза списания воздушных  судов и наметившейся тенденции к резкому увеличению объемов пассажирских перевозок, уже в следующем году страна может столкнуться с реальным дефицитом провозных емкостей.

    Вторая, не менее важная задача, требующая  оперативного решения - это модернизация и приведение в соответствие с  нормативными требованиями объектов наземной инфраструктуры. Здесь в числе  приоритетных проектов - модернизация и увеличение пропускной способности  Московского авиаузла, на долю которого сейчас приходится 46,8% внутренних и 60% международных авиаперевозок.

    До 2015 года на эти цели планируется  направить около 15 млрд. федеральных  средств. Примерно такую же сумму  должны составить частные инвестиции.

    Третья  стратегическая цель - это рационализация сети воздушных сообщений и переход  к хабовой системе распределения  перевозок, которая, в свою очередь, создаст условия для полноценной  интеграции страны в мировой рынок  авиауслуг. По расчетам экспертов, для  того чтобы привлечь международных  перевозчиков на территорию России, должно быть создано не менее 6-7 пересадочных центров (хабов), отвечающих самым высоким  мировым требованиям.

    И, наконец, четвертая цель - это обеспечение  устойчивого, надежного и доступного для населения сообщения с  труднодоступными территориями Российской Федерации, не имеющими в настоящее  время доступа к системе наземных транспортных коммуникаций. В первую очередь, речь идет о системе мер  по поддержке малой авиации и  региональных авиапредприятий в  районах Сибири и Дальнего Востока.

         Автомобильный транспорт

    Приоритетным  направлением деятельности и объектом особо пристального внимания со стороны  Министерства на ближайшую перспективу  должна стать дорожная отрасль. Ежегодная  сумма потерь и упущенной выгоды, связанных с недостатками дорожной сети, оценивается специалистами  в 450-500 млрд. руб. Потери от дорожно-транспортных происшествий в 2003 году составили около 78 млрд. руб. Ежегодный ущерб от негативного воздействия дорожного хозяйства и автомобильного транспорта на окружающую среду оценивается в 100 млрд. руб.

    Основными проблемами автомобильных дорог  остаются:высокая степень износа и неудовлетворительное техническое  состояние большинства российских автодорог. Только на федеральной сети в серьезной реконструкции и  модернизации нуждается не менее  трети существующих дорог и не менее 15% эксплуатируемых мостов и  путепроводов. В 2003 году около 58% протяженности  федеральных автомобильных дорог  не соответствовали современным  нормативным требованиям по транспортно - эксплуатационным показателям;низкая пропускная способность - сегодня около 8 тысяч километров автомобильных  дорог работают в режиме перегрузки, а на отдельных участках вблизи крупных  городов общей протяженностью около 1,5 тысяч километров наблюдаются  систематические многочасовые заторы.

    Предмет особой тревоги представляет отставание по темпам ремонта автомобильных  дорог и мостовых сооружений. В  прошлом году объем ремонтных  работ по федеральной сети составил 52,5%, по территориальной сети - всего 34,5% от нормативной потребности. Следует  осознавать, что в будущем ремонт и восстановление этих дорог обойдутся  в 2,5-3 раза дороже, чем при своевременном  их проведении.[7.стр 48]

    По  оценкам специалистов и с учетом опыта развитых стран использование  частных инвестиций может обеспечить дополнительно до 15 - 20% к сегодняшним  финансовым возможностям дорожного  хозяйства. Однако, реализация этих дополнительных возможностей невозможна без существенной помощи законодательной власти страны. На сегодняшний день в стране отсутствуют  законы, которые бы регулировали вопросы  концессионных отношений, создание платных автодорог, недостаточно проработаны  правовые аспекты выкупа земельных  участков для государственных нужд и резервирования земель для автомобильных  дорог. 
 

Заключение 
 

    Переход экономики страны к рынку и  формированию рыночных отношений требует  динамичного и сбалансированного  развития всех звеньев национальной экономики, включая транспортную инфраструктуру. В настоящее время транспортная инфраструктура выдвинулась и заняла одно из приоритетных мест среди основных факторов, определяющих эффективное  функционирование экономики страны и стала важнейшим условием ее дальнейшего развития.

    Вместе  с тем характерной особенностью транспортной инфраструктуры в течение  последних лет стал ее экономический  кризис из-за транспортной зависимости  страны, физического и морального износа материально-технической базы, диспропорций и неравномерностей размещения выделяемых инвестиций, отсутствия рыночного  механизма функционирования и управления.

    Формирование  необходимых условий сбалансированного, рационального развития и размещения транспортной инфраструктуры, устранение имеющихся диспропорций между ней  и другими отраслями экономики  требуют разработки ее стратегии  на среднесрочные и долгосрочные временные горизонты. Реализация же стратегии развития и размещения транспортной инфраструктуры с целью  решения проблемы полного, своевременного, бесперебойного и качественного  удовлетворения быстрорастущего спроса потребителей услуг с возможными минимальными затратами потребует  приоритетного, опережающего и ускоренного  её формирования по отношению к экономике  в целом и ее отраслей.

    Транспортная  инфраструктура в рамках любого региона  должна гарантировать необходимые  условия для функционирования и  развития основных отраслей производства и обеспечивать максимально эффективное  использование экономического и  производственного потенциала. Каждая страна или регион должен иметь такую  транспортную инфраструктуру, которая  полностью удовлетворяла бы спрос данной территории в транспортных услугах. 

 

    

    Список  использованной литературы 
 

1.Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. - М.: Наука, 2002  
2. Алексин В. Независимая газета // Россия - держава морская, 2003. - 6. - С.4.  
3. Афанасьев Л.Л. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. Учебник для студентов вузов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Транспорт, 2004  
4. Бланк Ш.П., Митаишвили А.А., Легостаев В.А.. Экономика внутреннего водного транспорта: Учебник для вузов водн. трансп. - М.: Транспорт, 2003 

5.Григорьев М.Н. Логистика: учеб. пособие для вузов/ М.Н. Григорь-

ев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Гардарики, 2006

6.Единая транспортная система: Учеб. для вузов. Под ред. В. Г.

Галабурды. М.: Транспорт, 2003.

 7.Громов Н.Н., Панченко Т.А., Чудновский А.Д. Единая транспортная система. - М.: Транспорт, 2003.  
8. Сегунин Н.С. Транспортный комплекс / Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2005.  
9. Федоров С.П. Транспортная система в мировой экономике. - М.: Дрофа, 2004.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Транспортная система в РФ