Тарифы на водный транспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 19:41, реферат

Описание работы

Водные пространства издревле использовались как транспортные пути. В начале 1800-х годов на смену парусному флоту пришли пароходы, а в 1920-х годах их, в свою очередь, вытеснили суда с дизельными двигателями. В водном транспорте принято разделение на глубоководное (океанское) судоходство и внутреннее (речное) судоходство. В последние 40 лет речные транспортные суда, курсирующие по Великим озерам, каналам и судоходным рекам, обеспечивают 15—16% всего годового грузооборота в США11. Хотя доля речного транспорта в общем объеме грузоперевозок остается практически неизменной, структура перевозок в самом речном судоходстве существенно изменилась.

Файлы: 1 файл

логистика.docx

— 24.93 Кб (Скачать файл)

Водные пространства издревле использовались как транспортные пути. В начале 1800-х годов на смену парусному флоту пришли пароходы, а в 1920-х годах их, в свою очередь, вытеснили суда с дизельными двигателями. В водном транспорте принято разделение на глубоководное (океанское) судоходство и внутреннее (речное) судоходство.  В последние 40 лет речные транспортные суда, курсирующие по Великим озерам, каналам и судоходным рекам, обеспечивают 15—16% всего годового грузооборота в США11. Хотя доля речного транспорта в общем объеме грузоперевозок остается практически неизменной, структура перевозок в самом речном судоходстве существенно изменилась. Доля общего грузооборота (выраженного в тонно-милях), приходящаяся на реки и каналы, увеличилась с начала 1950-х годов от 4,9 до 13,2%, тогда как для Великих озер этот показатель снизился с 10,5 до 2,8%. Эти цифры свидетельствуют о том, что значительная часть перевозок насыпных грузов (угля, зерна и т.п.) перешла от железных дорог и автотранспорта к более дешевому речному транспорту, курсирующему по рекам и каналам.

 В 1989 г. на территории  США насчитывалось 25 777 миль внутриматериковых  водных путей, пригодных для речного  судоходства (не считая Великих  озер и океанских прибрежных  маршрутов)12. Таким образом, протяженность  путей у речного транспорта  меньше, чем у любого другого  вида транспорта.

 Главное преимущество  водного транспорта — это способность  перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа  судов: глубоководные — для океанских  просторов и Великих озер, и  дизельные баржи, которые ходят  по рекам и каналам. Первые  нуждаются в портах с глубоководными  акваториями, вторые обладают куда  большей гибкостью.

 По доле постоянных  расходов в общих издержках  водный транспорт занимает среднее  место между железными дорогами  и автотранспортом. Владельцам судов  приходится вкладывать деньги  в строительство и эксплуатацию  доков, но создание самих водных  трасс и поддержание их судоходности  взяло на себя государство, что  и позволяет водному транспорту  держаться на промежуточной позиции  по величине постоянных расходов. Главными недостатками водного  транспорта являются ограниченные  функциональные возможности и  небольшая скорость операций. Причина  в том, что для доставки грузов  в порты и из портов приходится  использовать железные дороги  или грузовики за исключением  тех редких случаев, когда и  пункт отправления, и пункт назначения  расположены на одном и том  же водном пути. Водный транспорт, отличающийся, как уже сказано, большой  грузоподъемностью и незначительными  переменными издержками, выгоден  тем грузоотправителям, для которых  важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет  второстепенное значение.

 Типичными грузами  для перевозки по внутренним  водным путям являются руды, минеральное  сырье, цемент, зерно и некоторые  другие сельскохозяйственные продукты. Возможности водного транспорта  ограничены не только его привязкой  к судоходным рекам и каналам, но и зависимостью от мощностей  для погрузки-разгрузки и хранения  таких насыпных грузов. Немалые  проблемы создают также правила  и ограничения на погрузочно-разгрузочные  работы, устанавливаемые профсоюзами  докеров. К тому же во многих  случаях серьезную конкуренцию  водному транспорту составляют  железные дороги, обслуживающие  параллельные маршруты.

 По Великим озерам  также перевозят главным образом  насыпные грузы (уголь, зерно, руды). Такова же ситуация с океанскими  судами, хотя они во все большем объеме осуществляют контейнерные перевозки. Контейнеризация грузов упрощает погрузочно-разгрузочные операции и тем самым расширяет возможности для организации смешанных перевозок (с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта), обеспечивая более экономичную и производительную «перевалку» грузов с одного вида транспорта на другой.

  Морской транспорт

Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

Преимущества: низкие грузовые тарифы; высокая провозная способность.

Недостатки: низкая скорость; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; малая частота отправок; зависимость от метеоусловий.

Внутренний водный транспорт

Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Преимущество – низкие грузовые тарифы, при перевозках грузов весом более 100 тонн на расстояние более 250 км этот вид транспорта самый дешевый.

Недостатки: малая скорость доставки; низкая доступность в географическом плане из-за ограничений, которые накладывает конфигурация водных путей; сезонность.

  Перевозки грузов водным транспортом в отличие от перевозок железнодорожным транспортом осуществляются по изолированным путям и не образуют единую транспортную систему, что обусловливает существенные различия в условиях работы отдельных пароходств и отражается на уровне расходов по перевозке грузов.

 

Преимущества речного транспорта заключаются в его большой пропускной способности на глубоководных реках, относительно низкой себестоимости перевозок и небольших капиталовложениях. Однако небольшая скорость перевозок, большие расстояния перевозок в связи с извилистостью пути, сезонность работ ограничивают возможности его использования. Речным транспортом перевозятся в основном массовые виды грузов. Система грузовых тарифов речного транспорта определена в основном прейскурантом №14-01, который введен в действие с 1.01.1990 г. Тарифы на перевозку грузов речным транспортом подразделяются по пароходствам, видам перевозок и родам грузов. В отдельную группу объединены тарифы на перевозку песка, гравийной смеси и других грузов. Повышенные тарифы установлены на перевозки по малым рекам в связи с более высоким уровнем транспортных затрат.

 

Тарифы на перевозку грузов речным транспортом дифференцируются по видам грузов и по видам отправок – судовых, контейнерных, сборных и мелких. Основные тарифы установлены для судовых отправок. Плата за перевозки в контейнерах устанавливается в расчете на контейнер в зависимости от его грузоподъемности без учета фактической загрузки. В отношении тарифов речного транспорта не применяется государственное регулирование цен, за исключением районов Крайнего Севера. Прейскурант №14-01 используется – грузо-перевозчиками для построения системы ставок, а сами ставки индексируются перевозчиками в зависимости от рыночных условий.

 

Тарифы на грузовые перевозки морским транспортом подразделяются по видам плавания на тарифы каботажного плавания между морскими портами внутри страны и на тарифы на перевозки между отечественными и иностранными портами. Тарифы каботажного плавания имеют двухставочную основу: ставка по движенческой операции за 1 тонна-милю и ставка по стояночной операции в портах.

 

Ставки по движенческим операциям дифференцированы по видам грузов и обеспечивают примерно равный доход за время движения судна вне зависимости от рода груза. Различия в уровне себестоимости движенческой операции вследствие использования в разных бассейнах судов неодинаковой грузоподъемности и скорости хода, неодинаковых эксплуатационных расходов обусловливают разный уровень тарифов по бассейнам. Ставки по стояночным операциям дифференцируются по группам сухогрузов и группам портов в пределах одного бассейна, а также различаются по видам работ, что связано с неодинаковыми затратами времени на погрузку и выгрузку судна.

 

Морские порты преобразованы в акционерные общества и учреждения государственных предприятий – морских администраций портов. Доходы в виде портовых сборов поступают в морские администрации портов, а в морских портах остались погрузо-разгрузочные работы и работы, связанные с обслуживанием грузов и судовладельцев.

 

Пассажирские тарифы речного транспорта классифицированы по пароходствам, видам сообщения, дальности поездки, скорости движения, условиям проезда, сфере применения, принципу построения, внешнему виду. Перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении и на переправах регулируются государ­ством.

 

Необходимость дифференциации тарифов по пароходствам обусловлена различиями в условиях работы в связи с разным климатом, особенностями водных путей и др. По видам сообщений различают тарифы для дальних, пригородных, внутригородских линий и переправ. В зависимости от целей поездки, тарифы подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионные, по скорости сообщения – на тарифы для водоизмещающих и скоростных судов. На водоизмещающих судах тарифы дифференцируются по условиям комфортности пассажирских мест.

 

В соответствии с принципом построения тарифы разделяют на зонные и поясные. При разработке зонных тарифов ставки устанавливаются для всей зоны в целом, а при разработке поясных – для половины расстояния пояса. По внешнему виду тарифы бывают табличные и поясные. В табличных тарифах указываются пункты отправления и назначения, расстояние и стоимость проезда. В поясных тарифах приводится стоимость проезда для данного пояса дальности.

 

Тарифы на перевозку пассажиров на водоизмещающих судах транспортных линий подразделяются на тарифы для судов повышенной комфортабельности, тарифы для обычных водоизмещающих судов дальних линий, пригородных и внутригородских линий, а также тарифы для судов, обслуживающих переправы.

 

На водоизмещающих судах повышенной комфортабельности пассажирские каюты делятся на группы в соответствии со следующими факторами: степенью отдаленности от палубы, населенности и площади каюты, ярусности коек, наличием тех или иных бытовых удобств и др. Тарифы при проезде на обычных водоизмещающих судах дальних линий установлены для спальных и сидячих мест. В отношении последних они дифференцированы по категориям. На перевозки в судах пригородных и внутригородских линий тарифы разрабатываются с учетом местных условий. Тарифы на туристические перевозки определяются в зависимости от формы реализации путевок. При реализации их туристическими фирмами применяются договорные тарифы. Если туристические путевки реализуются непосредственно судовладельцем, то тариф рассчитывается исходя из себестоимости содержания судна и получения необходимой рентабельности.

 

При установлении пассажирских тарифов на морском транспорте учитываются комфортабельность судна и категория места, которое занимает пассажир, а также дополнительные удобства, имеющиеся в каюте.

  

Транспортные тарифы и правила их применения

 

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с

помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:

• платы, взыскиваемые за перевозку грузов;

• сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

• правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на

продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:

• транспортному предприятию — возмещение эксплуатационных расходов и

возможность получения прибыли;

• покупателю транспортных услуг — возможность покрытия транспортных расходов.

Как показано в предыдущем параграфе, одним из существенных факторов,

влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за

клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в

транспортные тарифы. Например, железные дороги Российской Федерации испытывают

сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области пере возок

небольших партий грузов так называемых мелких малотоннажных отправок. Это

оказывает сдерживающее влияние на рост соответствующих железнодорожных та

рифов.

     Умелым регулированием  уровня тарифных ставок раз  личных сборов можно

стимулировать также спрос на дополнительные услуги, связанные с перевозкой

грузов. На пример, относительное снижение в феврале 1994 г. уровня ставок сбора

за охрану и сопровождение грузов подразделениями военизированной охраны

Министерства путей со общения позволило увеличить спрос на эту услугу и

повысить сохранность перевозимых грузов.

Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности.

Остановимся на их краткой характеристике. На железнодорожном транспорте

для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные,

льготные и местные тарифы.

Общие тарифы — это основной вид тарифов. С ее помощью определяется стоимость

перевозки основной массы грузов.

Исключительными тарифами называются та рифы, которые устанавливаются с

отклонением от общи тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти та

рифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как

правило, лишь на конкретные грузы

Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленности, так как

с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья,

например, каменного угля, кварцитов, руды и т. п. Повышая или понижая с

помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года,

добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах.

Информация о работе Тарифы на водный транспорт