Сущность логистики и ее роль в организации деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводяших систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и сущность логистики………………………………………………..5
1.1. Понятие, задачи и функции логистики……………………………………...5
1.2. Становление логистики как науки…………………………………………..8
2. Роль логистики в организации деятельности предприятия………………...15
2.1. Организация отдела логистики на предприятии………………………….15
2.2. Оценка эффективности деятельности отдела логистики…………………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Сущность логистики и ее роль в организации деятельности предприятия.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный открытый институт России г. Санкт-Петербурга

Кафедра Менеджмента

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему: Сущность логистики и ее роль в организации деятельности предприятия

По специальности: Логистика

 

 

 

 

 

                       Выполнил: студент группы Мпм-151СА/С

Розумовская Лариса Игоревна

 

 

 

 

 

 

 

Г. Санкт-Петербург

2015 г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и сущность логистики………………………………………………..5

1.1. Понятие, задачи и функции логистики……………………………………...5

1.2. Становление логистики как науки…………………………………………..8

2. Роль логистики в организации деятельности предприятия………………...15

2.1. Организация отдела логистики на предприятии………………………….15

2.2. Оценка эффективности деятельности отдела логистики…………………21

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводяших систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Понятие логистики знакомо большинству современных бизнесменов, не только операторам транспортного рынка. Многие крупные компании давно уже обзавелись логистическими отделами в своей структуре или хотя бы просто логистами на ставке.

Логистика как наука и практика возникла в начале XIX века. Процесс ее эволюции сопровождался рядом исторических, экономических, социальных и технических преобразований, приведших ее к бурному развитию в настоящее время.

Последние годы ознаменованы возрастанием интереса ученых и практикующих хозяйственников к проблематике логистики. Глобализация рынка товаров и услуг, а также революционные изменения в информационных технологиях требуют обеспечения четкости физических потоков поставок как необходимого условия обязательной непрерывности хозяйственных процессов.

Четкость логистических процессов, применение новейших инструментов управления ими, экономичное ведение деятельности и снижение логистических расходов – необходимые условия сохранения рыночной позиции фирмы и ее победы в конкурентной борьбе. Этим определяется потребность в изучении данной науки.

Целью работы является рассмотрение сущности и роли логистики в деятельности предприятии.

Задачами исследования являются:

1. Рассмотреть понятие и сущность  логистики, ее задачи и функции.

2. Изучить историческое развитие логистики.

3. Проанализировать причины и  организацию создания службы  логистики на предприятии 

4. Рассмотреть оценку эффективности  работы службы логистики на  предприятии.

Объектом исследования является сущность логистики, предметом – роль логистики в организации деятельности предприятия.

Методами исследования являются анализ литературных источников, системный анализ.

Информационной базой послужили труды российских и зарубежных авторов в области логистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность логистики

1.1. Понятие, задачи и функции логистики

 

Главная цель логистики – вовремя и в необходимом количестве доставить произведенную продукцию в нужное место с минимальными издержками. Совокупность логистических функций и целей определяет сущность логистики.

Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальным потоком на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками.

Процессы, протекающие в логистической системе и характеризующие ее взаимодействие с внешней средой, раскрывают содержание логистики как вида практической деятельности.

Логистика определяется как планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления [5].

Логистика изучает сложные динамические производственно-коммерческие комплексы, осуществляющие организационно-экономическую деятельность в области снабжения, основного производства, транспортных и сбытовых операций.

Характерными особенностями таких комплексов являются: рассредоточенность основных средств и коллективов людей на значительной территории; высокая фондоемкость большей части технических средств; мобильность одних и жесткая привязка к определенным географическим регионам других элементов логистической системы; зависимость от результатов работы большого числа смежных подсистем (грузоотправителей, грузополучателей, поставщиков ресурсов и т.д.).

Отмеченные особенности воздействуют на объем и протекание материальных и информационных потоков в логистической системе, а также определяют характер организационных и экономических отношений, возникающих между отдельными звеньями материалопроводящей цепи.

Как наука логистика ставит и решает следующие задачи [3; c.22]:

  • разработка математических моделей функционирования логистических систем, с целью выбора наилучшего варианта;
  • разработка методов управления запасами в системе товародвижения;
  • разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями при продвижении материального потока;
  • разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач.

Выработанные наукой знания позволяют принимать обоснованные решения в области управления материальными потоками. Для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. В связи с этим выделяется две главных задачи логистики как хозяйственной деятельности [2; c.17]:

а) разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.

б) создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции.

В соответствии с современными задачами логистики различают два основных и вида ее функций:

  • оперативные;
  • координационные.

Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства распределения. К числу функций логистической координации относятся:

  • выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;
  • анализ рынков, на которых действует предприятие;
  • прогнозирование поведения других источников этих рынков;
  • обработка данных,  касающихся заказов и  потребностей клиентуры.

Кроме того, в рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями [9; c.32].

Таким образом, обобщив вышесказанное, можно выделить, по крайней мере, три основных концепции логистики:

а) логистика – это процессы физического продвижения материальных ценностей (сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий) на предприятии и между предприятиями, а также продвижения информационных потоков, отражающих материальные процессы и используемых для управления этими процессами;

б)   логистика – это некоторая концепция, философия управления реальными процессами (продвижения ценностей), основанная на интегрированном, системном подходе к ним;

в) логистика – это отрасль экономических знаний, исследующая закономерности и события продвижения ценностей и информации в экономике в целом и в отдельных ее звеньях.

 

1.2. Становление логистики как науки

 

В развитии логистики можно выделить несколько этапов, важных для понимания сущности и теории логистики, а также для практического применения ее инструментов. [8; c.24] Для наглядности эти этапы представлены в виде схемы на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Этапы развития логистики.

Этап I приходится на 1950-е годы. Он характеризуется разрозненными логистическими действиями, не основанными на единой концепции. На практике это выражалось в отчетливом обособлении самостоятельных и фрагментарных действий в сферах:

  • закупок (прогнозирование спроса, планирование потребностей, выбор источников поставок, организация закупок, запасы);
  • хранения (транспортные манипуляции, складские операции, упаковочное хозяйство);
  • дистрибуции (обслуживание заявок получателей, запасы готовых изделий, транспорт, обслуживание клиента).

Однако эти действия не были подчинены достижению конкретной цели, например, повышению четкости управления предприятием в целом либо снижению затрат. В организационных структурах предприятий эта деятельность также не интегрировалась.

Этап II приходится на 60-е и начало 70-х годов прошлого века. Можно выделить два основных направления логистической деятельности. Первое (ему в тот период уделялось особо большое внимание) – физическая дистрибуция товаров, т.е. доведение продукта до потребителя. Эта деятельность, несомненно, была основана на маркетинговых концепциях управления предприятием, ориентированных на получателя, причем физическая часть дистрибуции поддерживала маркетинговую деятельность. Ее функция заключалась прежде всего в доставке товаров клиенту в установленный срок, в нужное место, в заказанном количестве и по соответствующей, конкурентоспособной цене. [12; c.56]

Второе направление логистической деятельности охватывало сферу закупок, манипулирования и хранения «на входе» предприятия. Это направление определяется как управление материалами (material management). Как содержание этого понятия, так и сфера практической деятельности постепенно расширялись. В настоящее время под управлением материалами понимается:

  • прогнозирование и планирование обеспечения потребностей в материалах;
  • выбор источников закупок;
  • управление запасами;
  • манипулирование и хранение;
  • внешняя и внутренняя транспортировка, а также транспортировка, связанная с обеспечением рабочих мест.

Это направление логистической деятельности было, несомненно, близко деятельности, осуществлявшейся в нашей стране в прошлые годы в рамках материального хозяйства.

Под материальным хозяйством понимается, как правило, совокупность процессов управления материалами в сферах производства и обращения. В микроэкономическом аспекте она охватывала сферу снабжения, управление запасами (в том числе и запасами готовых изделий), а также применение и эффективное использование материалов в производственной деятельности.

Однако действия в сфере физической дистрибуции товаров, а также в сфере управления материалами рассматривались практиками в значительной мере обособленно, они также не подчинялись единой интегрированной цели предприятия. Подразумевалось, что каждая из этих сфер деятельности предприятия должна вносить свой вклад в повышение четкости функционирования предприятия, в усиление его рыночной позиции, в снижение затрат для повышения прибыли и для выживания в условиях острой конкуренции.

Такое распределение нашло свое отражение в организационной структуре предприятия. Физическая дистрибуция была главной темой в функционировании маркетинговых служб, тогда как управление материалами было предметом деятельности закупочных (снабженческих), а также производственных подразделений. Следует отметить, что логистические процессы «на входе» во многих случаях интегрировались с потребностями оперативного управления производственными процессами или даже подчинялись им. Выражением этого была, в частности, локализация закупок (снабжения) в службах управления производством. Очевидно, наблюдались (и наблюдаются в настоящее время) и другие организационные решения. [9; c.42]

Дальнейшее развитие логистических процессов приходится на окончание 70-х – начало 80-х годов прошлого века (этап III). Представляется возможным говорить об интегральном понимании логистических процессов. Логистика определяется как управление прохождением материальных и информационных потоков в масштабе всего предприятия. Все процессы, действия, явления и логистические функции ориентируются интегральным образом на достижение стратегических целей предприятия, т.е. на максимизацию прибыли на длительных временных горизонтах, укрепление позиции на глобальном рынке, увеличение приспособленности к изменяющимся условиям (рыночного) окружения. [3; 44] При таком понимании логистика позволила рассматривать, анализировать и формировать основы практической деятельности на всех фазах физического продвижения материалов на предприятии при тесной связи с субъектами рынка поставщиков, а также доходить до конечных получателей-потребителей благодаря развитой сети дистрибуции (распределения).

Информация о работе Сущность логистики и ее роль в организации деятельности предприятия