Совершенствование управления запасами на складах предприятия (ЧУП «Палома- сервис»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 02:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ управления запасами на складах предприятия. Задачи:
- изучить теоретико-методологических основы управления запасами на складах предприятия;
- проанализировать товарные запасы на примере предприятия;
- дать характеристику оптимизациии структуры и обеспечения ускорения оборачиваемости товарных запасов предприятия;
- изучить использование современных систем управления товарными запасами на складах в деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение 4
1 Теория управления запасами на складах предприятия 5
1.1 Понятие и виды запасов 5
1.2 Основное уравнение издержек при формировании запасов. 7
1.3 Системы управления запасами на складах предприятия 9
2 Анализ товарных запасов ЧУП «Палома-сервис» 14
2.1 Анализ динамики розничного товарооборота предприятия ………………14
2.2 Анализ товарных запасов предприятия ………………..…………………….17
3 Развитие розничного товарооборота за счёт повышения эффективности использования товарных запасов ЧУП «Палома-сервис»……………………….20
3.1 Оптимизация структуры и обеспечение ускорения оборачиваемости товарных запасов на предприятии... ………………………………………….. …20
3.2 Использование современных систем управления товарными запасами в деятельности предприятия 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение А Динамика товарных запасов и факторный анализ их изменения за 2010-2011 гг. по ЧУП «Палома-сервис»…………………………………..….30

Файлы: 1 файл

Курсовая от Бондаренко.doc

— 399.00 Кб (Скачать файл)

 

где R - достигнутый среднегодовой уровень рентабельности на предприятии, %; n - количество анализируемых периодов в течение года; Nоб - количество оборотов готовой продукции в течение года.

1.3 Системы управления запасами на складах предприятия

Существуют две основных системы управления запасами, на которых базируются все остальные:

  • система с фиксированным размером заказа;
  • система с фиксированным интервалом времени между заказами.

Система с фиксированным размером заказа

Размер заказа здесь строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Поэтому определение величины заказа является основной задачей, которая решается при работе с данной системой. Объем закупки (заказа) должен быть оптимальным, т.е. самым лучшим для определенных условий. В большинстве случаев для его расчета используются соответствующие формулы но определению оптимального объема заказа (qо).

После установления оптимального размера заказа (закупки) необходимо определить момент времени, когда требуется осуществлять заказ, который в свою очередь зависит от времени выполнения заказа. Так, например, в идеальном случае сугубо теоретической ситуации, когда величина интенсивности сбыта постоянна в течение длительного времени, а время выполнения заказа равно нулю, график движения запасов выглядит следующим образом (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Идеальная система с фиксированным размером заказа: точка А - момент времени, когда необходимо осуществлять заказ

Примечание  – Источник: [9, с. 62, рисунок 9]

 

Но в реальных условиях изменяется не только интенсивность сбыта, но и время выполнения заказа. В такой ситуации должен быть предусмотрен, во-первых, пороговый уровень запасов, который обеспечивает бездефицитную работу склада на время выполнения заказа, тем самым определяя уровень запасов и момент времени, когда необходимо делать очередной заказ; во-вторых–гарантийный (страховой) запас, который позволяет обеспечить необходимую потребность в товаре в период времени предполагаемой задержки поставки. В этом случае график движения запасов примет следующий вид (рис.3)

Рисунок 3 – График движения запасов в системе с фиксированным размером заказа:

Примечание – Источник: [9, с. 63, рисунок 10]

 

Точка О – момент времени начала работы системы; точка А – точка формирования нового заказа но уровню запаса (пороговому уровню); tв.з.- время выполнения заказа; tз.п. – время задержки поставки; ОП – ожидаемое потребление товара на складе за время выполнения заказа

Данная система управления запасами работает следующим образом. После выполнения заказа размер запасов на складе по определенному наименованию товара равен максимальному желательному уровню запасов (точка О). С течением времени уровень запаса товара на складе уменьшается в соответствии с интенсивностью потребления (в нашем случае ее величина постоянная). То обстоятельство, что в данной системе предусмотрен пороговый уровень запасов, обусловливает необходимость постоянного контроля уровня запасов.  В случае, если текущий уровень запаса оказался равным или меньше порогового уровня (точка А), то необходимо делать заказ. В противном случае заказ не делается. За время выполнения заказа размер запаса товара на складе уменьшается на величину ожидаемого потребления (ОП) [9].

В случае задержки поставки потребляется гарантийный запас товара. После выполнения заказа уровень запаса товара на складе пополняется на величину оптимального размера заказа qо.

Для расчета параметров системы необходимы следующие исходные данные:

-объем товарооборота за определенный период S;

-оптимальный размер заказа qо;

-время выполнения заказа tв.з.;

-время задержки поставки tз.п..

Порядок расчета основных параметров рассматриваемой системы:

  1. Дневное потребление товара на складе определяется как отношение объема товарооборота за определенный период S к количеству рабочих дней в данном определенном периоде.
  2. Гарантийный запас на складе рассчитывается как произведение дневного потребления товара на складе и времени задержки поставки.
  3. Ожидаемое потребление товара на складе за время выполнения заказа (ОП) определяется как произведение дневного потребления товара на складе и времени выполнения заказа.
  4. Пороговый уровень запасов на складе рассчитывается как сумма гарантийного запаса на складе и ожидаемого потребления товара на складе за время выполнения заказа.
  5. Максимальный желательный уровень запасов на складе определяется как сумма гарантийного запаса на складе и оптимального размера заказа.

 

Система с фиксированным интервалом времени между заказами

В данной системе заказы осуществляются в строго определенные моменты времени, которые отстоят друг от друга на равные интервалы. Причем в данной системе размер заказа - величина переменная.

Определить интервал времени между заказами (I) можно с учетом оптимального размера заказа (q0) по следующей зависимости:

 

I = N : S/qo           (7),

 

где N - количество рабочих дней в периоде, за который потребляется величина S.

Интервал времени между заказами (I) округляется до целого числа дней.

График движения запасов для данной системы представлен на рис. 4.

Для расчета параметров системы с фиксированным интервалом времени между заказами необходимы следующие исходные данные:

  • объем оборота (потребления или сбыта сырья, полуфабрикатов или готовой продукции) за определенный период S;
  • интервал времени между заказами I;
  • время выполнения заказа tв.з;
  • время задержки поставки tз.п..

Рисунок 4– График движения запасов в системе с фиксированным интервалом времени между заказами

Примечание – Источник: [9, с. 66, рисунок 11]

 I - интервал времени между заказами; точка А - точка начала формирования нового заказа по времени (фиксированному интервалу); tв.з - время выполнения заказа; tз.п - время задержки поставки; ОП - ожидаемое потребление товара на складе за время выполнения заказа; ТЗ - текущий запас в момент времени, когда необходимо осуществлять заказ.

Порядок расчета основных параметров  системы:

  1. Дневное потребление товара на складе определяется как отношение объема оборота (потребления или сбыта сырья, полуфабрикатов или готовой продукции) за определенный период S к количеству рабочих дней в данном определенном периоде.
  2. Гарантийный запас на складе рассчитывается как произведение дневного потребления товара на складе и времени задержки поставки.
  3. Ожидаемое потребление товара на складе за время выполнения заказа (ОП) определяется как произведение дневного потребления товара на складе и времени выполнения заказа.
  4. Максимальный желательный уровень запасов на складе определяется как сумма гарантийного запаса на складе и произведения интервала времени между заказами и ожидаемого дневного потребления товара на складе.
  5. Размер заказа (РЗ) в данной системе - величина переменная и рассчитывается по следующей зависимости:

 

РЗ = МЖЗ - ТЗ + ОП          (8),

 

где МЖЗ - максимально желательный уровень запасов на складе, шт., т; ТЗ - текущий размер запасов на складе на момент осуществления заказа, шт., т; ОП - ожидаемое потребление товара на складе за время выполнения заказа, шт., т.

Каждая из основных систем управления запасами имеет свои достоинства и недостатки. Так, положительным моментом для системы с фиксированным размером заказа является меньший максимально желательный уровень запасов на складе, что обеспечивает меньшие затраты на хранение запасов. Однако в данной системе необходим постоянный контроль наличия запасов на складе. В то же время для системы с фиксированным интервалом времени между заказами позитивным является отсутствие постоянного контроля наличия запасов на складе. При этом у данной системы более высокий уровень максимально желательного запаса, что обусловливает повышение затрат на содержание запасов.

Изучив теоретические основы управления запасами на складах предприятия можно сделать следующие общие выводы.

 В логистике запасов очень важной является проблема выбора оптимальной системы управления для соответствующих наименований запасов. Установлено, что на выбор системы управления запасами основное влияние оказывают следующие факторы:

  • интенсивность потребления товаров (предметов труда);
  • прогнозируемость потребления (спроса) товаров (предметов труда).

Избыточные  запасы — это, пожалуй, один из самых  заметных видов потерь. Тот факт, что на предприятиях имеются складские  помещения и распределительные  центры, свидетельствует, что у предприятий  есть запасы, и, как правило, в немалом  объеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ товарных запасов ЧУП «Палома-сервис»

2.1 Анализ  динамики розничного товарооборота предприятия

 

ЧУП «Палома-сервис» зарегистрировано в г.Слуцк Минской области 30 марта 2002 года № 25-15, в ЕГР за № 700254850.

 

Рисунок 5 – Структура ЧУП «Палома-сервис» по состоянию на 01.01.2010 г.

Примечание –  Источник: [Материалы предприятия]

Предприятие занимается оптовой и розничной торговлей мобильной связи, телефонов и аксессуаров, является официальным дилером ЗАО «Мобильные телекоммуникационные системы».

Основными задачами предприятия являются:

  • организация оптовой и розничной торговли;
  • закупка у юридических лиц товара;
  • оказание услуг населению;
  • осуществление внешнеэкономической деятельности;
  • осуществление иных видов деятельности, не запрещенной законодательством Республики Беларусь.

Для постоянного поддержания достаточного ассортимента товаров ЧУП «Палома-сервис» располагает 1 складским помещением общей площадью 400 кв.м.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЧУП «Палома-сервис» отражены в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

Показатель

2009г.

2010г.

2011 г.

Темп роста, %

2009г. к 2010г.

2010 г.

к

2011г.

1 Выручка от реализации  товаров, продукции, работ, услуг,  в действующей оценке (за вычетом  налогов и сборов из выручки), млн.р.

9584

13262

13794

138,38

104,01

1.1 Розничный товарооборот розничной торговой сети, млн.р.

7414,6

9825,9

11705

132,52

119,12

2 Выручка от реализации  товаров, продукции, работ, услуг, в сопоставимой оценке, млн.р.

9584

12441

11543

129,81

92,78

3 Себестоимость реализованных  товаров, продукции, работ, услуг, млн.р.

12784

13057

13618

102,14

104,30

4 Прибыль от реализации, млн.р.

-169

205

176

-

85,85

5 Чистая прибыль, млн.р.

-3578

99

90

-

90,91

6 Среднесписочная численность персонала, чел.

346

315

323

91,0

102,5

7 Среднемесячная заработная плата работников, тыс.р.

406,2

466,8

489,3

114,9

104,8

8 Рентабельность продаж, %

-1,76

1,55

1,28

-

82,58

9 Рентабельность затрат, %

-27,99

0,75

0,66

-

88,00


 

Таблица 1 - Развитие показателей деятельности ЧУП «Палома-сервис» за 2009-2011 гг.

Примечание  – Источник: [Материалы предприятия]

 

Основные задачи анализа розничного товарооборота:

- проверка выполнения  планов (прогнозов) товарооборота,  удовлетворения покупательского спроса на товары; установление обоснованности, напряженности, оптимальности планов;

- изучение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности предприятия;

- выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;

- разработка оптимальных  стратегических и тактических  управленческих решений по развитию розничного товарооборота, торговой деятельности предприятия.

В процессе анализа розничного товарооборота используются данные планов предприятия, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов,   внеучетные источники информации.

Анализ розничного товарооборота  начинается с изучения его динамики в целом по предприятию за несколько лет.

Сведения о розничном  товарообороте за 2010-2011 г.г. по ЧУП «Палома-сервис» приведены в таблице 2.

Розничный товарооборот приведен в сопоставимый вид с использованием индексов цен, на потребительские товары, утвержденные Министерством статистики и анализа Республики Беларусь. Так, индекс роста цен на потребительские товары в 2010 г. составляет 1,066, в 2011 г. - 1,121.

 

Год

Валовой товарооборот, млн. р.

Цепной темп роста

товарооборота, %

Базисный темп роста  товарооборота, %

в

действующих

ценах

в

сопоставимых ценах

в

действующих

ценах

в

сопоставимых

ценах

В

действующих

ценах

в

сопоставимых

ценах

2009

8462,4

8462,4

100

100

100

100

2010

11425

10717

135,00

126,64

135,00

126,64

2011

13639

11414

119,39

106,5

161,17

134,88

Информация о работе Совершенствование управления запасами на складах предприятия (ЧУП «Палома- сервис»)