Совершенствование деятельности промышленного предприятия по управлению производственными запасами на принципах логистики на примере ОА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка на основе анализа материала конкретных предложений по повышению эффективности управления производственными запасами ОАО "ЭКО".
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть функциональную роль запасов в производственном процессе;
- рассмотреть методы нормирования запасов предприятия;
- сформировать возможные варианты корректного выбора системы контроля уровня запасов;
- показать основные логистические системы, применяемые на производстве для управления запасами;
- проанализировать процесс управления производственными запасами ОАО «ЭКО»;

Содержание работы

Введение
1. Запасы в экономической системе предприятия.
1.1 Понятие, сущность и виды производственных запасов.
1.2 Цели, задачи и характеристики производственной логистики на предприятии.
1.3 Управление логистической системой на предприятии.
2. Основные системы управления запасами предприятия.
2.1 Нормирование производственных запасов.
2.2 Контроль за состоянием запасов.
3. Разработка системы управления запасами ОАО «ЭКО».
3.1 Анализ состояния запасов.
3.2 Нормирование запаса гидроаккумулятров.
3.3 Обоснование необходимости задела по гидроаккумуляторам.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

112426.rtf

— 1.17 Мб (Скачать файл)

На то, что JIT была разработана именно в Японии, вероятно, повлиял факт, что Япония является перенаселенной страной с очень ограниченными природными ресурсами. Неудивительно поэтому, что японцы очень чувствительны к пустым тратам материалов, времени и средств, и к неэффективности труда. Они расценивают брак и исправления дефектов как необоснованные затраты, а запасы - как зло, потому что они занимают пространство и связывают ресурсы.

В сущности, JIT представляет собой определенную философию, которая охватывает каждый аспект производственного процесса, от разработки до продажи изделия и послепродажного обслуживания. Эта философия стремится к созданию системы, которая хорошо функционирует с минимальным уровнем материальных запасов, минимальным пространством и минимальным делопроизводством. Это должна быть система, которая не поддается сбоям и нарушениям и является гибкой (в том, что касается изменений ассортимента изделий и объема производства). Конечная цель состоит в том, чтобы получить сбалансированную систему с плавным и быстрым потоком материалов через систему.

Компании, использующие подход JIT обычно имеют значительное преимущество перед своими конкурентами, которые используют более традиционный подход. У них ниже стоимость производства, меньше брака, выше гибкость и способность быстро предоставлять на рынок новые или усовершенствованные товары.

На практике к тянущим внутрипроизводственным логистическим системам относят систему "KANBAN" (в переводе с японского - карточка), разработанную и реализованную фирмой "Тайота" (Япония).

Система «KANBAN» не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как центральное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса ограничено.

Сущность системы КАНБАН заключается в том, что на все производственные участки завода, включая линии конечной сборки, строго по графику поставляется именно то количество сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, которое действительно необходимо для ритмичного выпуска точно определенного объема продукции. Средством для передачи приказа о поставке определенного количества конкретных изделий служит сигналом - ярлык в виде специальной карточки в пластиковом конверте. При этом используется карточка отбора и карточка производственного заказа. В карточке отбора указывается количество деталей, которое должно быть взято на предшествующем участке обработки, в то время как в карточке производственного заказа указано количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующем участке. Эти карточки циркулируют как внутри завода, так и между многочисленными фирмами поставщиками. Они содержат информацию о количестве необходимых деталей, обеспечивая тем самым функционирование производства по системе точно во время.

Например, необходимые детали (а) и (в) изготовлены на предшествующем участке и складированы рядом с конвейером вместе с сопровождающими их карточками заказа КАНБАН, на основании которых они были изготовлены для сборки А, В и С. Автопогрузчик подается к станочной линии, чтобы взять изготовленные детали (а) и (в) с приклеенными к ним карточками отбора КАНБАН. На месте складирования рабочий загружает деталей столько, сколько указано в карточке отбора, снимая при этом карточки производственного заказа, которые остаются в месте складирования деталей у поточной линии, показывая количество взятых деталей. Они информируют о заказе на изготовление новых деталей.

Реализация системы КАНБАН предполагает, чтобы до фактического начала производственного процесса до всех участков был доведен общий производственный план. Корректировка сводного плана производится еженедельно.

Система КАНБАН позволяет выпускать продукцию высокого качества с минимальными затратами. Это существенно повышает ее конкурентоспособность, особенно на внешних рынках. Рост производительности труда на предприятиях японской промышленности во многом обязан не столько внедрению новых технологий и использованию большого числа роботов, сколько хорошо продуманным методам управления производством и снабжением.

Одним из наиболее удачных примеров синтеза в производстве продукции ключевых элементов MRP и KANBAN на основе современных информационно-компьютерных технологий явилась разработанная в начале 1980-х годов микрологистическая система «Optimized Production Tehnology» -- ОРТ (оптимизированная производственная технология).

Система ОРТ относится к классу «тянущих» микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. Основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе так называемых «узких» мест (в оригинале -- критических ресурсов). Многие специалисты считают ОРТ компьютеризированной версией KANBAN с той разницей, что система ОРТ препятствует возникновению узких мест в логистической сети «снабжение - производство», а система KANBAN позволяет эффективно устранять уже возникшие узкие места. В системе ОРТ осуществляется автоматизированное оперативно-производственное планирование и диспетчеризация. Компьютерный расчет производственных расписаний выполняется на смену, день, неделю и т.д. Решаются также задачи контроля отгрузки запасов готовой продукции потребителям, поиска альтернативных ресурсов, выдачи рекомендаций по полноценным заменам в случае отсутствия необходимых материальных ресурсов. При формировании графика производства используются критерии: степень удовлетворения потребности производства в ресурсах, эффективность использования ресурсов, средства, иммобилизированные в незавершенном производстве.

В процессе управления материальными потоками пользователь может получать следующие выходные параметры: «График производства», «Потребность в материальных ресурсах», «Ежедневный отчет мастера цеха (отдела)», «График доставки материальных ресурсов к рабочим местам», «Отчет о производстве заказанной продукции», «Состояние складского запаса» и ряд др.

Эффект системы ОРТ с логистических позиций заключается в снижении производственных и транспортных издержек, уменьшения запасов незавершенного производства, сокращении времени производственного цикла, снижении потребности в складских и производственных площадях, повышения ритмичности отгрузки готовой продукции потребителям.

 

2. Основные системы управления запасами предприятия

 

2.1 Нормирование производственных запасов

 

Управление запасами заключается в решении двух основных задач [1, с. 188]:

- определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;

- создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.

Минимально необходимый уровень производственных запасов сырья, материалов и комплектующих изделий является непременным условием для обеспечения ритмичной и бесперебойной работы предприятия при наименьших затратах.

При планировании запасов следует исходить из расширения оптовой торговли средствами производства и прямых длительных хозяйственных связей между потребителями и поставщиками. При этом должно быть уделено достаточное внимание установлению рациональных норм запасов в условиях оптимального сочетания транзитного и складского снабжения.

Производственные запасы измеряются в относительных и абсолютных величинах. В относительных величинах объем запаса измеряется обеспечиваемым им количеством дней производственного потребления соответствующего вида материалов. Абсолютная величина запаса определяется в натуральных единицах измерения (тоннах, килограммах, погонных и кубических метрах, штуках). При разработке плана материально-технического снабжения нормы производственных запасов рассчитываются как нормы переходящих запасов на начало года, следующего за плановым, и предназначаются для определения годовой потребности в важнейших материальных ресурсах, обеспечивающих бесперебойную работу предприятий. Эти нормы должны разрабатываться в разрезе номенклатурных групп продукции, установленных для ее распределения. Кроме норм переходящих производственных запасов на предприятиях должны разрабатываться оперативные нормы запасов по каждой разновидности продукции для текущего регулирования процесса снабжения.

При нормировании производственный запас подразделяется на текущую, подготовительную и страховую части. В соответствующих случаях производственный запас формируется в виде сезонного запаса с подразделением на такие же составные части.

Текущий запас предназначается для бесперебойного обеспечения производства в период между двумя очередными поставками. По всем разновидностям сырья и материалов, в отношении которых можно на основании календарных (внутримесячных) графиков поставки определить конкретные плановые сроки поступления, норма текущего запаса должна быть равна количеству дней от 1 января до даты первого поступления в новом, следующем за плановым году.

Нормирование текущего запаса заключается в нахождении максимальной величины потребности производства в материальных ценностях между двумя очередными поставками. Данная потребность определяется как произведение среднесуточного расхода на интервал поставки [6, с. 180]:

 

ТЗ = RСУТ · J, (1)

 

где ТЗ - текущий запас;

RСУТ - среднесуточный расход материалов;

J - интервал поставок, дни.

В свою очередь среднесуточный расход находится путем деления общей потребности в материале (ПГ, ПКВ, ПМ - соответственно годовая, квартальная и месячная потребности) на округленное количество календарных дней в плановом периоде [15, с. 136]:

 

RСУТ = ПГ (ПКВ, ПМ) / 360 (90, 30), (2)

 

В зависимости от конкретных условий производства, обращения и потребления материалов интервал поставки определяется несколькими методами. В тех случаях, когда интервалы поставки зависят от минимальной нормы отпуска данного материала В (транзитной или заказной), их величина находится делением этой нормы на среднесуточный расход:

 

J = В / RСУТ, (3)

 

Во многих случаях партия поставки определяется грузоподъемностью транспортных средств, которыми осуществляется перевозка грузов, в связи с необходимостью их полной загрузки. В этом случае интервал поставки находится делением грузоподъемности Г на среднесуточный расход:

 

J = Г / RСУТ, (4)

 

Интервал поставки часто определяется периодичностью производства данного материала у поставщика. В таких случаях он будет равен, как правило, длительности перерыва в производстве данного материала у поставщика.

В тех случаях, когда поступающие материальные ценности не удовлетворяют требованиям технологического процесса и до запуска в производство должны пройти соответствующую обработку создается технологический (подготовительный) запас.

Технологический (подготовительный) запас рассчитывается на основе нормативов времени для осуществления подготовительных операций, или на основании статистических данных и наблюдений за фактическими затратами времени на подготовку материалов к выдаче в прошлом периоде (хронометража) [6, 180].

Подготовительный запас необходим на время подготовки прибывающих на предприятие материалов к производственному потреблению. Если для этого не требуется специальных операций по предварительной технологической обработке материалов, подготовительный запас принимается равным одному дню. При специальных подготовительных операциях нормы подготовительных запасов определяются исходя из минимального времени, необходимого для этих операций в соответствии с технологией и порядком их выполнения.

Страховой запас предназначается для бесперебойного обеспечения производства материалами при отклонениях от принятых интервалов поставки. Это связано с правом поставщика отгружать материалы потребителю в любом количестве (в пределах, обусловленных заказом или договором) и в любой день установленного заказом периода поставок (месяца), а также с возможными случаями нарушения по «непредвиденным обстоятельствам сроков поставки и доставки грузов по вине поставщиков и транспорта.

Страховой запас в самом общем виде определяется как произведение среднесуточного расхода материала на разрыв в интервале поставок деленное на два:

 

СЗ = RСУТ · (JФ - JПЛ) / 0,5, (5)

 

где СЗ - страховой запас;

JФ, JПЛ - соответственно фактический и плановый интервал поставок.

При укрупненной оценке он может приниматься в размере 50% текущего запаса. В случае, когда промышленное предприятие расположено вдали от транспортных путей, либо используются нестандартные, уникальные материалы, норма страхового запаса может быть увеличена до 100%.

При транзитных поставках нормы страховых запасов должны устанавливаться, как правило, в пределах величины норм текущих запасов, но не свыше 15 дней. Установленные таким образом нормы страхового запаса в сочетании с нормами текущего запаса гарантируют потребителю бесперебойное обеспечение производства во всех случаях, когда все разновидности сырья или материалов, получаемые с интервалами до 30 дней, поступят в последний день интервала поставки, а при величине интервала свыше 30 дней -- в последний день месяца поставки.

Возникновение страхового запаса обусловлено нарушением в поставках материала со стороны поставщика. В случае, если это нарушение связано с транспортной организацией, создается транспортный запас, включающий те оборотные фонды, которые отвлекаются со дня оплаты счета поставщика и до прибытия груза на склад. Транспортный запас рассчитывается так же, как и страховой запас:

Информация о работе Совершенствование деятельности промышленного предприятия по управлению производственными запасами на принципах логистики на примере ОА