Служба логистики на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:16, реферат

Описание работы

В период развития логистики (70-е гг. ХХ в.) стало ясно, что решение проблемы координации управления материальными потоками от сырьевого источника до конечного потребителя найдено (сквозное управление материальным потоком по всей логистической цепи). Однако на тот момент это решение было неосуществимо. Возникла необходимость в формировании широко развитой инфраструктуры, разработке соответствующих организационных форм, формировании высококвалифицированного административно-хозяйственного аппарата, т.е. новая область нуждалась в более глубокой теоретической проработке научных основ и положений.

Содержание работы

Введение..………………………………………………………………….................3
1 Место логистики в организационной структуре управления, понятие,
цели и задачи логистики…………………………………………………………….5
1.1 Представление о логистики……………………………………………………..5
1.2 Цель логистики…………………………………………………………………..8
2 Объекты исследования логистики, её функции………………………………...11
2.1 Материальный поток и его характеристики…………… …………………….11
2.2 Уровни логистики………………………………………………………………15
3 Организационная структура логистики на предприятии………………………19
3.1 Структурообразующие факторы………………………………………………19
3.2 Трёхуровневая организационная структура…… …………………………….20
3.3 Характеристики пирамидальной организационной структуры……………..25
3.4 Практическая реализация……………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………………32
Список использованных источников……………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Служба логистики на предприятии.docx

— 121.51 Кб (Скачать файл)

Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны: максимальное сокращение времени хранения продукции; сокращение времени перевозок; рациональное распределение транспортных средств; быстрая реакция на требования потребителей; оперативная обработка и выдача информации и т.п.

2 Объекты  исследования логистики, ее функции

 

  •           2.1 Материальный поток и его характеристики.

 

Несмотря на достаточно широкий спектр подходов к определению логистики как науки и инструмента хозяйственной деятельности, ясно одно: основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток, а информационные, финансовые, сервисные и другие потоки рассматриваются в подчиненном плане.

Материальный поток (МП) - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции и которые связаны с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, перевозка, затаривание продукции, разукрупнение и т. п.).

Под материальными ресурсами (МР) понимаются предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства.

Незавершенное производство (НЗП) - продукция, не законченная производством в пределах данного предприятия.

Готовая продукция (ГП) - продукция, прошедшая полный производственный цикл и технический контроль на данном предприятии, полностью упакованная, сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику).

Приведенные определения в известном смысле условны, так как сырье и полуфабрикаты также могут быть готовой продукцией, а последняя в свое время - материальными ресурсами для других товаропроизводителей.

МП характеризуется определенным набором параметров: номенклатура, ассортимент и количество продукции, габариты, вес, физико-химические характеристики груза, характеристики тары (упаковки) и т. п. Посмотрим на классификацию МП в таблице 1.

 

Таблица 1 - Классификация материальных потоков в логистике

Классификационный признак

Виды материальных потоков грузоединиц

Отношение к логистической системе

Внешний МП

Внутренний МП

Входной МП

Выходной МП

Состав материальных ценностей

Одноассортиментный МП

Многоассортиментный МП

Масштабность

Массовый МП

Крупный МП

Средний МП

Мелкий МП

Характер и массивность грузоединиц

Тяжеловесный МП

Легковесный МП

Степень совместимости грузоединиц потока

Совместимый МП

Несовместимый МП

Консистенция грузоединиц потока

МП насыпных грузов

МП наволочных грузов

МП товарно-штучных грузов

МП наливных грузов


 

 

Очевидно, что достаточно большое количество характеристик МП предопределяет специфический подход и индивидуальную классификацию для каждой отдельно взятой логистической системы. Например, для железнодорожного предприятия особенно важны следующие характеристики МП: объемный показатель, масса груза, физико-химические свойства и характеристики тары. Менее важен ассортимент перевозимой продукции. Для предприятия розничной торговли, напротив, номенклатура и ассортимент продукции имеют первостепенное значение и т.д.

МП может быть охарактеризован такими показателями, как интенсивность (другие аналогичные показатели - скорость, плотность и т.п.), под которой понимается количество объемных или весовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход логистической системы в единицу времени. Исходя из этого возможны следующие размерности МП: т/год, шт./ч, ед./сутки, п.м/ч, м2/год и др.

С каждым из вышеуказанных параметров связан определенный объем информации и со многими параметрами - финансовые показатели (издержки, цены, тарифы), а также разного рода ограничения. Однако следует иметь в виду, что зачастую во временном и пространственном аспектах информационные и финансовые потоки могут не совпадать с материальными.

В наиболее общем плане с позиции логистики исследуется возникновение, преобразование или поглощение МП в определенном экономическом объекте, функционирующем как целостная система. Таким образом, определяются действия, прикладываемые к МП в этой системе. Называются эти действия логистической операцией и логистической функцией (в обобщенном варианте - логистическими активностями).

Логистической операцией (элементарной логистической активностью) называется любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему потоков (информационных, финансовых, сервисных).

К логистическим операциям относятся, например, такие действия, совершаемые над материальными ресурсами или готовой продукцией, как погрузка, разгрузка, затаривание, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т.п.

Логистическими операциями, связанными с сопутствующими информационными и финансовыми потоками, могут быть сбор, хранение и передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и покупателями товаров, страхование грузов, передача прав собственности на товар и т.п.

Логистической функцией (комплексной логистической активностью) называется обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.

Среди комплексных логистических активностей на уровне организации бизнеса принято выделять следующие:

а) базисные (присущи практически любому товаропроизводителю):

- снабжение (закупки);

- производство;

- сбыт (распределение);

б) вспомогательные (поддерживающие):

- складирование;

- транспортировка;

- сервисная поддержка;

- информационная  поддержка.

Объединение логистических операций в логистические функции прежде всего зависит от вида логистической системы, т.е. от набора функциональных подсистем в конкретной логистической системе. Поэтому одним из наиболее важных понятий в логистике является понятие логистической системы.

Логистическая система (ЛС) - сложная организационно-завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев (подсистем), взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями (рис. 1.6).

 

2.2 Уровни логистики

 

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции закупок и распределения. Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юридически независимые предприятия. Взаимодействие между ними базируется на товарно-денежных отношениях и регламентируется соответствующими договорами и контрактами, имеющими правовую силу. Микрологистика решает локальные вопросы отдельных фирм и предприятий. Объектами, контролируемыми микрологистикой, являются функциональные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, подчиненные его администрации. Взаимодействие между ними базируется на бестоварных отношениях и регламентируется в административном порядке. В таблице 2 представлена структура функций макро- и микрологистики.

 

 

Таблица 2 - Структура функций логистики на макро- и микроуровнях

Вид логистики

Структура функций

Макрологистика

Анализ рынка поставщиков и потребителей

Концепция распределения и потребления

Складирование и стратегическое размещение складов

Виды транспорта

Направление движения транспорта

Процесс транспортировки

Пункты поставки

Схемы распределения

Концепция поставок и производства

Общая информационная система

Микрологистика

Уровень входных запасов

Управление промежуточными запасами

Уровень выходных запасов

Перемещение изделий внутри предприятия

Транспортно-складские и погрузочно-разгрузочные работы


 

Звеном логистической системы (ЗЛС) называется некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.

В звеньях логистической системы материальные и другие сопутствующие потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т.п. Таким образом, звенья логистической системы могут быть трех типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие.

В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия - поставщики материальных ресурсов, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, транспортные и экспедиционные предприятия, биржи, банки и другие финансовые учреждения, предприятия сервиса и т.п.

Наряду с понятием «логистическая система» в западной и отечественной литературе повсеместно используется понятие «логистическая цепь». Логистическая цепь (ЛЦ) - множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченных (оптимизированных) по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек.

В экономической литературе встречается также понятие «логистическая сеть», которую можно определить как полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим потокам.

Основным объектом анализа интегрированной логистической системы является ее логистический цикл (функциональный цикл логистики) - интегрированная по времени совокупность функциональных циклов (циклов, связанных с логистическими активностями). По сути дела логистический цикл задает структурную основу интегрированной логистической системы.

Логистический цикл может быть отнесен к базисным активностям (снабжению, производству, сбыту) или к поддерживающим активностям.

Обычно в структуре логистического цикла выделяют следующие циклы-составляющие:

- цикл заказа;

- цикл создания (поддержания) запасов;

- цикл обработки  заказов потребителей;

- цикл организации  закупок и размещения заказов;

- цикл доставки  МР или ГП;

- производственный (операционный) цикл;

- цикл сбора заказов  потребителей и подготовки документации;

- цикл анализа  и подготовки отчетов.

 

3 Организационная  структура логистики на предприятии

 

3.1 Структурообразующие факторы.

 

Отсутствие структур логистики на предприятиях России — скорее результат исторически сложившихся систем управления и неспособности представить службу логистики, чем выраженное нежелание.

Организационная структура службы логистики и ее подразделений (отделов или групп) зависит от целого ряда факторов, к которым относятся следующие:

  • направление производственно-хозяйственной деятельности предприятия или организации;
  • размеры и мощность предприятия (занимаемая площадь, объем станочного парка);
  • количество наименований, типов, марок, сортов и размеров материально-технических ресурсов, используемых на предприятии;
  • структура материально-технических ресурсов, потребляемых предприятием, по направлениям производственно-хозяйственной деятельности;
  • количество поставщиков материально-технических ресурсов и их территориальное расположение;
  • назначение и количество складов на предприятии, предназначенных для хранения материально-технических ресурсов;
  • наличие в собственности предприятия магистральных и внутризаводских транспортных средств, их количество по видам и типам; количество потребителей промежуточной или конечной готовой продукции, выпускаемой предприятием.

3.2 Трёхуровневая организационная структура.

 

  • В зависимости от перечисленных факторов и других факторов внешней и внутренней среды устанавливается соответствующая организационная структура службы логистики на каждом отдельном промышленном предприятии или в торгово-посреднической организации.
  • В теории и практике организации службы логистики на предприятиях существует так называемая классическая трехуровневая организационная структура службы логистики . Рассмотрим её подробнее не рисунке 1.


     

     

     

     

     

     

     

     

    Рисунок 1 – Классическая структура трехуровневой организации службы логистики на предприятии

     

    Основными функциями первого уровня — общего управления (общего планирования) являются:

    • проверка всей организации логистики на предприятии и, при необходимости, осуществление корректировки разработанных ранее планов по различным направлениям логистической деятельности;
    • разработка стратегии организации - долгосрочного плана развития службы логистики в соответствии с возможной диверсификацией предприятия - процесса создания принципиально новых сфер и направлений производственно-хозяйственной деятельности предприятия в нестабильной и гетерогенной внешней среде (сегментированный и пресыщенный рынок);
    • оценка деятельности отдельных подсистем логистики и системы в целом; координация тактической деятельности отделов (групп) службы логистики в отношении стратегических целей предприятия;
    • осуществление при необходимости определенных изменений в процедурах и операциях, выполняемых службой логистики; установление норм затрат на выполняемые логистические процедуры и операции, а также стандарты сервисного обслуживания.

    Информация о работе Служба логистики на предприятии