Рынок логистических услуг, основные тенденции и адаптация для российского рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить теоритические основы логистического сервиса и конкурентоспособности, узнать, какого влияние логистического сервиса на конкурентоспособность предприятия, определить основные тенденции на российском рынке логистических услуг, и как адаптируется зарубежный опыт на российском рынке логистических услуг.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что состояние логистического сервиса оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние. Обеспечить высокий уровень качества предостовляемых услуг, высокий сервис, делает предприятие более устойчивым и конкурентоспособным.1

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
I.Теоретические основы логистического сервиса и конкурентоспособности..4
Сущность, принципы и задачи логистического сервиса……………….4
Понятие и виды конкурентоспособности……………………...………12
Влияние логистического сервиса на конкурентоспособность предприятия…………………..………………………………………….17
II. Рынок логистических услуг, основные тенденции и адаптация для российского рынка…………………..………………………………………….20
2.1 Рынок логистических услуг в России…………………………………20
2.2 Основные тенденции на российском рынке логистических услуг….22
2.3 Адаптация зарубежного опыта на российском рынке логистических услуг……………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы ………………...…………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Логистика.docx

— 97.33 Кб (Скачать файл)

        Экономический потенциал поставщиков

Поставщики могут оказывать давление при заключении сделок, увеличивая цены или снижая качество предлагаемых товаров и услуг. Влияние поставщиков, таким образом, "выжимает" прибыль из отрасли, не способной справиться с повышением издержек при фиксированных ценах.

           Экономический потенциал покупателей

Потребители, подобно поставщикам, "выжимают" прибыль из отрасли, снижая цены, требуя высшего качества продукции и большего обслуживания, настраивая производителей друг против друга – в ущерб прибыли всей отрасли.

            Соперничество среди существующих конкурентов

Соперничество среди существующих конкурентов сводится к стремлению всеми средствами добиться выгодного положения, используя тактику ценовой и неценовой конкуренции, продвижения товаров на рынок и интенсивную рекламу. Интенсивность и характер конкуренции зависят от множества факторов. При анализе интенсивности и характера конкуренции на отраслевом рынке представляется полезным обратиться к упоминавшемуся ранее структурному подходу определения сущности конкуренции. В рамках указанного подхода, в зависимости от характера конкуренции поставщиков (производителей), выделяется четыре основных типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.14

    1. Влияние логистического сервиса на конкурентоспособность предприятия

           В условиях конкуренции производитель берет на себя ответственность за поддержание работоспособности выпущенного и проданного изделия в течение всего времени его экономически целесообразной эксплуатации с позиций потребителя в силу следующих обстоятельств.

           Во-первых, отлаженный сервис помогает изготовителю формировать перспективный, достаточно стабильный рынок для своих товаров.

           Во-вторых, высокая конкурентоспособность товара в значительной, а нередко в решающей мере зависит от высококачественного сервиса.

          В-третьих, сервис сам по себе обычно достаточно прибыльное дело.

           В-четвертых, отлично налаженный сервис – непременное условие высокого имиджа предприятия-производителя.

           От того, на сколько высок будет  уровень сервиса в компании, во  многом будет завесить ее конкурентоспособность.

           Для оценки уровня логистического обслуживания выбираются наиболее значимые виды услуг, т.е. услуги, оказание которых сопряжено со значительными затратами, а неоказание с существенными потерями на рынке. 10

Уровень обслуживания потребителей определяется эффективностью логистики, слагаемые которой следующие:

  • срок поставки – промежуток между датами выдачи и выполнения заказа. Выигрывает на рынке производитель, обеспечивающий меньший срок поставки;

____________________________

10. Сербин В.Д. Основы логистики. / В.Д. Сербин - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2013

14. Интернет сайт – «Корпоративный  менеджмент», http://www.cfin.ru/

 

  • обязательность (точность) поставки – оценка верности поставщика согласованным срокам. Она является мерой надежности и доверия, которые клиент проявляет к изготовителю продукции;
  • готовность к поставке – согласованность и подтверждение срока выполнения заказа поставщиком в соответствии с пожеланиями клиента;
  • качество поставок – характеристика доли заказов, выполненных в соответствии с заказом (спецификацией) клиента;
  • информационная готовность – готовность предприятия выдать всю запрашиваемую покупателем информацию относительно поставляемой ему продукции;
  • гибкость – готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения в ранее оформленный заказ. 9

            Существенным показателем сервиса является уровень обслуживания Y, который определяется соотношением:

где: n – фактическое количество оказываемых услуг;

       N – количество услуг, которое теоретически может быть оказано;

       ti – время на выполнение i-той услуги.

       Таким образом,   суммарное время, фактически затрачиваемое на оказание услуг и время, которое теоретически может быть затрачено на выполнение всего комплекса возможных услуг  можно представить в виде следующего графика. (рис.1)

 

 

 

___________________________

9. Смехов А. А. Введение  в логистику. - М., 2011

 

 


  •  

          Рис.1 График зависимости затрат на обслуживание от величины уровня обслуживания.

          Начиная от 70% и выше, затраты сервиса растут экспоненциально в зависимости от уровня обслуживания, а при уровне обслуживания 90% и выше сервис становится невыгодным. Специалисты подсчитали, что при повышении уровня обслуживания от 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы возрастают на 14%.

             С другой стороны, снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса. Эта зависимость также может быть представлена графиком (рис.2)


            Рис.4. График зависимости потерь, вызванных ухудшением обслуживания от величины уровня обслуживания

 

         Рис. 2 График зависимости потерь, вызванных ухудшением обслуживания от величины уровня обслуживания.

            Таким образом, рост конкурентоспособности компании, вызванный ростом уровня обслуживания, сопровождается, с одной стороны, снижением потерь на рынке, а с другой – повышением расходов на сервис. Задача логистической службы заключается в поиске оптимальной величины уровня обслуживания. 11

II. Рынок логистических услуг, основные тенденции и адаптация для российского рынка

2.1 Рынок логистических  услуг в России

             По оценке экспертов, объем рынка  в начале 2013 года на транспортно-логистическом рынке России появились явные признаки улучшения ситуации.

             Количество заказов у транспортно-экспедиторских компании, складских операторов возросло. Получено много заказов от крупных торговых сетей, от производителей товаров, а также от участников внешней экономической деятельности, которые и обеспечивают поток импортных грузов в Россию.

              Среднее значение общих расходов на логистику как доли выручки от ВВП, составляет по всем регионам мира 16,7% ВВП. Если считать, что Россия развивается аналогично экономически развитым странам, то величина общих расходов на логистику в России составляет 9115 млрд руб. (304 млрд долл. США).

              Согласно исследованию 16th Annual Third-Party Logistics Study, 2013, среднее значение доли расходов, направляемых на аутсорсинг по всем регионам мира, от общего объема расходов на логистику составило 42%, причем в Азиатско-Тихоокеанском регионе этот показатель равен 47%, а в Латинской Америке - 37% общих расходов на логистику. Если использовать

_________________________________

11. Логистический сервис: «Современный подход к управлению уровнем логистического сервиса», http://www.logistika-prim.ru/

 эти показатели для оценки  российского рынка, то долю расходов, направляемых на аутсорсинг в России, можно оценить в размере 37% общего объема расходов на логистику, что составляет112 млрд долл. США.

               Географические границы рынка логистических услуг  определяются границами Российской Федерации. Клиенты компаний, предоставляющих логистические услуги, могут получить такие услуги на всей территории страны, а также за ее пределами. В исследовании приняли участие представители компаний, главные офисы которых расположены в пяти федеральных округах.

Схема 1. доли участников рынка логистических услуг в России

 

          Рынки, обслуживаемые участниками исследования. Рынки снабжения для производителей обслуживают 67,9% компаний, а рынки дистрибьюции к пунктам розничной торговли и до конечного потребителя - более 80% компаний - участников исследования.

       Более половины, а именно 58% компаний - участников проекта работают на рынке свыше 10 лет.

        В 2013 году доли крупных и небольших компаний не изменились. Доля средних компаний численностью от 251 до 1000 человек возросла, то есть наблюдалось укрупнение компаний.

       48% компаний - участников исследования имеют собственные корпоративные центры обучения. Следует отметить, что руководители компаний на очень высоких должностях - потенциальные потребители логистических услуг часто не имеют образования в области логистики. Низкий уровень знания логистики не позволяет, например, директорам крупных холдингов принимать решения об аутсорсинге логистических услуг. Они не знают этого рынка и боятся в условиях нестабильности отдавать логистику на обслуживание профессиональным операторам.

         Более 45% компаний - участников рейтинга имеют сертификат качества ISO, что является залогом конкурентоспособности компании не только на национальном, но и на международном уровне, дает преимущества в конкурентной борьбе:

  • увеличиваются шансы на победу при участии в тендерах и конкурсах,
  • возрастает объем сбыта продукции, растет доверие к компании со стороны инвестиционных, страховых, юридических и других организаций.

        В основном компании заинтересованы в модернизации и установке дополнительных модулей к уже установленным информационным системам, и лишь 25% транспортно-экспедиторских и около 18% складских операторов заинтересованы в смене информационных систем.

Более 73% компаний - участников рейтинга используют штриховое кодирование, а 20% технологии радиоидентификации в своей деятельности.

 

2.2 Основные тенденции на российском рынке логистических услуг

         Определяющим фактором изменения структуры российской экономики в 2014-2015 гг. будет сдвиг в пользу производств, обслуживающих инвестиционный спрос (обрабатывающие производства, строительство).

Рост потребительского спроса приведет к увеличению доли оптовой и розничной торговли в структуре ВВП.

        Наблюдается общая тенденция улучшения глобальных условий для ведения бизнеса.

         Также как и на развитых рынках, основными потребителями 3PL (логистика третьей стороны) услуг на российском рынке являются:

  • розничная торговля;
  • высокие технологии;
  • автомобильная промышленность;
  • продукты питания, бакалея;
  • комплектующие;
  • здравоохранение и др.

           Исследование развитого рынка логистических услуг показывает, что в течение нескольких последних лет логистические расходы компаний - грузоотправителей остаются примерно постоянными: в среднем 12% доходов от продаж, и компании - грузоотправители тратят в среднем 42% своих общих логистических расходов на аутсорсинг логистики.

            Роль 3PL-провайдеров в развитии российской экономики возрастает, так как логистика и управление цепочками поставок - ключевая составляющая общего успеха в бизнесе компаний - грузоотправителей и провайдеров логистических услуг.

           Ощутимые преимущества передачи 3PL-услуг на аутсорсинг обусловлены улучшением показателей логистической деятельности: снижением логистических затрат, сокращением стоимости запасов, а также снижением логистических основных средств; улучшением показателей скорости и точности выполнения заказов.

            Процесс передачи на аутсорсинг логистических услуг 3PL-провайдерам компаниями - грузоотправителями будет расти, так как 3PL-провайдеры обеспечивают профессиональные новые и инновационные пути повышения эффективности логистики.

              В среднесрочной перспективе логистическими функциями, наиболее часто передаваемыми на аутсорсинг, по аналогии с развитыми рынками, будут транзакционные, операционные и повторяющиеся операции, в то время как реже на аутсорсинг будут передаваться те функции, которые являются для грузоотправителей стратегическими.

              Наблюдается тенденция уменьшения или консолидации числа 3PL-провайдеров. Это общая тенденция к консолидации обусловлена современными тенденциями в области глобальных поставок и стратегическим выбором источников поставок.

                Появляется интерес к сотрудничеству с другими компаниями, даже конкурентами, для достижения улучшения показателей стоимости логистики и услуг.

Информация о работе Рынок логистических услуг, основные тенденции и адаптация для российского рынка