Риски в логистике, их минимизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:21, практическая работа

Описание работы

При логистическом обслуживании товары испытывают множество воздействий в результате производственно-технологических операций, а общее число операций в логистике увеличивается многократно - увеличиваются число и размер рисков, разнообразных по своей природе, но по месту возникновения и характеру классифицируемых как логистические. В каждой функциональной сфере бизнеса есть собственный "набор" специфических рисков, но в ЛС, кроме традиционного набора, возникают особые логистические виды рисков. Снижение их величины, сокращение видов зависит от решения ряда прагматических проблем, таких, как, например, определение вида рисков, которые могут возникнуть при выполнении логистических операций или функционировании ЛС.

Файлы: 1 файл

страх транс средств.docx

— 517.28 Кб (Скачать файл)

   Передача риска (снижение риска) - передающая сторона (трансфера) передает риск принимающей стороне (трансфери) на основе заключения контракта.8

Лимитирование - установление предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п.

      Страхование - передача или распределение рисков, возникающих у одного лица, между рядом лиц.

Устранение риска - отказ  от некоторых видов деятельности, связанных с риском.

Основные пути минимизации  рисков в логистике

Минимизация рисков, возникающих  в ЛС, основывается на ряде организационно-экономических  мероприятий, целенаправленно и  превентивно уменьшающих вероятность  возникновения рисков:9

  • Наличие информации - достоверной, своевременной и полной.
  • Управляющих воздействиях в ЛС, снижающих вероятность возникновения рисков и уменьшающих их негативные последствия.
  • Использование нормативных материалов - для правильного реагирования на возникновение рисковых ситуаций.
  • Наличие развитой логистической инфраструктуры: транспортной и информационной.

 Страхование процессов транспортировки, складирования, грузопереработки.

 Предотвращение дальнейшего ущерба от рисков.

 

2. Виды транспорта  в логистической системе

 

   Существуют следующие основные виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный, трубопроводный.

   У каждого вида транспорта есть конкретные особенности, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе.

   Таблица  1. « Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта».

Виды транспорта

Достоинства

Недостатки

 

 

 

 

 

Железнодорожный

Высокая провозная и пропускная способность. Не зависит от климатических условий, времени года и суток. Высокая регулярность перевозок. Высокая скорость доставки грузов на расстояния выше 1500 км.

Ограниченное число перевозчиков (естественная монополия). Большие капитальные  вложения в производственно-техническую  базу. Высокая материалоемкость и  энергоемкость перевозок. Недоступен в конечных точках продаж. Недостаточно высокая сохранность груза.

 

 

 

 

 

Морской

Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния.

Ограниченная география  перевозок. Низкая скорость доставки. Зависит от географических, навигационных и погодных условий. Малая частота отправок. Жесткие требования к упаковке и креплению грузов. Необходимо создавать сложную портовую инфраструктуру.

 

 

 

Внутренний водный (речной)

Высокие провозные возможности  на глубоководных реках и водоемах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоемкость.

Ограниченность географии  перевозок. Низкая скорость доставки. Зависит от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий. Сезонность. Недостаточная надежность. перевозок и сохранность груза.

 

 

 

 

 

 

Автомобильный

Высокая доступность. Возможность  доставки

груза «от двери к двери».

Высокая маневренность,

гибкость, динамичность

Высокая скорость доставки. Возможность использовать различные  маршруты и схемы доставки. Возможность  отправки груза маленькими партиями.

Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика.

Низкая эффективность. Зависимость  от погодных и

дорожных условий. Высокая

себестоимость перевозок  на

большие расстояния.

Невозможность длительного

ожидания разгрузки.

Возможность хищения груза  и угона автотранспорта.

 

 

Воздушный

Наивысшая скорость доставки груза. Высокая надежность Наивысшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок.

Высокая себестоимость и тарифы. Высокая капиталоемкость, материалоемкость и энергоемкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Ограниченная географическая доступность.

 

 

Трубопроводный

Низкая себестоимость. Высокая производительность. Высокая сохранность груза. Низкая капиталоемкость.

Особые виды грузов (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов). Транспортировка только

больших объемов.


 

   У каждого вида транспорта (за исключением трубопроводного) имеются определенные типы транспортных средств (подвижной системы, подвижные единицы) и производственно–техническая база, необходимая для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Для логистического менеджмента особенно важны некоторые технико– эксплуатационные параметры подвижного состава, путей сообщения и терминалов. Выбирая соответствующий вид транспорта, логистический менеджер должен учитывать мощность и провозные возможности, технико- эксплуатационные характеристики и пространственную доступность транспорта. Важным условием выбора является обеспечение сохранности груза в пути, соблюдение стандартов качества перевозочного процесса, международных экологических требований.10

 

График 2. «Структура транспортно-логистического рынка  по видам услуг, 2010г.(%)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Транспортировка и логистические посредники

 

    Наряду с перевозчиком основным логистическим посредником в транспортировке является транспортно–экспедиторская фирма (или экспедитор). Согласно договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента– грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. 11

  В договоре транспортной экспедиции предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, заключить от своего имени или от имени клиента договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

 Экспедитор, как правило, оказывает клиентам дополнительные услуги:

- оформление документов  для экспорта – импорта грузов;

 - выполнение таможенных формальностей;

- проверка комплексности  и состояния груза; 

- погрузка – разгрузка  транспортных средств; 

- уплата пошлин, сборов  и других расходов, связанных  с транспортировкой;

 - хранение, складирование, сортировка, комплектация груза;

- информационные услуги, страхование и т.п. 

   Как видно из приведенного перечня услуг, транспортно–экспедиционные фирмы по существу интегрируют большое число логистических операций и функций в логистической системе.

   За рубежом многие крупные транспортно–экспедиторские фирмы и компании по экспресс–доставке – такие, как Ryder, DHL, Schenker – BTL, Federal Express, UPS, Lesnay, TNT, ASG AB и другие выполняют большое число различных логистических операций и функций, стремясь захватить как можно большее число или протяженность логистических каналов, интегрируя логистические функции в территориальной зоне по признаку продуктовой ориентации. Это позволяет фирмам – производителям готовой продукции и грузоотправителям значительно сократить расходы, связанные с транспортировкой, грузопереработкой, хранением, улучшить качество логистического сервиса. 12

   В США были приведены обследования деятельности транспортно – экспедиторских фирм, обслуживающих более 350 предприятий различных отраслей экономики. Оказалось, что около 70% предприятий передают функции по выполнению расчетов транспортно–экспедиторским фирмам.

 

 Складирование готовой  продукции и материальных ресурсов  осуществляется для 22% предприятий.  Выбор наиболее выгодного варианта  доставки, согласование тарифов  с перевозчиками производится  для 22% клиентов; контроль над  движением грузов – для 15% предприятий.  Создание информационных систем  для хранения и обработки логистических  данных осуществляется для 13%, а организация электронного обмена  данными с партнерами – для  12% предприятий. Принадлежащий транспортно–  экспедиторским компаниям парк  подвижного состава используют 11% предприятий, а для 7% - производится  контроль уровня их материальных  запасов на складах. Перечень  услуг расширяется как в объемном, так и в качественном плане. 13

График 3. «Сопоставление логистических операции»

  Многие транспортно–экспедиторские фирмы, располагающие крупными грузовыми терминалами, осуществляют долговременное складское хранение готовой продукции производителей, в ряде случаев они выкупают продукцию, выполняя функции крупных оптовых торговых посредников. Интегрируя логистические операции и функции, связанные с транспортировкой, складированием, хранением, грузопереработкой, консолидацией и продажей продукции, транспортно – экспедиторские фирмы по существу преобразуются в логистические фирмы, обеспечивая устойчивые рынки услуг, долговременную прибыль, а также снижая логистические затраты производителей готовой продукции и улучшая качество логистического сервиса.

  Проблемы выбора экспедитора решаются аналогично выбору перевозчика, однако перечень показателей качества экспедиторских услуг будет несколько расширен. Транспортно–экспедиторское обслуживание предоставляется в основном для мелкопартионных, тарно–штучных грузов, а также контейнеров и стандартных пакетов (сформированных, например, европоддонах). Крупногабаритные промышленные, строительные грузы, сырьевые материалы, зерновые и т.п. доставляются, как правило, по договорам грузовладельца с перевозчиком.

   К числу вспомогательных логистических партнеров по транспортировке (если экспедиторы не выполняют соответствующих функций самостоятельно) относятся таможенные брокеры, страховые, охранные, информационные фирмы и компании, банки и другие финансовые учреждения, предприятия по грузопереработке, затариванию, упаковке, грузовые терминалы, а также специализированные агенты и брокеры. Системы критериев и показателей, а также процедуры выбора этих посредников чрезвычайно многообразны4. Среди основных критериев выбора можно указать тарифы, надежность, финансовую устойчивость, комплексный характер сервиса и т.д.

  В настоящее время транспортно–экспедиторские компании и фирмы выполняют следующие основные операции:

   Организацию и оформление перевозки. По поручению клиента транспортная компания на транспортном средстве (морского, автомобильного, железнодорожного, речного и воздушного транспорта) ведет расчеты за перевозку. Экспедитор согласует с перевозчиком дату подачи соответствующего транспорта, оформляет товарораспорядительные и перевозочные документы, передает груз транспортному предприятию. Эти операции выполняются экспедитором при отправлении груза за счет отправителя и как правило, от его имени. При получении товара экспедитор обеспечивает все виды работ по приему груза от перевозчика в пункте назначения и доставке его на склад получателя. Если груз следует не по сквозному документу, то экспедитор осуществляет все операции по передаче груза от одного транспортного предприятия другому.

   Складские операции, связанные как непосредственно с процессом транспортировки груза, так и с его складским хранением. В первом случае груз сдается на склад в ожидании подвижного состава в пунктах отправления или назначения, когда он не может быть немедленно отправлен из-за отсутствия нужного вида транспорта. Во втором случае хранение груза на складе может быть вызвано: его задержанием по требованию соответствующих органов власти до разрешения спорных вопросов; хранением груза, не связанным с транспортировкой. Последнее является самостоятельным видом складирования и выполняется по специальному соглашению между заинтересованными предприятиями.

   Приведение товара в транспортабельное состояние. Экспедитор, представляющий интересы товаровладельца, при сдаче груза перевозчику проверяет его внешний вид, обеспечивает упаковку и маркировку товара в соответствии с условиями перевозки и таможенными правилами страны – импортера. В случае повреждения тары, упаковки или контейнера экспедитор устраняет все дефекты. В противном случае при сдаче груза перевозчик может отказаться от приема или сделать в коносаменте специальные отметки о состоянии товара, что крайне нежелательно для грузовладельца, так как за этим обычно следует рекламация со стороны покупателя.

  Подготовку документов, представляемых таможенным органам, для перемещения товара через таможенную границу. К таможенным документам относятся: таможенная декларация, экспортные и импортные лицензии, сертификат о происхождении товара, консульская фактура, ветеринарные и санитарные свидетельства. Кроме того, в обязанности экспедитора входит наблюдение за движением товара во время транспортировки и контроль времени его поступления в распоряжение получателя. Благодаря широким корреспондентским связям в стране происхождение товара экспедитор, осуществляющий отправку, значительно экономит время и средства, отправляя груз по оптимальному маршруту.

  В транспортно–экспедиторских фирмах, как правило, заняты специалисты не только по транспортным вопросам, таможенным процедурам, международным торговым и транспортным обычаям, но и работники, которые наблюдают за конъюнктурой рынка транспортных услуг, в частности тарифов на морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные перевозки.14

  Существуют специальные компании, занимающиеся сбором дополнений и изменений к транспортным тарифам, классификацией этих изменений, публикацией и рассылкой их заинтересованным клиентам.

  Почти у всех транспортно–экспедиторских фирм и компаний есть постоянные перевозчики, которым они доверяют грузы. Получив поручение организовать перевозку грузов, экспедиторы устанавливают контакты с транспортными компаниями, чтобы забронировать под грузы необходимые транспортные средства. Кроме того, крупные экспедиторские фирмы обычно располагают различными транспортными средствами для перевозки грузов: грузовыми автомобилями, фургонами, рефрижераторными автопоездами.15

  Экспедиторские фирмы часто содержат эти средства в крупных специализированных автотранспортных предприятиях, которые обеспечивают их техническое обслуживание.

  Крупные транспортно–экспедиторские компании располагают собственным хозяйством, мастерскими по изготовлению тары и упаковке товаров, сортировочными центрами, собственным парком транспортных средств и оборудованием, в том числе контейнерами, поддонами, лихтерами и вагонами. Необходимо также отметить, что определенную часть транспортно – экспедиторских операций выполняют поставщики экспортной и потребители импортной продукции силами своих специальных структурных подразделений – транспортных отделов или дочерних вспомогательных предприятий.

  Транспортно–экспедиторские предприятия помогают экспортерам определить минимальные затраты на упаковку и транспортировку товара и составить оптимальную калькуляцию транспортной составляющей его экспортной цены. В международной торговле существует практика составления расценочного листа, куда включается все расходы по доставке товара покупателю в пункт назначения, с помощью экспедитора. Данные расходы обычно зависят от базисных условий поставки товара, условий работы линейных конференций и т.д. Для удобства экспортов многие транспортно – экспедиторские фирмы могут предоставлять не отдельные элементы транспортных расходов, а твердую ставку, куда включены все расходы международного экспедитора в процессе транспортировки товара, в том числе расходы, связанные с выпиской документов и ведением переписки.16

Информация о работе Риски в логистике, их минимизация