Прогнозирование материальных потоков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 00:56, реферат

Описание работы

Первоначально функции логистики сводились к снижению себестоимости единицы продукции. При сегодняшнем превышении предложения над спросом остро встает вопрос поиска новых способов снижения издержек на хранение, доставку и обслуживание запаса. Таким образом, логистика - это руководство, планирование, организация и управление материальными потоками и информационными процессами в границах предприятия и между отраслями экономики с целью получения эффекта наиболее рационального использования ресурсов .

Файлы: 1 файл

Kursovoi_proektГусев.doc

— 1.97 Мб (Скачать файл)

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание надёжность соблюдения графика доставки, время доставки и стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчётами.

При расчёте стоимости перевозки нужно учитывать, что она состоит из двух составляющих: постоянные и переменные затраты. Постоянные затраты – это издержки, сумма которых в данный момент времени не зависит непосредственно от объёма перевозимой партии груза.

             В состав постоянных затрат  входят:

  • расходы на оплату труда административно – управленческого персонала;
  • расходы, связанные с обработкой заказов на транспортировку;
  • затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры различных видов транспорта (арендную плату);
  • затраты на простой транспортного средства под погрузо-разгрузочными операциями;
  • затраты на оформление платёжных документов;
  • эксплуатационные расходы.

К переменным затратам относятся:

  • затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию и на движенческие операции;
  • затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (включая запасные части и материалы);
  • заработную плату персонала, непосредственно выполняющего перевозку;
  • амортизацию подвижного состава в части, касающейся пробега.

В тоже время стоит отметить, что жёсткой границы между постоянными и переменными затратами нет, и для каждого вида транспорта имеется своя специфика их определения.

Главным принципом транспортной логистики, как и логистики в целом, является оптимизация расходов. На транспорте экономия достигается за счёт увеличения объёмов грузоперевозки и дальности маршрутов.

Экономия за счёт увеличения объёмов грузоперевозки возникает в силу того, что чем крупнее партия поставки, тем меньший размер транспортных издержек приходится на единицу объёма перевозимого груза; так как постоянные расходы распределяются на весь объём партии, то чем он больше, тем меньше удельные издержки на единицу веса. Поэтому более мощные по грузоподъёмности виды транспорта – железнодорожный и водный обходятся дешевле в расчёте на единицу веса перевозимого груза, чем меньше грузоподъёмные – автомобильный и воздушный.

Экономия за счёт дальности маршрута связана с тем, что чем длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчёте на единицу расстояния. Например, перевозка одного груза на расстояние 1000км обойдётся дешевле, чем доставка двух грузов (такого же суммарного веса) на расстояние 500км. Этот эффект также называют принципом убывания, поскольку удельные издержки на единицу пути сокращаются по мере увеличения дальности грузоперевозки. Экономия за счёт дальности перевозки возникает в силу тех же причин, что и экономия за счёт объёмов перевозок. Постоянные издержки, связанные с погрузкой-выгрузкой транспорта, должны быть отнесены к переменным затратам на единицу пути. Чем длиннее маршрут, тем на большее расстояние распределяются эти затраты, что ведёт к сокращению транспортных расходов в расчёте на единицу пути.

Эти принципы необходимо учитывать при оценке альтернативных стратегий транспортного обслуживания. Следует стремиться к максимальной загрузке транспортных средств, к наиболее эффективному их использованию. Оптимум транспортных затрат должен быть таким, чтобы общие логистические издержки оставались минимальными. Достигается это путём установления баланса транспортных расходов и качества транспортного обслуживания, критериями которого являются скорость и надёжность перевозки. Надёжность характеризуется постоянными частотой и продолжительностью перевозок, что позволяет оптимизировать уровни запасов и повышать эффективность логистики.

Основой выбора транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта, поэтому ниже приводится краткое их описание.

 

Железнодорожный транспорт обеспечивает экономичную перевозку крупных партий грузов на дальние расстояния. Основную часть объёма перевозок по железным дорогам составляет доставка минерального сырья (угля, руды) от источников добычи к пунктам перегрузки на водный транспорт или к предприятиям-потребителям.

Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика, а соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгодны дальние перевозки.

Водный транспорт. Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта – это способность перевозить очень объёмные партии грузов. А главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Водный транспорт, в большинстве случаев, привязан к другим видам транспорта – для доставки грузов в порты и из портов приходится прибегать к использованию железнодорожного или автомобильного транспорта. Таким образом, водный транспорт, отличающийся большой грузоподъёмностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение. Типичными грузами для перевозки по внутренним водным путям являются руда, минеральное сырьё, цемент, зерно и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Значительную долю международных морских перевозок составляют контейнерные перевозки.

Автомобильный транспорт. Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорого автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) велика, постоянные же расходы невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта – перерабатывающая промышленность, торговля. Несмотря на определённые проблемы в автотранспортной отрасли (рост расходов на замену и техническое обслуживание оборудования, на оплату труда водителей, грузчиков и ремонтников) в обозримом будущем именно автотранспортные перевозки сохранят центральные позиции в обеспечении транспортных потребностей логистики.

Воздушный транспорт. Грузовая авиация – новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество – скорость доставки, главный недостаток – высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходиться наименьший процент от всего международного грузооборота.

Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъёмностью и грузовместимостью самолётов, а также их ограниченной доступностью. Традиционно для междугородных грузовых перевозок использовались по большей части попутные пассажирские рейсы, что было выгодно и экономично, но привело к потере гибкости и задержке технического развития. Фрахт реактивного лайнера обходится дорого, а спрос на такие перевозки нерегулярен, поэтому парк самолётов, осуществляющих исключительно грузовые перевозки, очень невелик.

Воздушный транспорт отличается меньшей величиной постоянных издержек по сравнению с железными дорогами, водным транспортом или трубопроводами. Постоянные издержки воздушного транспорта включают затраты на покупку самолётов и, при необходимости, специального оборудования грузопереработке и контейнеров. Переменные издержки включают расходы на керосин, техническое обслуживание самолётов и оплату труда летнего и наземного персонала. Поскольку для размещения аэропортов нужны очень большие открытые пространства, воздушные перевозки, как правило, не объединены в единую систему с другими видами транспорта, за исключением автомобильного.

Воздушным транспортом перевозят самые различные грузы. Особенность этого вида транспорта заключается в том, что им пользуются для доставки грузов, главным образом, в случае экстренной необходимости, а не на регулярной основе. Таким образом, основные грузы, перевозимые воздушным транспортом, - либо дорогостоящие, либо скоропортящиеся товары, когда высокие транспортные расходы оправданы. Потенциальными объектами грузовых авиаперевозок являются также такие традиционные для логистических операций продукты, как сборочные детали и компоненты, товары, продаваемые по почтовым каталогам.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы являются важной частью транспортной системы и предназначены в основном для перекачки сырой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и превращённых в водную суспензию сухих сыпучих продуктов (цемент). Такой вид транспорта уникален: он работает круглые сутки, семь дней в неделю с перерывом только на смену перекачиваемых продуктов и техническое обслуживание.

Трубопроводы отличаются самой высокой долей постоянных издержек и самыми низкими переменными издержками. Уровень постоянных издержек высок, так как очень велики расходы на прокладку трубопроводов, на содержание полосы отчуждения, на строительство насосных станций и создание системы управления трубопроводом. Но то, что трубопроводы могут работать практически без участия человека, определяет низкий уровень переменных издержек.

Явными недостатками трубопроводов являются отсутствие гибкости и ограниченность их использования транспортировкой только жидких, газообразных и растворимых веществ или суспензий.

Прежде чем принять решение по перевозке тех или иных грузов, выбору маршрута и т.д., необходимо иметь чёткое представление о видах транспорта, понимать их возможности, уметь правильно рассчитать стоимость перевозки.

Приведём пример расчёта затрат на доставку продукции различными видами транспорта с учётом физического объёма перевозимого груза. Расчёт производится по каждому варианту доставки для партий массой 50т, 100т и 500т.Размеры затрат приведены в таблице 4.2.

Таблица 4.2.

Постоянные и переменные затраты при перевозке различными видами транспорта. 

Виды транспорта

Постоянные затраты, у.е

Переменные затраты на 1 тонну груза, у.е

Железнодорожный

30 000

80

Автотранспорт

10 000

200

Воздушный

5 000

600

Водный

40 000

50


 

Расчёт суммарных затрат производится по формуле:

W=Wnocm+Wnepem*q (у.е)

Железнодорожный: 30000+80*1306=134480 (у.е)

Автотранспорт: 10000+200*1306=271200 (у.е)

Воздушный: 5000+600*1306=788600 (у.е)


Водный: 40000+50*1306=105300 (у.е)

Результаты расчёта затрат на перевозку сведены в таблице 4.3.

 

 

Таблица 4.3.

Суммарные затраты на перевозку

 

Виды транспорта

Суммарные затраты на доставку груза, у.е. при соответствующем весе груза

 

50т

100т

500т

Железнодорожный

34 000

38 000

70 000

Автотранспорт

20 000

30 000

110 000

Воздушный

35 000

65 000

305 000

Водный

42 500

45 000

65 000


 

Данные таблицы 4.3. позволяют построить график (рис 4.1), на основе которого можно оценить экономичность различных видов транспорта при перевозке того или иного объёма груза.

Количества перевозимой продукции: Q1=12,5т; Q2=167т; Q3=333т, соответствующие точкам пересечения прямых затрат на транспортировку груза, являются критическим размером фактического объёма груза, позволяющим выявить наиболее эффективный вид транспорта.

Так, например, из графика видно, что при фактическом объёме груза менее 12,5 тонн перевозку выгодно осуществлять авиатранспортом, а если масса груза превышает 333 тонны, то его целесообразнее доставлять водным транспортом (в том случае, если стоимость перевозки – единственный критерий, влияющий на выбор вида транспорта).

 

Рисунок,4.1.


Таким образом, для перевозки оптимальной партии поставки, объём которой рассчитан в предыдущем разделе курсового проекта и равен 1306 т. наиболее целесообразно будет воспользоваться именно водным транспортом.

   

    1. Определение необходимого количества транспортных единиц.

 

Контейнерные перевозки.

В настоящее время контейнерные перевозки являются одним из самых популярных, экономичных и быстро развивающихся видов международных перевозок. Эта технология позволяет осуществлять доставку груза любым видом транспорта, обеспечивая высокую сохранность груза и значительную экономию времени и средств. В процессе транспортировки, при смене транспортных средств груз не нужно перегружать, а сам контейнер легко переставить с одного транспортного средства на другое, благодаря чему минимизируются затраты, достигается высокая эффективность сочетания различных видов транспорта и обеспечивается возможность доставки грузов по принципу «от двери до двери».

Информация о работе Прогнозирование материальных потоков