Организация и технология складских операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 14:34, лекция

Описание работы

На складах выполняется целый комплекс разнообразных последовательно выполняемых операций по поступлению, хранению и отпуску товаров. Эти операции в совокупности составляют складской технологический процесс.
Содержание и объем складского технологического процесса зависят от вида склада, физико-химических свойств товаров, хранящихся на нем, объема грузооборота и других факторов.

Файлы: 1 файл

глава 14.docx

— 60.25 Кб (Скачать файл)

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ

1. Складской технологический процесс  и принципы его организации

На складах  выполняется целый комплекс разнообразных  последовательно выполняемых операций по поступлению, хранению и отпуску  товаров. Эти операции в совокупности составляют складской технологический процесс.

Содержание  и объем складского технологического процесса зависят от вида склада, физико-химических свойств товаров, хранящихся на нем, объема грузооборота и других факторов.

Товары  на склады поступают различными видами транспорта. При наличии железнодорожных  подъездных путей товары могут поступать  в вагонах или контейнерах. Значительная их часть завозится на склады автотранспортными  средствами.

Выполнение  операций, связанных с поступлением товаров, предусматривает разгрузку  транспортных средств, доставку товаров  в зону приемки, распаковку и приемку  их по количеству и качеству.

Принятые  товары доставляют в зону хранения, где их размещают на стеллажах  или укладывают в штабеля. В зависимости от физико-химических свойств товаров для них создают определенные условия хранения.

Далее следуют  операции, связанные с отпуском товаров  покупателям: отборка товаров; перемещение  их к участку комплектования заказов; комплектование заказов; подготовка товаров  к отпуску (переупаковка, укладка  на поддоны, в контейнеры); экспедиционные операции по отправке товаров покупателям (формирование маршрутов, погрузка транспортных средств, централизованная доставка товаров); сдача товаров получателям.

Существенное  влияние на общую продолжительность  процесса товародвижения оказывает  скорость выполнения технологического складского процесса, которая зависит  от задач и функций, выполняемых  складом, условий поставки товаров, степени механизации складских  операций. Технология выполнения складских  операций в определенной мере зависит  от особенностей устройства складских  помещений и их размеров, внутренней планировки складов, оснащения складов  оборудованием для хранения товаров.

В основу рациональной организации складского технологического процесса положены следующие  важнейшие принципы: планомерность и ритмичность, рациональная организация товарного потока, эффективное использование средств труда, механизация и автоматизация складских операций, полная сохранность свойств товаров.

Складской технологический процесс должен быть четко спланирован. Для этих целей разрабатываются календарные  планы и графики поступления  и отпуска товаров, которые позволяют  заблаговременно подготовиться  к выполнению операций по разгрузке, приемке, хранению и отпуску товаров, более производительно использовать складские площади транспортные средства и рабочую силу.

Ритмичность технологического процесса предполагает повторяемость всего цикла и  отдельных операций в равные отрезки  времени. Соблюдение ритмичности в  работе склада способствует равномерному распределению рабочего времени, что  обеспечивает надлежащий режим труда  и отдыха работников, а также наиболее полному использованию транспортных средств и складских помещений.

Рациональная  организация товарного потока предусматривает  внутрискладские перемещения товаров максимально короткими, непересекающимися, противоположно направленными путями. Пути движения товаров должны быть максимально выпрямленными как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Такая организация товарного потока обеспечивает сокращение длительности выполнения отдельных операций и требует меньших затрат на перемещение грузов.

Принцип эффективного использования средств труда предполагает оптимальное использование площади, емкости и оборудования складов.

Важную  роль в рациональной организации  и осуществлении технологического процесса играют механизация и автоматизация  складских операций. В механизации  и автоматизации складских операций заложены огромные резервы роста производительности труда складских работников, повышения эффективности использования площади и емкости складов, ускорения погрузочно-разгрузочных операций, сокращения простоев транспортных средств.

Обеспечение полной сохранности свойств товаров  — также один из важнейших принципов  рациональной организации складского технологического процесса. Оно достигается  созданием надлежащего гидротермического  режима хранения товаров, удобной системой их укладки и размещения, организацией постоянного контроля в процессе хранения.

Одним из условий рациональной организации  складского технологического процесса является четкое распределение обязанностей между работниками, выполняющими соответствующие  операции.

 

14.2. Организация и технология  операций по поступлению и  приемке товаров

Начальную стадию складского технологического процесса составляют операции по поступлению  и приемке товаров. Структура  и количество этих операций зависят  от места приемки и вида груза, а также вида транспортного средства, которым товары доставлены на склад.

Если  товары поступили в железнодорожных вагонах, то выполняются следующие основные операции: проверка целостности пломб и вскрытие вагона; осмотр состояния поступившего груза (состояние укладки, тары и т. д.); разгрузка вагонов с укладкой товаров на поддоны или тележки; первичная приемка товаров по количеству (проверка соответствия числа тарных мест сопроводительным документам); доставка сформированных партий товаров на участок приемки, экспедиционный склад или в зону хранения.

При поступлении  товаров в железнодорожных контейнерах операции выполняются по следующей схеме: проверка целостности пломб и состояния контейнера (отсутствие повреждений и поломок); строповка и перемещение контейнера на разгрузочную рампу; перемещение контейнера в зону приемки товаров.

По следующей  схеме будут выполняться операции, если товары доставлены на склад автомобильным транспортом: проверка целостности упаковки, первичная приемка товаров по количеству; укладка товаров на поддоны или тележки; перемещение сформированных транспортных единиц в зону приемки или хранения.

Штучные, тарно-упаковочные и навальные  грузы транспортируются в вагонах. Длинномерные и крупногабаритные грузы (лесоматериалы и др.) доставляются в полувагонах и на платформах. Для транспортировки жидких грузов (масло растительное, керосин и  др.) используют цистерны. Универсальные  контейнеры могут доставляться на склады на железнодорожных платформах или  автомобилях.

Если  склад имеет подъездные железнодорожные  пути, то вагоны, полувагоны, платформы  и цистерны адресуются на близлежащую  железнодорожную станцию, а затем  подаются на ветку базы.

Контейнеры  поступают или непосредственно  на склад, или

на контейнерную площадку железнодорожной  станции, а затем доставляются на склад автомобильным транспортом.


До прибытия груза на складе должна быть проведена  подготовительная работа. В зависимости от вида поступления необходимо определить места разгрузки транспортных средств, проверить наличие количества поддонов, установить, при помощи каких механизмов будет разгружаться и перемещаться поступивший товар, и т. д.

При поступлении  груза в неисправном вагоне или  контейнере или с нарушенной пломбой  необходимо произвести сплошную проверку количества и качества товаров и  обязательно составить коммерческий акт, который является основанием для  предъявления претензии транспортным органам или поставщику. Он должен быть составлен на специальных бланках  до получения груза от органов  транспорта. Если вагон имеет течь или обнаружено, что груз испорчен вследствие неисправности вагона, то дополнительно к коммерческому  акту составляется технический акт.

Для выгрузки товаров из вагонов могут быть использованы конвейеры, транспортеры, электропогрузчики или средства малой механизации. При этом непакетированные штучные грузы предварительно формируют в пакеты, используя поддоны, которые после их загрузки перемещают в зону приемки товаров.

При доставке товаров в контейнерах для  снятия их с транспортных средств применяют мостовые краны. Контейнеры массой до 5"*т при помощи погрузчиков доставляют в экспедицию или зону приемки. Крупнотоннажные контейнеры устанавливают на рампе и разгружают как вагоны.

Пакетированные  грузы, доставленные автомобильным  транспортом, выгружают с помощью  вилочных погрузчиков.

Непакетированные  штучные грузы должны быть предварительно уложены на поддоны.

Разгрузка транспортных средств должна осуществляться при строгом соблюдении установленных  правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. При этом следует обращать внимание на специальную маркировку грузов.

Доставленные  в зону приемки товары принимаются  по количеству и качеству.

Приемка товаров по количеству предусматривает: отбор тарных мест для вскрытия; вскрытие тары; подсчет количества единиц или взвешивание товаров и сверку с транспортными и сопроводительными документами; укладку товаров на поддоны.

Приемка товаров по качеству состоит из следующих  операций: перемещение товаров к рабочему месту товароведа-бракера; вскрытие тары; проверка качества товаров; укладка проверенных товаров на поддоны.

Приемка товаров по количеству и качеству — одно из действенных средств  борьбы против проникновения в торговлю недоброкачественных товаров и  является важной составной частью складского технологического процесса, предусматривающей  проверку выполнения поставщиками договорных обязательств по количеству, ассортименту и качеству товаров, их расфасовке и  упаковке.

Приемка товаров должна осуществляться в  соответствии с правилами, содержащимися  в инструкциях «О порядке приемки  продукции производственно-технического назначения и товаров народного  потребления по количеству» и  «О порядке приемки продукции  производственно-технического назначения и товаров народного потребления  по качеству». Перечисленные инструкции применяются во всех случаях, за исключением  тех, когда государственными стандартами, техническими условиями или другими  обязательными правилами не предусмотрен иной порядок приемки товаров  по количеству и качеству.

При приемке  груза от органов транспорта следует  руководствоваться нормативными документами, действующими на соответствующем виде транспорта (Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации и  т. д.).

Приемка товаров по количеству состоит в сверке фактически поступивших товаров с показателями транспортных и сопроводительных документов — счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, кипных карт, упаковочных листов. Количество поступивших товаров должно определяться в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. Если отправитель указал не только массу товаров, но и количество мест, то при приемке следует проверить как массу, так и количество мест. Массу насыпных, наливных и навалочных грузов определяют путем взвешивания транспортных средств с содержащимся в них товаром или путем расчета массы этих грузов по объему и удельному весу.

Если  на поступившие товары отсутствуют  сопроводительные документы, то необходимо составить акт о фактическом  количе стве прибывших товаров с указанием, какие документы отсутствуют.


Порядок и сроки приемки товаров по количеству зависят от характера  тары или упаковки, в которой поступил товар, его физико-химических свойств, способа доставки и других условий.

Товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, должны быть приняты по количеству в момент вскрытия (разгрузки) транспортных средств, но не позднее сроков, установленных для  их разгрузки. В этот же срок осуществляется приемка по массе брутто и количеству мест товаров, поступивших в исправной таре. Окончательная приемка товара (по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте) производится одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции — не позднее 24 ч с момента получения продукции от поставщика.

Для районов  Крайнего Севера и других районов  досрочного завоза сроки приемки  товаров по количеству удлинены до 60 дней для непродовольственных  товаров, 40 дней — для нескоропортящихся продовольственных товаров и 48 ч для скоропортящихся товаров.

Приемку товаров по количеству осуществляют, как правило, путем сплошного  подсчета единиц, меры или массы  товара в данной партии (за исключением  товаров в фабричной упаковке).

Выборочная  проверка количества товаров с распространением ее результатов на всю партию допускается  в случаях, предусмотренных государственными стандартами, техническими условиями  или договорами.

При обнаружении  недостачи дальнейшая приемка приостанавливается, составляется односторонний акт  о выявленной недостаче товаров. Лица, производившие приемку, должны принять меры к обеспечению сохранности  поступившего товара.

Если  выявлено несоответствие массы брутто отдельных мест массе, которая указана  в транспортном или сопроводительном документе, на трафарете, то покупатель не должен вскрывать тару и упаковку.

Для продолжения  работы по приемке товара и составления  двустороннего акта необходимо вызвать  представителя одногороднего отправителя (изготовителя) или, если это предусмотрено договором или другими обязательными документами, представителя иногороднего отправителя (изготовителя). Представитель одногороднего поставщика должен явиться для участия в приемке товаров не позднее чем на следующий день после получения вызова (по скоропортящейся продукции — не позднее 4 ч после получения вызова); представитель иногороднего поставщика — в течение трех дней после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда.

Информация о работе Организация и технология складских операций