Оптимизационные модели в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Логистика хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. Бурное развитие она получила в период. Второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и чёткого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую.
Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-е особенно в 90-е гг., объясняется в первую очередь, развитием оптимальных методов управления материальными потоками.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные понятия оптимизационного моделирования в логистике 5
1.1 Основное содержание и цели транспортной задачи 5
1.2 EOQ-модель. Характеристика модели. 6
Глава 2. Развитие оптимизационной модели на примере РФ. 9
Заключение 18
Список используемой литературы: 20

Файлы: 1 файл

2690_кор.docx

— 46.07 Кб (Скачать файл)

Оптимизационные модели в логистике

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Основные понятия оптимизационного моделирования  в логистике 5

1.1 Основное  содержание и цели транспортной  задачи 5

1.2 EOQ-модель.  Характеристика модели. 6

Глава 2. Развитие оптимизационной модели на примере  РФ. 9

Заключение 18

Список используемой литературы: 20

 

 

Введение

Логистика хотя и имеет  глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. Бурное развитие она получила в период. Второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и чёткого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую.

Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается  в 80-е особенно в 90-е гг., объясняется  в первую очередь, развитием оптимальных  методов управления материальными  потоками. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Деятельность в области  логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским  хозяйством, запасами, кадрами, организацию  информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое.

Принципиальная новизна  логистического подхода - органичная взаимная связь, интеграция выше перечисленных  областей в единую материалопроводящую  систем. Иными словами, цель логистического подхода - сквозное управление материальными потоками.

Опыт промышленно развитых стран и передовых компаний показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль и в современном бизнесе. Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяли фирмам значительно сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость продукции, обеспечивать наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей в отношении качества товара и сопутствующего сервиса.

Сущность логистического подхода к управлению материальными потоками состоит в интеграции отдельных участков логистического процесса в единую систему, способную быстро и экономично доставить необходимый товар в нужное место. Сложность здесь заключается в том. что в рамках единой системы необходимо объединить различные субъекты с различными экономическими интересами.

В целом логистическая  оптимизация материального потока — это комплекс математических задач, в результате решения которых  может быть создана интегрированная  материалопроводящая система, обеспечивающая экономический выигрыш только за счёт качественного изменения управления материальным потоком. Логистический подход предполагает необходимость решение задач в области техники, технологии, экономики и математики.(5, 15)

Результатом     функционирования    логистической системы является наличие нужного изделия в нужном количестве в нужное время в нужном месте с минимальными затратами.

 

Глава 1. Основные понятия оптимизационного моделирования в логистике

1.1 Основное содержание  и цели транспортной задачи

Значительная часть логистической  операции на пути движения материального  потока от первичного источника сырья  до конечного потребителя осуществляется с помощью различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50 процентов  общих затрат на логистику.

Транспорт представляет собой  систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего и не общего использования.

Транспорт общего использования  обслуживает сферу обращения  и населения. Его часто называют магистральным. Понятие транспорта общего пользования охватывает: железнодорожный транспорт, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Транспорт не общего пользования включает внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие не транспортным предприятиям.

Транспорт органично вписывается  в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во многих задачах логистики. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики.

К задачам транспортной логистики  в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность  действий непосредственных участников транспортного процесса. К таким задачам относятся:

-   обеспечение технического соответствия участников транспортного процесса (техническое соответствие означает согласованность как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе, которая позволяет работать с контейнерами, пакетами);

- технологическая сопряженность - подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение:

-  экономическая сопряженность - это общая методология исследования конъюнктуры рыка и построения тарифной системы, означающие согласование экономических интересов участников транспортного процесса:

-  использование единых систем планирования (разработка и

применение различных  планов графиков для различных видов  транспорта);

К задачам транспортной логистики  также относят:

- создание транспортных коридоров:

- выбор вида транспорта:

- выбор маршрута транспортировки грузов:

- составление расписаний.(8, 145)

1.2 EOQ-модель.  Характеристика модели.

Наиболее распространенной моделью прикладной теории логистики  является модель оптимального или экономичного размера заказа EOQ (Economic Order Quantity).Расчет EOQ производится на основе суммарных общих затрат Су, которые можно представить в виде функции:

                                   (1)

Затраты на приобретение Ск определяются стоимостью единицы продукции; в свою очередь, стоимость может быть постоянной или переменной при учете оптовых скидок, которые зависят от объема заказа.(8, 115)

Затраты на оформление заказа С3 представляют собой постоянные расходы, связанные с размещением заказа у поставщиков и его транспортировкой. Считается, что затраты С3 не зависят от объема заказа, что, на наш взгляд, являются дискуссионным.

Затраты на хранение запаса Сх отражают затраты на содержание и грузопереработку запаса на складе; затраты Сх включают как процент на инвестированный капитал, так и стоимость хранения, содержания и ухода.

Потери от дефицита запаса СД включают, во-первых, потенциальные потери прибыли из-за отсутствия запаса, во-вторых, возможные потери из-за утраты доверия покупателей.

В общую зависимость (1) включен  еще один вид затрат, который мы назвали «скрытые» или «латентные». Это те затраты, которые реально существуют, но не учитываются в расчетных моделях. Примером таких затрат являются расходы на хранение продукции в контейнерах, кузовах автомобилей или железнодорожных вагонах при разгрузке транспортных средств, прибывающих на склад. К «скрытым» можно отнести, на наш взгляд, затраты, которые отражают взаимозависимость и взаимовлияние текущего и страхового запасов. К сожалению, эти вопросы еще не получили должного освещения в литературе по логистике.(8, 117)

Очевидно, что учет различного количества слагаемых в формуле (1) приводит к многовариантности  расчетных формул для определения  EOQ.

Приведенные в предыдущих разделах материалы показывают, что  модель EOQ занимает центральное место в теоретической логистике.

Таким образом, среди многообразия возможных направлении исследований модели EOQ к важнейшим, могут быть отнесены следующие:

•   постепенный переход  от допущений, принятых при выводе формулы Уилсона и ее модификаций, путем замены линейных (детерминированных, независимых, упрощенных) реальными параметрами (случайными, взаимосвязанными и взаимозависимыми), отражающими большее количество составляющих затрат и различных факторов;

•   обязательный учет в модели всевозможных ограничений, связанных с внутренними и внешними факторами и обеспечивающих по сути ее «жизнеспособность»;

•   подробный, достоверный  анализ всех составляющих затрат (издержек, расходов), их идентификация, однозначная трактовка и классификация;

•   разумное усложнение модели, ее дифференциация, без которой  невозможно приблизить аналитические  зависимости к практическим, прикладным задачам;

•   разработка специального пакета программ, позволяющего проводить расчеты всей гаммы возможных вариантов модели EOQ, анализировать их и осуществлять выбор эффективных решений.

 

 

 

Глава 2. Развитие оптимизационной  модели на примере РФ.

В рыночной экономике предприятие  самостоятельно определяет рациональные варианты всех составляющих производственно-финансовой деятельности на основе баланса интересов производителей и потребителей выпускаемой продукции. При этом экономической оценкой эффективности варианта мероприятий является прибыль предприятия, остающаяся в его распоряжении. В связи с этим основная задача в условиях рынка — повысить эффективность предприятия путем оптимизации использования его ресурсов, в том числе кредитных, и составить перспективную производственную программу, а также планы предприятия по повышению его эффективности. Именно эти принципы и легли в основу построения рассмотренных далее базовых экономико-математических моделей.

Ключевой вопрос при оптимизации  деятельности предприятия — формирование его производственной программы с учетом наиболее рационального использования ресурсов предприятия. Для определения объемов прибыли в зависимости от реализации различных вариантов производственной программы необходимо иметь данные о цене реализации продукции и себестоимости ее изготовления, а также об объеме выпуска по каждому виду продукции. Производственная программа формируется исходя из имеющихся у предприятия ресурсов (материально-сырьевых, производственных, финансовых и др.).

Процедура выбора оптимального варианта производственной программы предприятия на этапе стратегического управления производственно-финансовой деятельностью включает:

•    генерацию   вариантов   перспективной   производственной программы;

•    расчет объема товарной продукции, соответствующего каждому варианту программы и планируемой балансовой прибыли;

• определение расхода  материально-сырьевых ресурсов и загрузки производственного аппарата для каждого варианта.

При решении такой задачи стратегического управления, как  формирование плана технического перевооружения предприятия, особенно в условиях использования  им кредитных средств для реализации данного проекта, возникает необходимость генерации и сравнения альтернативных вариантов его производственно-технологической и организационных структур с последующим выбором наиболее рационального, обеспечивающего задаваемый уровень критерия оптимальности. В условиях директивной экономики при осуществлении мероприятий по реконструкции производства условия оптимальности игнорировались по причинам большой трудоемкости генерации альтернативных вариантов и их многообразия, а также сложности определения показателя эффективности для каждого варианта.

При экономической оценке наилучшим вариантом финансирования работ по созданию нового или реконструкции действующего предприятия с привлечением для финансирования кредита признается тот, который обеспечивает, во-первых, наибольшую эффективность использования ресурсов для реализации проекта, во-вторых, наибольшую рентабельность производства.

Очевидно, что при расширении производства, перевооружении предприятия  или переходе на выпуск новой продукции  встает вопрос о необходимости дополнительных инвестиций. При этом инвестиции могут осуществляться как самим предприятием, его собственниками, так и сторонними кредитными организациями. Проблема поиска наиболее эффективных условий инвестирования, учитывающих оптимизацию производственной программы предприятия, имеет немаловажное значение. Данная проблема актуальна не только для предприятия, но и для инвестора — ведь оба субъекта, определяя условия инвестирования, стремятся получить максимальный экономический эффект.

Таким образом, основная цель, которая ставится при использовании базовых моделей управления ресурсами предприятия,— решить задачу оптимизации прибыли в условиях ограничений на время использования оборудования, материальные и финансовые ресурсы, а также в условиях использования кредита для пополнения оборотных средств и реализации инвестиционных программ. Кроме того, целью исследования является решение задач, направленных на минимизацию риска производственной программы и получение прибыли не ниже ожидаемого уровня.

Задача управления кредитными ресурсами предприятия с использованием моделей решается путем анализа результатов, полученных в процессе моделирования различных вариантов производственно-финансовой деятельности предприятия с учетом использования им заемных средств. Предложенные механизмы позволяют решать вопросы управления предприятием в ходе текущей деятельности и при проведении реорганизационных мероприятий, когда предприятие использует банковский кредит в своей деятельности. К числу таких мероприятий относятся расширение и реорганизация производства, переход на выпуск новой продукции и др.

Информация о работе Оптимизационные модели в логистике