Логистика: история, понятие, специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина – переход от рынка продавцов к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Суть логистического подхода……………………………………………….3
1.1. Логистика: история, понятие, специфика………………………………...3
2. Факторы развития логистики………………………………………………..6
3. Этапы развития логистики…………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………...23
Приложение……………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

логистика.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1. Суть логистического подхода……………………………………………….3

1.1. Логистика: история, понятие,  специфика………………………………...3

2. Факторы развития логистики………………………………………………..6

3. Этапы развития логистики…………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………...23

Приложение……………………………………………………………………..25

Список литературы……………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Логистика – наука  о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Объектом изучения дисциплины «Логистика» являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и  возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Управление материальными  потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина – переход от рынка продавцов к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

1. Суть логического подхода

1.1. Логистика: история. Понятие, специфика

Термин «логистика»  происходит от греческого слова «logistike», что означает «мышление, расчет, целесообразность». Римляне понимали этот термин как «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации военного снабжения и управления армией. Исторически сложилось, что логистика, как практическая деятельность, развивалась благодаря военному делу. Так, в первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по управлению перевозками, вооружению армии, планированию и снабжению войск материальными ресурсами (МР), содержанию запасов и т.п. В начале XX  века логистика была признана как военная наука. Логистические принципы и модели широко использовались в ходе Первой и Второй мировых войн. Так, в период Первой мировой войны Россия использовала модели перевозки войск, их обеспечение и снабжение, разработанные петербургскими учеными в теории транспортной логистики. В период Второй мировой войны логистика активно применялась в материально-техническом снабжении армии США, что позволило обеспечить четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта. Подобно исследованию операций, математической оптимизации, сетевым моделям и другим методам прикладной математики, показавшим свою эффективность в военной области, логистика постепенно перешла в сферу хозяйственной практики и стала широко использоваться в экономике к 60-70-м годам ХХ века.

Существует несколько  десятков определений понятия логистики, как экономической деятельности. Наиболее широкая трактовка понимает под логистикой управление всеми  видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и др.), существующими в экономических системах. Правление любым объектом подразумевает сначала принятие решения, а затем его реализацию. Для того чтобы принимать решения, необходимы определенные знания, для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. Исходя из этого, рассмотрим логистику, с одной стороны, как науку, а с другой стороны, как хозяйственную деятельность.

Логистика как  наука разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе:

- доведения сырья и  материалов до производственного  предприятия;

- внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов;

- доведение готовности  продукции (ГП) до потребителя  в соответствии с его требованиями;

- передачи, хранения и  обработки соответствующей информации.

Логистика как  хозяйственная деятельность – это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя ГП,  а так же связанной с этими операциями информацией.

Логистика позволяет  на научной основе решать множество разнообразных задач различной сложности и масштабов, перечислим лишь некоторые из них:

- прогнозирование спроса  и определение на его основе  необходимого запаса, разработка  системы управления запасами (УЗ);

- определение необходимой мощности производства и транспорта;

- организация распределения  ГП;

- управление перегрузочными  процессами и транспортно-складскими  операциями в пунктах производства  и у потребителей;

- моделирование функционирования  логистических систем (ЛС);

- проектирование ЛС;

- планирование и реализация  снабжения, производства, складирования,  сбыта, транспортирования;

- согласование целей  и координация деятельности отдельных  предприятий в цепи поставок  и различных подразделений в  рамках предприятия и др.

Основным объектом управления логистики, как хозяйственной деятельности, является сквозной материальный поток, т.е. материальный поток (МП), проходящий по логической цепи (ЛЦ), начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю.

В ходе прохождения по логической цепи МП доводится до предприятия, затем организуется его рациональное движение через цепь складских производственных участков, после чего ГП доводится до потребителя. Качественный состав МП по мере продвижения по ЛЦ меняется. Между источником сырья и первичным перерабатывающим предприятием, а также между различными производственными предприятиями движутся, как правило, массовые однородные грузы: сырье, материалы, полуфабрикаты. Внутри отдельных производств между цехами и внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты. В конце ЛЦ МП состоит из разнообразных товаров, готовых к употреблению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Факторы развития логистики

 

Объективное развитие рыночных экономических систем в ХХ веке привело к необходимости появления логического подхода к управлению предприятиями. Рассмотрим основные факторы (предпосылки), обусловившие появление и развитие логистики.

А) Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя.

           До начала 60-х годов ХХ века  страны с развитой рыночной  экономикой имели быстрорастущий  рынок. Например, в США он характеризовался  внедрением новых производственных  технологий, высоким уровнем специализации,  изобилием природных ресурсов, минимальным государственным регулированием экономики. Спрос покупателей на товары в основном превышал предложение продавцов, т.е. имел место рынок продавца. В этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т.е. на поиск резервов в производстве продукции.

Выпущенные товары, так  или иначе, попадали в конечное потребление, производство, оптовая и розничная  торговля работали без тесной увязки друг с другом. Поэтому производители  стремились увеличить свою конкурентоспособность в первую очередь за счет выпуска новых товаров, расширения и совершенствования производства. А такие операции, как транспортировка и хранение товаров, организация различных форм сервиса для потребителя, полереализованное обслуживание, рассматривались как технические и не заслуживающие большого внимания.

Но к началу 60-х годов  начал формироваться рынок покупателя, характеризующийся избыточным предложением, при котором продавцы испытывают трудности со сбытом своей продукции  по предполагавшимся ценам. Потребители стали более разборчивыми, требовали более высокого качества, низких цен, удобного и разнообразного обслуживания. Это привело к необходимости поиска новых путей создания конкурентных преимуществ.

Предприниматели стали  уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения товаров не требовало таких больших дополнительных капиталовложений, как например, освоение выпуска нового товара, и при этом обеспечивало высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости, сокращения времени выполнения заказа, соблюдения согласованного графика поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В этих условиях высокая конкурентоспособность зависела не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

Таким образом, поставщики, уделяющие особое внимание эффективной  организации распределения товаров, добивались снижения себестоимости и времени выполнения заказа и при этом гарантировали потребителю поставку товара точно в срок, необходимого количества, качества и ассортимента, что являлось значительным преимуществом в конкурентной борьбе.

Б) Усложнение системы рыночных отношений и повышение            требований к качеству процессов распределения продукции.

Повышение требований к  качеству процессов реализации ГП (качество товаров, сроки выполнения заказов, графики поставок, ассортимент, себестоимость и др.), вызванное жесткой конкуренцией, обусловило такие же требования со стороны производителей к поставщикам сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала усовершенствования существующих моделей организации снабжения и сбыта. Благодаря этому начали активно разрабатываться методы и модели оптимального размещения складов, определения оптимальных партий поставок, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д.

В) Энергетический кризис 70-х годов XX века.

Повышение стоимости  энергоносителей вынудило предпринимателей искать новые методы повышения экономичности  перевозок. Традиционный подход заключался в рациональной организации транспорта, но этого было недостаточно в условиях энергетического кризиса. Большей эффективности решения этой задачи можно было достичь за счет согласования действий всех участников логистического процесса, что явилось новым шагом в практике управления МП на предприятиях.

Г) Научно-технический прогресс в создании гибких автоматизированных производств.

Замена традиционных конвейеров автоматизированными производственными  линиями привела к созданию гибких производственных структур, сделавших  рентабельным производство продукции мелкими партиями. Работа по принципу «малых партий» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства МР и сбыта ГП. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях, возникла потребность в поставке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Все это привлекло внимание к методам решения проблемы эффективной организации логистического процесса.

Д) Научно-технический прогресс в области средств связи и информатики.

К важнейшим достижениям НТП в области средств связи и информатики, позволившим реализовать идеи логистического управления на практике, относятся:

1) компьютеризации управления  логистическими процессами, а именно: 
- создание и массовое использование ЭВМ;

- создание прикладных  программных систем, автоматизирующих процессы планирования, прогнозирования, принятия решений, ведения баз данных, решение оптимизационных задач и т.п.;

2) развитие средств  передачи данных:

- разработка стандартов  передачи информации;

- создание средств  передачи информации (факс-аппараты, EDI – электронный обмен данными, компьютерные сети и т.д.), в том числе и быстродействующих (спутниковые телекоммуникационные системы и т.п.).

Это дало возможность  отслеживать все этапы движения сырья, деталей, ГП, что позволило четко выявить огромные потери в существующих схемах управления МП. Поэтому появилась необходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятиях. Кроме того, появились принципиально новые возможности:

- автоматического отслеживания  наличия полуфабрикатов, выпуска  ГП, состояния производственных  запасов, объемов поставок МР, места нахождения грузов на  пути от производителя до потребителя;

- оперативной передачи  информации о реквизитах транспортируемых грузов (особенно в международном сообщении);

- осуществления мониторинга  и управления в режиме реального  времени всеми фазами движения  продукта – от первичного источника сырья через промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя;

- оперативного получения,  обработки и анализа информации  о рынках сбыта, о деятельности  фирмы, оценки ее конкурентного  положения;

- использования «безбумажных»  технологий: электронной подписи,  электронных платежных систем, передачи электронной сопроводительной документации при оформлении банковских счетов, заключении договоров, транспортировки грузов и т.д.;

- создания систем электронной  коммерции.

Использование информационных технологий позволило поднять эффективность  управления МП на принципиально новый уровень. Для этого на предприятиях стали создаваться информационные системы (как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории) и информационные службы, оперирующие всеми информационными потоками (ИП) и отвечающие за деятельность информационных систем предприятия.

Информация о работе Логистика: история, понятие, специфика