Курс лекций по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 09:28, курс лекций

Описание работы

Исторические предпосылки возникновения логистики
Понятие логистики имеет свою историю. Семантика (словарное значение) слова
восходит к Древней Греции, где «logistike» обозначало «счётное искусство» или
«искусство рассуждения, вычисления».
Ещё в период Римской империи существовали служители, которые именовались
«логисты», которые занимались распределением продуктов питания. В первом
тысячелетии, а именно во времена византийского императора Льва VI (866–912
гг.) логистика определялась, как искусство снабжения армии и управления её
запасами, включая подготовку каждого военного похода.

Файлы: 1 файл

курс лекц..docx

— 442.72 Кб (Скачать файл)
  • создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
  • управление условно-постоянными, т. е. малоизменяющимися данными;
  • планирование производства;
  • общее управление запасами;
  • управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

  • детальное управление запасами (местами складирования),
  • распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
  • отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные  информационные системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.

Выше рассмотрены особенности  информационных систем различных видов  в разрезе их функциональных подсистем. Но, как уже отмечалось, различил имеются и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся подробнее на характерных особенностях программного обеспечения плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем.

Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой  — высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям.

В настоящее время создаются  достаточно совершенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.

Наиболее высок  уровень стандартизации при решении  задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение. В диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например:

  • производственный процесс на предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации;
  • структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей.

В исполнительных информационных системах на оперативном уровне управления применяют, как правило, индивидуальное программное обеспечение.

 

Логистические системыразделяют на макро- и микрологистические системы.

 

Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.

Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем.

    Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный лоток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников.(рис.А).

   Эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник. (рис.Б).

   Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников (рис.С).

    Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы.

Система, согласно энциклопедическому определению —  множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Для более точного определения понятия «система» перечислим свойства, которыми должна обладать система. Тогда, если удастся доказать, что какой-либо объект обладает этой совокупностью свойств, то можно утверждать, что данный объект является системой.

А.

Потребитель


Поставщик




 

 

Потребитель



 

Посредник


Поставщик


Б.


Потребитель



 



 

Потребитель



С.

Потребитель


Потребитель


Посредник


Поставщик


Посредник


Посредник



 

 

 

 

Существует четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой.

Первое свойство — целостность и членимость. Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

Второе свойство — связи. Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

Третье свойство — организация. Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

Четвертое свойство — интегративные качества. Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Логистическая система включает такие укрупненные блоки, как  снабжение

(закупка) с транспортным  обеспечением (доставка продукции  предприятиям),

производство, сбыт продукции  с транспортным обеспечением (доставка продукции потребителям). В соответствии с этим выделяются следующие функциональные области логистики: логистика, связанная с заготовкой или закупкой продукции (логистика закупок, или заготовительная логистика); производственная логистика; логистика, специализирующаяся на сбыте, реализации продукции (распределительная логистика).

     Производственная логистика - область логистики, охватывающая процессы движения материалопотоков внутри предприятия (фирмы).

Термин коммерческая логистика означает не только сферу использования

(коммерческая деятельность  по закупке сырья и материалов, сбыт готовой

продукции), но и прагматическую цель, заключающуюся в снижении издержек,

увеличении прибыли, повышении конкурентоспособности организации (фирмы).

     Логистическая цепь - совокупность логистических звеньев, через которые

проходит движение материального  потока, с выделением следующих главных  звеньев:

поставка материалов, сырья  и полуфабрикатов; хранение продукции  и сырья;

производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции вплоть до места ее потребления.

Возможность планирования различных  операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на

макрологистику, мезологистику и микрологистику.

     Макрологистика - область логистики, решающая вопросы, связанные с

анализом рынка поставщиков  и потребителей, выработкой общей  концепции

распределения, размещением  складов на полигоне обслуживания, выбором вида

транспорта и транспортных средств, организацией транспортного  процесса,

рациональных направлений  материальных потоков, пунктов поставки сырья,

материалов и полуфабрикатов, с организацией пунктов доставки готовой продукции,

с выбором транзитного  или складского способа товародвижения.

     Мезологистика - область логистики, осуществляющая интеграцию в одну

систему нескольких фирм одной  отрасли.

     Микрологистика - область логистики, решающая локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики и осуществляющая управление материальными и информационными потоками на внутрипроизводственном (внутрифирменном) уровне. Примером может служить планирование в пределах предприятия различных логистических операций, таких, как погрузочно-разгрузочные, транспортно-складские и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке реализации и контролю за процессами перемещения продукции внутри предприятий.

До применения логистического подхода критерий оценки эффективности  в системе"снабжение-производство-перевозка" был таким, что целевая функция

ориентировалась на минимум  издержек в каждом из звеньев:

L = min 3с  + min 3п  + min 3т ,

где    3с,  3п,  3т – затраты    соответственно

на   снабжение,   производство, транспортировку.

Логистический подход ориентирован на отказ от изолированного рассмотрения издержек, поэтому на смену пришел новый критерий - критерий минимума суммы указанных затрат, в котором применим критерий оптимальности В. Парето, что позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение по конкретному объекту общее состояние системы. Этот критерий применяется при решении таких задач, когда оптимизация одних показателей считается достаточной при условии, что

другие показатели при  этом не ухудшаются.

Оптимум (эффективная точка) по В.Парето - решение, которое не может быть улучшено с точки зрения какого-либо одного критерия без того, чтобы при этом оно не было бы ухудшено относительно других критериев:

В этом случае целевая функция  принимает следующий вид:

           L = min (3с   +3п   +3т).          

Таким образом, логистика  нацелена на рационализацию всей сферы обращения и производства в совокупности.

В логистических решениях принимают участие: продуценты (изготовители

товаров), поставщики, транспортные структуры, потребители, государственные структуры. Потребность в логистики возникает как в частном, так и в государственном секторе (табл. 1).

В частном секторе потребитель предъявляет спрос на продукцию

изготовителя.

Изготовитель выступает  в качестве поставщика. Он договаривается с

транспортными агентствами  о перемещении сырьевых материалов на предприятие, а готовой продукции – с предприятий на рынки. Таким образом, спрос на транспортные перевозки – это производный спрос. Правительство определяет общие правила функционирования рынка и частично обеспечивает деятельность транспортной инфраструктуры.

В государственном секторе  правительство выступает как заказчик, потребитель и поставщик части продукции (например, в области военных нужд) [5].

                                                                       Таблица 1

        Ключевые  проблемы логистики в частном  и государственном секторах       

    

Участники

логистических решений

Частный сектор

Государственный сектор

Поставщик -

обслуживающее агентство

Управление запасами,

ценообразование, перевозки  собственным или нанимаемым транспортом, планирование производства, размещение предприятия

Укомплектованность штата, ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, предлагаемые услуги, размещение заказов

Транспортное агентство

Маршрутизация перевозок, уровень  обслуживания, цены, тип парка

 

Правительство

Налогообложение, цены на продукцию  и тарифы естественных монополий, стабильность финансовой системы, функционирование и развитие государственной инфраструктуры, правовое регулирование хозяйственных  отношений

Бюджетное финансирование,

система формирования

государственных заказов,

контроль за их выполнением

и регулирование

Информация о работе Курс лекций по "Логистике"