Классификация материальных потоков, их характеристики и особенности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Логистика (от греческого слова "logistike", что означает искусство вычислять, рассуждать) - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Содержание работы

Введение
1.Материальные потоки их сущность
2.Виды материальных потоков
3.Организация материальных потоков

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Логистика - Классификация материальных потоков, их характеристики и особенности организации.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 
 
 

     Кафедра международных отношений 
 
 

     Факультет управления

Специальность Государственное управление и экономика 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине Международные  операции и логистика

на  тему: Классификация  материальных потоков, их характеристики и  особенности организации 
 

     ВАРИАНТ 13 
 
 
 
 

Автор работы: 

студент 3 курса группы ГУиЭ      _______________        Г.В. Маркашанский

идентификатор: mo8e1g1-013 

Руководитель:                              

________________________         _________________        _________________ 
 

     МИНСК 2010

     Оглавление 

Введение

  1. Материальные потоки их сущность
  2. Виды материальных потоков
  3. Организация материальных потоков

Заключение

Список литературы 

 

      Введение 

     Логистика (от греческого слова "logistike", что  означает искусство вычислять, рассуждать) - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании  движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

     Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия и на всех стадиях развития производства стремится  сократить затраты и выпустить  продукцию, заданного количества и  качества в установленные сроки и в установленном месте.

     Материальный  поток – продукция (грузы, детали, товарно-материальные ценности и др.), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических  операций (транспортировка, складирование  и др.) и отнесенная к временному интервалу. Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны, объем и т.д.), а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.). Например, тонн / год.

     Формой  существования материального потока могут быть грузооборот склада, грузовой поток и др. 

 

     
  1. Материальные  потоки их сущность
 

     Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. 

     

     Рис.1. Принципиальная схема материального  потока на торговой оптовой базе 

     Материальные  потоки могут протекать между  различными предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формировать  определение материального потока, разберем конкретный пример материального  потока, протекающего внутри отдельного предприятия.

     На  рис.1 приведена принципиальная схема  материального потока на торговой оптовой  базе. Как следует из этой схемы, выгруженный из транспортного средства товар, может быть направлен по одному из трех путей: либо на участок приемки, либо в зону хранения, либо, если груз поступил в нерабочее время, в прямоточную экспедицию. В дальнейшем товар так или иначе сосредотачивается в зоне хранения.

     Пути  движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут  быть различными. На рис.2 изображено 4 варианта:

     а) участок хранения – участок погрузки;

     б) участок хранения – отправочная  экспедиция – участок погрузки;

     в) участок хранения – участок комплектования - отправочная экспедиция, участок  погрузки;

     г) участок хранения – участок комплектования – участок погрузки.

     По  пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т.д. Объем  работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал и т.п., представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

     На  оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных  участков. Для этого суммируют  объемы работ по всем логистическим  операциям, осуществленным на данном участке.

     При осуществлении некоторых логистических  операций материальный поток может  рассматриваться для заданного  момента времени. Тогда он превращается в материальный запас.

     Материальные  потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения др. материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. 
 
 
 
 
 

  1. Виды материальных потоков
 

  Материальные  потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большой группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов. При решении других задач - например, при организации внутрискладского логистического процесса, детально изучается каждая операция.

  Материальные  потоки подразделяют по    следующим  основным признакам: отношению к  логистической системе, натурально-вещественному  составу потока, количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов.

  По  отношению к логистической  системе материальный поток может быть внешним, внутренним, входным и выходным.

   Внешний  материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

   Внутренний  материальный поток образуется  в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.

   Входной   материальный поток поступает  в логистическую систему из  внешней среды. В данном примере  определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год:

  Разгрузка железнодорожных вагонов        4870

  Выгрузка  контейнеров                                 2435

  Разгрузка автомобильного транспорта      2435

  

  ИТОГО входной  материальный поток       9740 

   Выходной  материальный поток поступает  из логистической системы во  внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств. В данном примере величина выходного материального потока определится следующим образом, т/год:

  Погрузка автотранспорта                                   8279

  Погрузка  контейнеров                                         974

  Погрузка  железнодорожных контейнеров       487

  

  ИТОГО выходной материальный поток  *    9740

  

  *  На  предприятиях оптовой торговли выходной материальный поток называют, как правило, грузооборотом базы.

         

       При сохранении на предприятии  запасов на одном уровне входной  материальной поток будет равен  выходному.

  По  натурально-вещественному  составу материальные потоки делят на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

  По  количественному  признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

   Массовым     считается поток, возникающий  в процессе транспортировки грузов  не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

    Крупные   потоки  -  несколько  вагонов, автомашин.

   Мелкие  потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

   Средние   потоки занимают промежуточное  положение между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

  По  удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

   Тяжеловесные  потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 m (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

   Легковесные  потоки представлены грузами,  не позволяющими полностью использовать  грузоподъемность транспорта. Одна  тонна груза легковесного потока  занимает объем более 2 м3. Например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.

  По  степени совместимости  образующих поток  грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

  По  консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

  Насыпные   грузы (например зерно) перевозятся  без тары. Их главное свойство —  сыпучесть. Могут перевозиться в  специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

   Навалочные  грузы (соль, уголь, руда, песок  и т. п.) как правило минерального  происхождения. Перевозятся без  тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же как и предыдущая группа обладают сыпучестью.

   Тарно-штучные  грузы имеют самые различные  физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.

   Наливные грузы -  грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических средств.

  Схематически  классификация материальных потоков представлена на рис. 2

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Организация материальных потоков
 

     Перемещение материальных потоков на предприятии  базируется на использовании ряда принципов:

     Принцип кратчайшего пути.

     Принцип непрерывности движения.

     Принцип прямоточности.

     Принцип эффективности перевозок.

     Организация материальных потоков обеспечивает формирование процесса товародвижения путём установления отношений между  звеньями товаропроводящей цепи, обусловленных  продвижением материалов от источника  сырья до потребителей готовой продукции. Сущность организации материальных потоков состоит в объединении отдельных звеньев и стадий товародвижения, установления необходимых между ними связей и обеспечении взаимодействия с целью минимизации затрат по выполнению заказов при условии их своевременного и качественного исполнения.

Информация о работе Классификация материальных потоков, их характеристики и особенности организации