Экономические методы управления складским хозяйством на базах и складах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать методы логистического управления складской деятельностью.
Объект исследования - управление складским хозяйством.
Предмет исследования - базы и склады, их функции, методы управления складами и складскими запасами.
Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
1.1. СКЛАДЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ
1.2. ФУНКЦИИ СКЛАДОВ
1.3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ
1.4. ГРУЗОВАЯ ЕДИНИЦА – ЭЛЕМЕНТ ЛОГИСТИКИ
2. СТРАТЕГИЯ И ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ СКЛАДИРОВАНИЯ
3. УПРАВЛЕНИЕ СКЛАДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ НА БАЗЕ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
3.1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАКТИКА РАБОТЫ ОПТОВОЙ БАЗЫ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
3.2. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СКЛАДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ (АСУ СХ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая по логистике2.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

В процессе приемки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов. Это дает возможность скорректировать информационный поток.

Проведение приемки на всех этапах движения материального потока от первичного источника сырья до конечного  потребителя позволяет постоянно  актуализировать информацию о его количественном и качественном составе.

На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучные грузы могут храниться в стеллажах или в штабелях.

Следующая операция - отборка товаров из мест храпения может производиться двумя основными способами:

- отборка целого грузового пакета:

- отборка части пакета без  снятия поддона.

Эта операция может выполняться  с разной степенью механизации:

    • отборка с помощью средств малой механизации;
    • механизированная отборка.

В высотных складах тарно-штучных грузов отборщик в специальном стеллажном подъемнике передвигается вдоль ячеек стеллажа, отбирая необходимый товар. Такие склады называют статистическими.

Другой вариант отборки реализуется  в так называемых высотных динамических складах, здесь стеллажный подъемник автоматически подается к ячейке с необходимым грузом. С помощью телескопического вилочного захвата грузовой пакет вынимается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Необходимое количество груза отбирается, остальное подается назад в место хранения.

Максимальная высота статических  складов составляет обычно 12 м. Длина  стеллажей выбирается произвольно, но считается оптимальным соотношение 1:5.

Динамические склады обычно крупнее  статических. Высота стеллажей 16 - 24 м, но может достигать и 40 м. Длина вплоть до 150 м [4].

 

 

 

    1. Грузовая единица – элемент логистики

 

Одним из ключевых понятий логистики  является понятие грузовой единицы.

Грузовая единица - некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Грузовая единица  -  это тот  элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое, формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.

Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие:

    • размеры грузовой единицы;
    • способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.

 

Размеры грузовых единиц, а также  оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания, платформы для  формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.

В логистике применяется разнообразная  материально-техническая база. Для  того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.

Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя.

На основании базового модуля разработана  единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.

Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием.

Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.

 

Пакетирование обеспечивает:

    • сохранность продукта на пути движения к потребителю;
    • возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;
    • максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;
    • возможность перегрузки без переформирования;
    • безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

На практике применяют различные  методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.

Одним из наиболее прогрессивных методов  формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью  термоусадочной пленки. Остановимся подробнее на преимуществах этого метода.

1. Высокая степень сохранности  грузов.

Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. Не вызывает разрушения пакета даже его наклон под углом до 35 градусов. В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом.

Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и  влаги и могут противостоять  атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения  грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.

2. Возможность пакетирования грузов  различных размеров и формы.

Упаковывать в  термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое.

3. Сравнительно низкие затраты  труда.

При использовании  автоматического и полуавтоматического  оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в 3 - 4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты.

Кроме того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица, может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторной упаковки груза [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Стратегия и задачи логистики складирования

 

Хозяйственная деятельность предприятия  невозможна без функции хранения, а, следовательно, без складов, которые  имеют место в любой логистической  системе. Современный складской  комплекс, обладающий совершенными технологиями, позволяет решать многие проблемы, связанные с обращением товарно-материальных ценностей. Правильно организованный склад позволяет оптимизировать затраты логистической системы, а процессы, связанные с функционированием складов, в конечном результате являются значительной составляющей совокупных затрат.

 

Рисунок 1. Места расположения складов  производственного предприятия.

 

1 – склад сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих  общехозяйственного назначения.

2 – основное производство.

3 – вспомогательное производство.

4 – склад готовой продукции  и полуфабрикатов собственного  изготовления общехозяйственного  назначения.

5 – склад общецехового назначения  основного производства.

6 – склад общецехового назначения  вспомогательного производства.

7 – склад на рабочем месте основного и вспомогательного производства.

Однако склад несет не только функцию хранения, но и сервисного обслуживания потребителей складских  услуг: приближение запасов к  местам потребления, формирование рыночного  ассортимента, комплектование смешанных грузовых отправок и так далее. Таким образом, склад – как неотъемлемое звено в логистической системе, позволяет определить стратегические выгоды: экономические и сервисные.

Сегодня  говорят не о складах, а о складских комплексах или  складских хозяйствах. При этом необходимо решать вопросы проектирования и организации, совершенствования технологического процесса и управления складским хозяйством.

Для определения целей и задач  управления складским хозяйством необходимо рассмотреть вопрос места и роли склада в логистических системах.

На рисунке 1 представлена микрологистическая система, что означает отдельный  хозяйствующий субъект в определенное время, иначе совокупность подразделений  и отделов предприятия, связанных  между собой хозяйственными отношениями, цель которых выпуск конкурентно способной продукции или товаров, и место склада в этой системе.

Таким образом, на производственном предприятии  существуют склады общецехового назначения основного и вспомогательного производства, склады общехозяйственного назначения сырья, материалов и готовой продукции и склады на рабочих местах. Следовательно, в зависимости от назначения склада производственного предприятия затраты на складирование и эксплуатацию складского хозяйства будут включаться в цеховую или производственную себестоимость готовой продукции.

Если рассматривать макрологистическую систему, то существуют склады поставщиков, производителей, покупателей, логистических  посредников, грузоперевозчиков, потребителей.

На рисунке 2 представлено место склада в макрологистической системе, под которой подразумевается совокупность предприятий и лиц, связанных между собой договорными отношениями, цель которых довести готовую продукцию производителя до конечного потребителя.

Следовательно, при продвижении сквозного материального потока существуют склады производственных и торговых предприятий, а также склады потребителей и склады в виде распределительных центров для консолидации или расконсолидации товаров.

 

Рисунок 2. Схема расположения складов  в макрологистической системе.

 

1 – склад поставщика.

2 – склады производителя.

3 – склад потребителя.

4 – склады посредников: оптовых,  мелкооптовых, розничных.

5 – склады транспортных организаций.

6 – склад – предприятие.

Какие задачи стоят перед предприятиями  с целью оптимального функционирования складов? Постановка задач производится из указанных целей: экономических и сервисных. Для этого необходимо рассмотреть вопросы:

    • место и роль склада в логистических системах
    • организация складского хозяйства
    • определение критериев эффективности функционирования

склада и его основных частей

    • разработка бизнес-плана организации складского хозяйства
    • разработка технологического процесса на складе предприятия
    • техническое обеспечение технологического процесса
    • информационное и документарное обеспечение управления
    • маркировка и идентификация товаров и так далее [15]

В каждой задаче необходимо определить подзадачи. Например, задача «организация складского хозяйства» состоит из подзадач, представленных на рисунке 3.

Прежде чем организовывать складское хозяйство, необходимо поставить вопрос: нужен ли вообще склад, а если нужен, то для чего? Например, в западноевропейской системе управления «Just in time», что означает «точно в срок», склады вовсе отсутствуют с целью снижения затрат. Для поставки товара «точно в срок» необходима тотальная компьютеризация с тянущими или толкающими информационными потоками, быстрая обратная связь от покупателей относительно их потребностей, эффективная и надежная транспортировка, наличие центров комплектования, т.е. перевалочных пунктов, куда продукция поступает с различных мест с целью комплектования заказов. В японской системе управления «Canban», которую разработали американцы, но впервые применили японцы, склады существуют, но с целью поддержания только минимального уровня запасов товарно-материальных ценностей в виде страховых запасов. Предприятия уделяют большое внимание определенным видам операций в зависимости от выбранной стратегии. Например, наличие системы «Just in time» требует большого контроля за транспортными операциями, а не за регулированием и оборачиваемостью запасами. И, наоборот, предприятия, располагающие большими запасами,

Информация о работе Экономические методы управления складским хозяйством на базах и складах